25 Авг

СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. МЕТАМОРФОЗЫ И ОТКРЫТИЯ.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Художественная литература – прежде всего искусство. В школьной программе литература рассматривается как двуединый предмет – искусство и наука(литературоведение). Чаще всего, возможно из-за нехватки времени, происходит замена понятия: литература как учебный предмет – это усвоение элементов литературоведения, то есть ученику предлагается набор инструментов(художественные средства, тема, идея, пафос и т. д.), без которых он, несомненно, не сумеет «расправиться» с текстом. Существует огромная дистанция между читателем и произведением искусства при таком подходе. Такая проблема существует, ее обсуждают и исследуют. Замечательны поиски и находки О. Б. Даутовой, М. Г. Беловой, М. Б. Багге в разработках методики изучения в школе художественной литературы как искусства.

Главная задача современной отечественной детской литературы, по моему мнению, — создание особого мира, духовного пространства, в котором возможны метаморфозы как преображения и пробуждения к осмысленной и яркой жизни. Современный автор либо предупреждает: опасно, здесь нет возможности для радости, творчества, жизни. Либо, используя фантастику, создает иной мир, в котором система ценностей включает жизнеутверждающие компоненты. В этом мире нет размытых границ между добром и злом, правдой и ложью, героизмом и подлостью.

В художественном произведении форма и содержание одинаково значимы, с этой точки зрения, жанр уже подсказывает и выбор художественных средств, и помогает определить авторский замысел. Для рассмотрения авторских позиций возьмем произведения разных жанров современных авторов: это реалистическое повествование, роман-воспитание Бориса Минаева «Детство Левы», это семейная хроника с элементами фантастики Дины Сабитовой «Где нет зимы», мистерия Ильи Боровикова «Город Солнца» и фантастическая школьная повесть писателя-психолога Екатерины Мурашовой «Класс коррекции». Что объединяет эти совершенно разные произведения? И что отличает их, делает особенными? Прежде всего писатели утверждают бесценность, уникальность человеческой жизни и предупреждают об опасности утраты этого понимания в современном обществе высоких технологий и социальных проблем.

Борис Минаев создал трилогию о взрослении героя Левы. «Детство Левы» — первая из повестей, о которой предлагаю поразмышлять. В Послесловии к повести автор сообщает, что в основе его произведения, конечно, события собственной жизни. Но для самого писателя   важны те обыденные ситуации, которые не всегда становятся предметом исследования, в них нет ничего, на первый взгляд, особенного. Например, ребенок задает вопросы, а на них не отвечают, потому что он мешает, назойлив. Сам ребенок настолько наполнен особой радостью   каждого мига жизни, его безусловная любовь к родителям спасает его от разочарований. Как совершается этот процесс накопления «защиты», любви и показывает автор, вспоминая детство. В повести передана особая интонация речи ребенка при помощи парцелляций, которые необходимы для выделения значимых моментов жизни и дум ребенка. Очень важны повторы речи, создающие ритм и выносящие описания обыденности в иной, более высокий план.

У Дины Сабитовой в повести «Где нет зимы» брат и сестра, попавшие в детский дом, спасены запасом любви и творчества, которые были переданы им мамой и бабушкой. Главный закон жизни – любовь, он не формулируется в простых сентенциях, он не облекается в обычные слова, он в действии, в семейных традициях, которые были созданы еще до рождения героев. Достоверность в повести подчеркивается жанровым выбором: повесть реалистическая, объемность и плотность мира создаются монологами героев: каждая глава передает события от лица какого-либо персонажа.

