30 Дек

СМИ ЭКОНОМИЧСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БЕЛАРУСИ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО ФОРМАТА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В процессе развития массмедиа стало естественным ориентирование на зарубежный опыт. Чаще всего белорусские средства массовой информации (далее СМИ) заимствуют и адаптируют под современные реалии национального белорусского массмедийного рынка наработки российских коллег.

На 1 ноября 2014г. в государственном реестре средств массовой информации Республики Беларусь зарегистрированы 1 574 печатных изданий, что почти в 6 раз превышает количество зарегистрированных теле-, радиопрограмм. Количество экономической направленности или деловых печатных изданий превышает два десятка. Активны в подаче финансовой информации сетевые ресурсы «БДГ-online», «Ежедневник», Bel.Biz, Select.BY. Среди радиопрограмм пользуется популярностью «Дзелавы радыёпартал» на Первом национальном канале Белорусского радио, вечерняя программа «Сфера интересов» (выходит по вторникам, средам и четвергам) и ежедневная утренняя программа «Новости экономики» на телеканале «Беларусь 1» (ранее «Деловая жизнь»). По данным социологов, средняя аудитория каждого выпуска последней превышает 1 миллион человек.

Стоит отметить, что все печатные издания экономической направленности или деловые издания универсального характера в Беларуси негосударственной формы собственности. Среди специализированных деловых изданий есть как государственной (журнал «Архитектура и строительство»), так и негосударственной форм собственности («Директор», «Финансовый директор» и др.).

Если в России за последние пятнадцать лет число деловых СМИ увеличилось, вырос их тираж, появились издания, ориентированные на различные читательские группы, то в Беларуси за это время общее количество деловых СМИ также увеличилось, но снизились тиражи определенных газет. Практически все основные финансовые группы России на сегодня участвуют в формировании, выпуске, материальной поддержке тех или иных СМИ. Например, первым самостоятельным приобретением в области массмедиа российского банка «СБС-Агро» стал издательский дом «Коммерсантъ». «РоссБизнессКонсалтинг» владеет медиахолдингом РБК. Подобная практика в Беларуси отсутствует. Однако значимость деловых изданий, которые «определяют мировоззрение значительной части читательской аудитории, относящейся к бизнес-кругам» [2, с. 130] в общественной жизни остается высокой. Российские ученые считают, что «социальная роль деловой прессы – не сводится лишь к информированию аудитории о том, что случается, и анализированию текущих событий. Деловая периодика, пожалуй, как ни один другой тип печатных СМИ интегрирована в систему социальных отношений и призвана быть эффективным средством оптимизации всех областей жизни. <…> Данные СМИ охватывают значительную читательскую аудиторию и содержание данных изданий оказывает постоянное влияние на формирование нового информационного сознания» [2, с. 136].

Для деловой прессы Беларуси характерно расширение тематики, аудитории изданий, разнообразие творческих подходов. В отличие от многоликой российской деловой прессы, в белорусской отсутствуют элитарные деловые издания. Ни одну деловую газету Беларуси нельзя сравнить с газетой «Комерсантъ» или «Ведомости», или с британскими «The Times», «Financial Times», «The Guardian», «The Daily Telegraph», «The Sunday Times», которые российская исследователь С. Бодрунова относит к «верхнему рынку» газет (up-market). Их читательская аудитория – это образованное меньшинство [1]. Белорусские деловые издания удовлетворяют информационные потребности, в основном, сектора малого и среднего бизнеса, руководителей среднего звена.

Процесс формирования рынка деловых СМИ в Беларуси остается незавершенным. Трендом в развития белорусских бизнес-изданий становится совмещение ангажированной информации, в которой заинтересованы рекламодатели, и многопрофильной информации, необходимой широкой читательской аудитории, которая, в свою очередь, занимает довольно активную позицию и отстаивает свои интересы. Журналист, работающий в деловом издании, должен быть подготовлен к такому рода читателю. Доцент факультета журналистики МГУ В. Иваницкий рекомендует своим студентам помнить, что «отношения с аудиторией делового издания строятся на диалогичном типе коммуникации, что попытки манипуляции и презентации в скрытой или явной форме будут аудиторией активно пресекаться» [5].

