23 Июн

Жанрово-тематическое своеобразие детской литературы Шабана Кубова




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Детская литература – весьма широкое понятие. Главная ее задача – воспитание и образование детей с помощью языка художественных образов. Она имеет большое значение в формировании личности ребенка, черт характера, изначально направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили известные педагоги и психологи, писали свои лучшие произведения писатели разных поколений. Адыгейская детская литература – одна из богатых слоев национальной литературы. Национальная критика и литературоведение еще не в достаточной степени осветили детскую литературу, хотя и количественно и качественно она занимает все более видное место в литературе. Слова Горького, написанные еще во второй половине ХХ века, и сегодня остаются актуальными для адыгейской детской литературы: «Пора поставить вопрос о детской литературе широко и серьезно, так, как ставятся, все крупные вопросы, требующие неотложного разрешения»[1,130]. Развитие адыгейской детской литературы во многом связано с творчеством Чуяко Дж., Куека Н., И. Машбаша, А. Гадагатля, И. Машбаша, Х. Панеша и др. Созданные им литературные произведения сыграли определенную роль в истории национальной детской литературы. Разнообразен жанровый диапазон их детских произведений: это и стихотворные и прозаические сказки, как основанные на авторском вымысле так и на фольклорных мотивах, рассказы, драматургические произведения, басни, стихи. В области детской литературы плодотворно работал и Шабан Кубов, чей творческий опыт, интереснейшее художественное наследие сегодня требуют объективного осмысления. В конце ХХ века, после долгого периода забвения, творчество самобытного поэта, композитора Шабана Кубова становится объектом внимания литературоведов. В ныне существующих оценках его творчества акцент в основном делают на выявление его национальных корней. Жизнь этого незаурядного человека – сплошное скитание, «он сполна послужил своему многострадальному народу, пройдя вместе с ним тяжкий и долгий путь жизни и творчества»[2,162]. Его произведения проникнуты великой любовью к своей земле, народу.

В творчестве Кубова можно выделить цикл произведений, посвященных детям. Детская литература поэта в большей степени определена в жанре поэзии, ибо существует «особая приверженность детского восприятия к ритму и рифме»[3,22]. Словами С. Смирновой, «чтобы писать для детей, надо хотеть и уметь воспитывать. А чтобы воспитывать, надо знать детей»[4,144]. Поэт хорошо знает, понимает мир детства, где нет ни зла, ни жестокости. Главная тема стихов Кубова для детей – это воспитание и образование подрастающего поколения. Показательно в этом плане стихотворение поэта о школе  «Если ты хороший ученик»:

Вставай, вставай,

Рано вставай.

Умойся чисто.

Пойдем, пойдем,

Рано пойдем

Не опаздывая

Пойдем вовремя в школ (здесь и далее подстрочный перевод Ш.Т.).

Школьная тема продолжается и в стихотворении «Призываю своих друзей» :

Призываю, призываю,

Зайти всем в класс.

Призываю, призываю

Всем без исключения

Учиться на отлично.

Помогать отстающим-

Прекрасен и одухотворен пафос, которым дышит каждое слово этих строк. Уверен поэт, сегодняшний школьник – это завтрашний деятель, строитель будущего.

Стихотворения написаны в форме обращения : «Вставай, вставай». Ритмическая и интонационная структура его поэтических произведений рассчитана на восприятие маленького читателя. Повтор слов характерен для многих стихов («Коньки», «Санки», «Зову своих друзей», «Если ты хороший ученик» и др). Фразы простых конструкций, художественный прием, заключающийся в обилии диалогов, повторяющихся слов делает их доступными, стихи отличаются четкостью выраженной в них мысли.

Кубов в своих стихах не говорит от лица ребенка, он остается в роли воспитателя, учителя. С учетом возрастных особенностей детей поэт больше объясняет, учит. В детском цикле поэта нет героев с определенными именами, – его художественное слово обращено ко всем.

Многие стихотворения Кубова носят познавательный характер. Это в основном стихи-загадки. В произведениях «Заяц», «Моя лошадка», «Котенок», «Индюк», «Утка» путем описания рисует образы животных:

Чьи ушки острые, острые

Прыгает, скачет, в кусты кидается,

Все сомневаясь в себя,

Смотрит из куста в сторону леса,

Теме патриотического воспитания посвящено стихотворение «Барабанщик» (Бей, бей, бей, бей, Бей в барабан, Пугая врага с далека,  Бей в барабан).

Четкое, выразительное поэтическое описание в произведениях легко запоминается ребенком. Прав М. Горький в том, что не надо «бояться поэтических сравнений, неизбежного антропоморфизма и даже фантастики, если она способствует разуму воображать и предугадывать»[5,125], «она (детская книга–Ш.Т.) должна говорить языком образов, должна быть художественной»[6,129].

Шабан Кубов писал для детей в разных жанрах: стихи, стихи–загадки, сказка–поэма, сказка–размышление. «Встреча животных» – сказка–поэма, «Дикая кошка, лиса, волк, медведь» – сказка – размышление, «Кот–мулла» – сказка. Главные герои в них животные. Образами животных поэт учит детей добру, мудрости.

О мастерстве Кубова – детского поэта – Казбек Шаззо с восхищение пишет: «Каким волшебным мастерством обладают его стихи о детях и для детей – солнечное, живое, магически действующее на слух и зрение ребенка»[7, 212]. Значительна роль его произведений в развитие всей национальной и в частности детской литературы.

Литература:

1.Горький М.А. Литературу – детям // М. Горький О детской литературе.– М.,1958 – С. 126 – 130.

2.Шаззо К. Г. Шабан Кубов. Несостоявшийся полет белогрудой чайки // Избранные труды. Т.2. – Майкоп, 2014.–С. 162–213

3.Лямова Б.Х. К вопросу о своеобразии детской поэзии Н. Куека // Вестник АГУ, 2011, № 4. – С. 19 – 22.

4.Смирнова С.С. Борис Житков и его мысли о воспитании и детской книге С.120–159. // Смирнова С.С. О детях и для детей.– М., 1967. – С. 120 – 159.

5.Горький М.А. О детской литературе. Из докладной записки. 4-я редакция. // Горький М. О детской литературе. – М., 1958. – С. 124 – 125.

6.Литературу – детям. // Горький М. О детской литературе.– М., 1958 – С.126–130.

7.Шаззо К. Г. Шабан Кубов. Несостоявшийся полет белогрудой чайки // Избранные труды. – Т.2. ­ Майкоп, 2014. – С. 162 – 213

Жанрово-тематическое своеобразие детской литературы Шабана Кубова
Рассматривается проблема адыгейской детской литературы, составляющая определенный пласт национальной художественной литературы. Делается попытка определения вклада в адыгейскую детскую литературу поэта, композитора Шабана Кубова. Необходимость в расширении представлений о творческой индивидуальности художника и его месте в общем развитии национальной литературы, и в частности детской поэзии, определяет актуальность работы. Цель работы – выявление жанрово-тематического своеобразия детской литературы Ш. Кубова. Объектом исследования являются стихи поэта для детей, написанные в разные годы, материалом служит цикл детских стихов «Взгляд ребенка - лицом песни». Применяются описательный, жанрово-концептуальный и текстологический методы исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке спецкурсов, посвященных творчеству Шабана Кубова, при разработке лекционных курсов по адыгейской детской литературе. Делается вывод о том, что детский цикл поэта является значительными вкладом в адыгейскую литературу.
Written by: Шовгенова Тамара Алиевна
Published by: Басаранович Екатерина
Date Published: 12/17/2016
Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
Available in: Ebook