Название повести Дины Сабитовой символично. Оно переносит читателя во внутреннее пространство человеческой жизни – космос переживаний, памяти, творчества. В сюжете трагическая ситуация: дети остаются одни. Семья включала в себя представителей трех поколений: бабушка, мама, дети – 13-летний Павел и 7-летняя Гуль. Пока несчастье не коснулось семьи, все живут в старом деревянном доме с чердаком, который хранит тайны рода. Писатель создает необходимую для понимания героев ретроспективу: семьи коснулись репрессии 20-х годов, о чем герой-подросток узнает из найденных документов. После смерти мамы и бабушки он осознает себя не только единственным старшим в семье, но и ответственным за младшую сестру. Когда узнает о достойных предках, получает дополнительный заряд жизненной силы и находит выход из сложной ситуации. В детприемнике, куда попадают дети, сознание сестры не может справиться с утратой мамы, и девочка уходит в мир фантазий. Она не слышит и не видит того, что происходит вокруг. Лишь единственный друг, верблюжонок из картин мамы, остается в ее мире, а преданный друг – кукла остается в опустевшем доме. Откуда у 13-летнего мальчика мудрость и знания психотерапевта? Это накопленная любовь-знание, любовь-творчество, любовь-терапия и еще неопределимая любовь, которая и создает семью: не количество людей, объединенных родством, а семью – организм, который делает  жизнеспособным, здоровым и стойким именно любовь. В психотерапии есть направление – арт-терапия, которая направлена на пробуждение человеческого сознания через творчество. И девочке Гуль нужна была кукла, которую создала ее бабушка. Кукла, с одной стороны, становится тем самым психотерапевтическим предметом-стимулом, с которым уже научилась вести молчаливый диалог Гуль. Для писателя кукла – одна из героинь-проводников, соединяющих поколения. Конечно, в повести есть сказочный элемент: кукла размышляет, некоторые главы – это монологи куклы, с ее точки зрения показаны события. И ее слышат те, кто хочет и должен услышать. Самая чуткая и ранимая Гуль, поэтому для того чтобы вернуть ее к жизни, нужно чудо. Одно из чудес – принятое братом решение принести из заколоченного дома спасительную игрушку. Писатель показывает, что такой поступок имеет последствия: он вдохновляет маму одноклассника Гуль забрать детей из приемника, он учит находить решения  очень сложных межличностных конфликтов. Таким образом, главной темой повести Дины Сабитовой становится чудо, которое создают сами люди. И там, где есть победившие стужу одиночества, беды, болезни, отчаяния, образована территория, «где нет зимы».

Андрей Максимов в самой первой главе повести «Не стреляйте в Сочинителя Историй» рассказывает о том, что только любовь и может стать основой и питающей энергией семейной и писательской жизни.

Без любви мир превращается в схему, механизм, где нет возможности для жизни. Илья Боровиков в мистерии «Город Солнца» с мельчайшими подробностями воссоздает сначала предысторию трагических событий: одна из главных героинь воспитывается в детском доме, другая посещает московскую школу. Здесь, в детдоме и школе, — истоки того, каким вырастает ребенок, к чему он стремится, что он ищет. И в школе, и в детдоме атмосфера сходная: ребенок с его внутренним миром, с его поиском смысла никому не нужен. Автор показывает, как взрослые наполняют свою жизнь пустой, безостановочной деятельностью. Героиня из детского дома попадает в общину снеговиков, а вторая девочка убегает из дома и живет в заброшенном Планетарии с группой беспризорных детей. И вот в этих новых сообществах существуют традиции и мифы, здесь верят в предсказания, заботятся друг о друге в силу того, что существуют правила, которые сохраняют существование групп. Но ни у снеговиков, ни у детей еще нет понимания истинных основ жизни, заключающихся в любви и милосердии:  для них главное – биологическое выживание. Девочка Мишаня, или Митцель, которую вырастили и воспитали снеговики, обладает выносливостью, хорошо переносит психические нагрузки, но у нее нет чувств. Боровиков показывает такую систему воспитания, где нет места чувствам, жалости: есть закон жизни, по которому жизнь снеговиков быстротечна, с весенним солнцем она завершается, а возникает с первыми холодами. И Мишаня-Митцель напоминает идеального солдата-робота, у которого нет ослабляющих его волю привязанностей и которому ничто не мешает идти к осуществлению цели. Нет любви, а значит, нет и внутреннего чутья: сердце не подсказывает, что правда, а что ложь. Детские фантазии создали миф о злобном Часовщике, который отнимает жизнь у людей. Зло придумано. Автор предупреждает читателя о том, как легко именно дети, которым приходится выживать в неимоверно тяжелых условиях, доверчиво, по-детски, принимают самую дикую фантазию за действительность и объединяются в борьбе.

Одна из главных тем детской литературы – взросление. С психологической проблемой подросткового возраста сталкиваются и взрослые, и сами дети. И одна из задач художественной литературы – помочь детской душе в открытии собственного значимого мира,  в желании научиться разбираться в противоречиях, исследовать мир внешний, его красоту и безобразие. Замечательно, что писатели по-разному показывают это возникающее напряженное поле между отроком и миром. И главное испытание – разобраться в себе самом. Несомненно талантливо этот процесс показывает

Б. Минаев в повести «Детство Левы». Картина мира подростка меняется очень резко. Метаморфоза внутренней жизни подобна большому взрыву, последствием которого становится поиск защиты собственной личности, мировоззрения. И так как изменения внутри могут быть глобальными, то проявления вовне не всегда могут быть понятны со стороны. Эти процессы мастерски воссоздают Б. Левин, Е. Мурашова, А. Максимов.

Очень трогательны страницы в повести Б. Минаева, когда ребенок, прислушиваясь к себе, не понимает, почему у него портится настроение, почему он проявляет упрямство, почему ему плохо. Благодарный родителям автор не анализирует межличностные отношения, он показывает, как в подобной ситуации родители мудро предоставляют возможность ребенку уединиться, не отвечать на вопросы и не вспоминать о том, что доставило бы ребенку боль.

В целом повесть о детстве Бориса Минаева можно было бы назвать повестью об обретении внутренней свободы, так как умение выбирать верный путь в сложной ситуации обретается ежедневно в обычных жизненных, подчас незначительных ситуациях. Автор так рассказывает о буднях, что читатель, по моему мнению, проникается симпатией к герою, его родителям, соседям, которые, например, не донесли на брата отца, незаконно находящегося в столице.

В переживаниях героя читатель-подросток и читатель-взрослый очень скоро начинают видеть свои переживания. Автору необходимо показать типичные ситуации, чтобы читатели умели с меньшими потерями преодолевать трудности.  Он дает рецепты того, как сделать радостными будни, как устроить праздник, как научиться ценить близких, общение, жизнь, как не вешать нос.

Главная мысль повести Минаева – рассказать о ценности детства как периода жизни человека. Удачно выбран жанр произведения – небольшие рассказы, сюжетно связанные, в которых автор повествует о событиях жизни ребенка. И все эти события важные, серьезные, необходимые: и походы в кино, и исследование пролома в асфальте, и общение с очень разными друзьями, и поиск кружка в центре имени Павлика Морозова… Каждый эпизод – открытие нового и осмысление известного.

Екатерина Мурашова – профессиональный психолог с многолетним стажем. У нее несколько книг очерков, созданных на основе ее практических консультаций. Уже в названиях книг,  построенных на антиномиях, читатель безошибочно выберет  правильный ответ: «Лечить или любить», «Любить или воспитывать»? Конечно, любить!

Повесть «Класс коррекции» очень грустная. И не потому, что существует известное для читателя явление: не все дети могут освоить школьную программу по медицинским показателям. Мурашова делает акцент на социальной ситуации, которая неблагополучна для ребенка. Не секрет, что в современном обществе много детей растет в неполных семьях, что не для всех родителей дети желанные и любимые. В самой действительности писатель-психолог не видит решения проблем детей из коррекционных классов и прибегает к фантастике, создавая параллельный мир, в котором каждый ребенок счастлив, каждый реализовывает свой потенциал и избавляется от серьезных психических проблем. Цель автора – напомнить прежде всего взрослому читателю о необходимости увидеть проблемы, для решения которых в действительности нужно чудо любви, веры, неравнодушия.

Где та веха окончания детства? У Льва Толстого жизненные эпохи разделены смертью матери Николеньки Иртеньева. Наверное, не случайно герой Бориса Минаева назван Левой. Герой, живущий в ХХ веке, особенно внимателен к своему времени, он стремится понять свое время, происходящие события, процессы. Например, почему за прекрасным внешним обликом столицы скрываются преступления и неразрешимые тайны, почему чужие взрослые люди отнимают у малышей их карманные деньги. Автор показывает, как желанные, еженедельные походы на ранние сеансы в кинотеатр перестают радовать из-за накопившихся вопросов и из-за изменившегося взгляда на мир. И главная примета окончания детства героя Минаева – первое  падение: ложь родителям о том, на что потрачены деньги, сдача с рубля, выданного на детский сеанс кино. Такая мелочь, такая маленькая неправда! Но взрослый человек хранит ее в памяти, так как тогда, в детском возрасте, обман близких, горячо любимых, доверяющих и любящих,   осознавался преступлением. Второй проступок – курение. Промежуток между первым и вторым событием незначительный. И наконец когда граница между двумя мирами преодолена – а Минаев подчеркивает желание героя стать взрослым – то ребенок начинает чувствовать запах этой взрослой жизни – «запах мокрой тряпки», неприятный, но неисчезаемый. И герой понимает, что если самое неприятное – запах, то он выдержит. «Вытерплю», — отчего-то решил я и окончательно успокоился»[5, с. 295].

«Жаклин Ивановна» — повесть  Станислава Востокова о девочке, которую родители зовут Анна Петровна, загружают музыкальными занятиями и чтением Льва Толстого. Для укрепления здоровья девочки семья снимает дачу – полдома, вторую половину которого занимает очень странная старушка, играющая по ночам на крыше, она очень экстравагантна, энергична и,   сообщая   о болезнях, утверждает, что  присутствуют все, кроме депрессии. Родители на два часа отпускают девочку к соседке заниматься музыкой. Но старушка имеет свою оригинальную методику: она ждет того момента, когда девочка сама захочет научиться играть на инструменте. А пока они играют, ищут клад, оклеивают старыми купюрами прихожую, слушают музыку. Фантазия Жаклин Ивановны неистощима. Она и шокирует девочку, и восхищает. Автор использует гротеск, который наиболее удачно раскрывает обаяние неустрашимой и талантливой личности бывшей артистки цирка, которая не желает поддаваться старости, не жалуется на немощи и пользуется уважением деревни(увы, в описании жителей видим реалии: пьянство, тупость, безделье, безынициативность). Удивительная личность и талантливый музыкант, Жаклин Ивановна добивается своего. «- Мне очень понравилось, как вы играли! – сказала Анна Петровна, когда они с наставницей подошли к красной калитке. – Я бы тоже так хотела!.. С тех пор Анна Петровна стала заниматься музыкой с удовольствием. Во всяком случае она больше никогда не желала, чтобы пианино провалилось сквозь землю!»[2, с. 124]

Таким образом, семейные ценности, в основе которых любовь, понимание, забота друг о друге становятся основой позитивных взаимоотношений героев. Они или находят выход из кризиса, катастрофы, сложной ситуации, или «уходят» в мир иллюзий, мечтаний, если формирование личности происходит вне семьи. Мне кажется, в выбранных произведениях – особая поэзия детских переживаний переплетается с авторским сочувствием, серьезным, напряженным вниманием к тому, как формируется у ребенка из каждодневных маленьких открытий внешней и внутренней жизни чувство причастности к событиям истории своей страны. Ощущается действительная «теплота патриотизма», по словам Л. Н. Толстого, так как в буднях ребенка происходит серьезная битва за человечность. Искренний диалог  с героем и читателем, создание творческого поля для личностных открытий невозможно без осознания ценности художественного слова, которое напоминает о красоте и чуде в таких разных произведениях не только для детей Дины Сабитовой, Бориса Минаева, Ильи Боровикова, Екатерины Мурашовой, Станислава Востокова, Андрея Максимова и, конечно, других современных авторов.

Список литературы:

  1. Боровиков Илья. Город Солнца. – М., «Заветная мечта», 2008. – 363 с.
  2. Востоков Станислав. Черный Алекс – няня специального назначения». – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 263 с.
  3. Даутова, О. Б., Учебно-познавательная деятельность школьника в образовательном процессе. Монография. — Санкт-Петербург, 2012.
  4. Максимов Андрей. Не стреляйте в Сочинителя Историй! – М., 2011. – 126 с.
  5. Минаев Борис. Детство Левы. – М., «Заветная мечта», 2008. – 315 с.
  6. Мурашова Екатерина. Класс коррекции. – М.: Самокат, 2014. – 191 с.
  7. Русская литература. 6 кл. В 2 ч. Ч 1-2: рабочая тетрадь. Авт.-сост. М. Г. Белова, М. Б. Багге, Н. В. Белова и др.- М.: Дрофа, 2011.
  8. Сабитова Дина. Где нет зимы. – М.: Самокат, 2013. – 176 с.
    СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. МЕТАМОРФОЗЫ И ОТКРЫТИЯ.
    Задача данной работы – обратить внимание на создание особого творческого пространства в современной детской литературе. Проследить связь выбранного жанра и авторского замысла для решения основной проблемы – ведения позитивного диалога с читателем-подростком.
    Written by: Стреляева Светлана Анатольевна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/11/2016
    Edition: euroasia-science.ru_#29_25.08.2016
    Available in: Ebook