Российский исследователь А. Вырковсккий считает, что квинтэссенцию деловой журналистики, ее идеальное воплощение представляет собой деловой еженедельный журнал [3, с. 37]. Именно еженедельный журнал может синтезировать оперативность информации ежедневной газеты и аналитику солидного ежемесячного журнала. В Беларуси практически все журналы как «общего интереса», так и деловые (финансово-экономические, бизнес-издания) ежемесячные, либо выходят раз в две недели («Про Недвижимость»).

Однако именно в России «все новые проекты деловых еженедельников оказались нежизнеспособными. Так, весной 2009 г. был закрыт один из самых громких проектов последних нескольких лет в области деловых СМИ – журнал «Смарт Мани». Еженедельный журнал «Секрет фирмы» с января 2009г. стал выходить в ежемесячном формате» [4, с. 171]. Учитывая финансово-экономическое положение прессы  в Беларуси (а оно самое лучшее), издавать аналитические еженедельные журналы финансово невыгодно. Такие издания не смогут быть самоокупаемыми (как говорилось выше, большинство белорусских деловых изданий негосударственной формы собственности, а значит, не имеют сторонних дотаций). За январь-ноябрь 2014г. в Беларуси было зарегистрировано 40 журналов (при этом государственной формы собственности из них только 6), что в 3 раза больше, чем газет за тот же период. Эти данные свидетельствуют о том, что для Беларуси характерно развитие журнальной периодики. Причем в Беларуси, как и в России, устойчивый объем аудитории демонстрируют только старые бренды (в России «Эксперт», созданный в 2006г. и объединяющий 9 медиапроектов), «Финанс», которые издаются гораздо более 5 лет; в Беларуси журнал «Дело», присутствующий на национальном медиарынке более 20 лет).

Таким образом, если говорить о периодических изданиях экономической напрвленности, то наиболее приемлемым форматом для них на данном этапе развития является ежемесячный журнал. Для телевидения и радиовещания: информационная ежедневная программа или с периодичностью выхода 3 раза в неделю. Учитывая, что в экономике делается ставка на инновационность, то СМИ можно рассматривать как связующее звено между производством знаний, разработкой инноваций, привлечением инвестиций и развитием рынков высокотехнологичных товаров. А значит, СМИ экономической направленности должны учитывать требования рынка и использовать инновационные подходы к разработке того формата, в котором они выступают.

Литература

  1. Бодрунова, С.С. Британский рынок прессы и политический процесс: символический и медиакратический смысл «таблоидных поворотов» / С.С. Бодрунова // Вестник С.-Пб. унив. – Сер. 9, Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2013, Вып. 1. – С. 188.
  2. Виноградова, К.Е. Деловые СМИ в социальном контексте / К.Е. Виноградова // Вестник С.-Пб. унив. – Сер. 9, Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2008, Вып. 2, Ч.1. – С. 130–138.
  3. Вырковский, А. Деловые еженедельники: кризис жанра? / А. Вырковский // Меди@льманах. – 2009. – № 6. – С. 36–41.
  4. Вырковский, А. В. Тенденции развития рынка еженедельных журналов / А.В. Вырковский // Вестник Моск. унив. – Серия 10, Журналистика. – 2010. – № 6. – C. 170–177.
  5. Иваницкий, В.Л. Некоторые методологические подходы при преподавании деловой журналистики на факультете журналистики / В.Л. Иваницкий // Преподавание дисциплин печатных СМИ : методики и практика : Материалы Зимней Школы по журналистике и коммуникациям. – М., 2007. – С. 15.
    СМИ ЭКОНОМИЧСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БЕЛАРУСИ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО ФОРМАТА
    Written by: Ольга Николаевна Касперович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/19/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook