30 Дек

РЕЧЬ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕДУЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ РЕЧИ МАКСИМА КОНОНЕНКО НА РАДИО «ВЕСТИ-ФМ»)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

На сегодняшний день в исследованиях, посвященных языку масс-медиа, объектами анализа прежде всего становятся материалы печатных СМИ. Телевизионные речи также привлекают внимание исследователей.  Однако радиоречь изучается недостаточно широко. Именно по этой причине в рамках данной публикации для анализа привлечена речь известного публициста, журналиста, блогера и радиоведущего Максима Кононенко в радиопередаче «Взгляд Максима Кононенко» (от 17 сентября 2014 года) на радио «Вести-ФМ». На сайте радиостанции содержание данной передачи определено как «свежий взгляд, неожиданная и остроумная трактовка актуальных проблем». [4] Одной из актуальных проблем современности – проблеме образования посвящена передача от 17 сентября 2014 года, которая   называется «Школьники не помнят того, чему их учат. Может, учат не тому?».

Необходимо отметить то, что передача М.Кононенко не имеет элементов приветствия и начинается музыкально-текстовой заставкой, тем самым привлекая внимание слушателей. Функцию приветствия в этом случае выполняет начальная заставка. Сегодня приветствие на радио является не столь обязательным. Ведущие новостей на радио не всегда приветствуют слушателей, и это считается нормой. Данное явление можно объяснить тем, что  установление контакта между ведущим и слушателем происходит уже в то время, когда человек включает приемник и становится радиослушателем.

«Взгляд Максима Кононенко» – это авторский проект, поэтому автором текста понимается сам М.Кононенко. Не удивительно, что в речи часто используется местоимение «я». Как правило, авторская передача ассоциируется с образом ведущего. Именно поэтому в эфире он должен  располагать к себе внимание слушателей. Это наблюдается и на примере передачи М.Кононенко. Речь ведущего – публицистическая. Функции публицистической речи определяет и ее языково-стилистическую специфику. Наиболее значительным в этом случае является сочетание воздействующей функции и информационной. Для осуществления информационной функции чаще всего используются  языковые стандарты, которые помогают ведущему оперативно передать новости, а слушателю – быстро и правильно их воспринимать.

Длительность передачи «Взгляд Максима Кононенко» составляет 3 минуты 20 секунд. На протяжении этого времени М.Кононенко анализирует и комментирует официальные данные, опубликованные на сайте Федерального университета педагогических измерений. Необходимо отметить то, что уже с самого начала своего выступления автор привлекает внимание слушателей одновременно и актуальностью, и новизной темы. Так как на сегодняшний день проблема образования стоит довольно остро. Свою речь автор начинает с предложения: «Мало кто знает, что в нашей стране существует Федеральный университет педагогических измерений». Уже само выражение «мало кто знает» не только привлекает внимание с первых секунд, но и на бессознательном уровне  пробуждает интерес слушателей к обсуждаемой проблеме. Воздействующая функция публицистической речи определяет стилевые свойства, которые выражаются в побудительности, экспрессивности, полемичности, новизне выражений, оценочности.
Кроме злободневной информации, речь М.Кононенко содержит ярко выраженную сoциальную оценку. Способы выражения оценки чрезвычайно широки и разнообразны. В чем же проявляется оценочность речи М.Кононенко? Прежде всего, это знаменательная лексика: хорошо, важно, грустно и т.д.

В речи М.Кононенко также можно наблюдать такое свойство информации как авторизация. Авторизация – это квалификация информации с точки зрения источников ее сообщения. [3] Она проявляется в отношении «свое/чужое»: источником информации является или сам говорящий («свое»), или кто-то другой, не говорящий («чужое»). Когда автору важно подчеркнуть, что он выражает свое мнение, то используются специальные слова и выражения. Например, в своей речи М.Кононенко применяет следующие выражения: лично я никогда не понимал, лично мне кажется,   я полагаю и др. Если источник информации кто-то другой, то автор указывает на источник с помощью выражений или целых предложений. Например, как известно; в отчетах написано; согласно последнему из подобных отчетов.

Показатель достоверности информации употребляется, когда радиоведущий хочет акцентировать внимание на своей уверенности в достоверности. М.Кононенко, например, использует такие вводные слова как: и это действительно грустно; это, конечно, серьезные системные проблемы; и, поверьте мне. Значение недостоверности также выражается М.Кононенко посредством вводно-модальных слов и частиц: Почему-то только неорганических, видимо, органических помнили; школьники, оказывается, все время выдумывают собственные литературоведческие термины; быть может, я ошибаюсь.

Положительное восприятие речи ведущего и передачи в целом, как правило, осуществляется с помощью языковых приемов. Оно осуществляется через демонстрацию общности мнений, интересов радиоведущего и аудитории. Вопросами, обращенными к слушателям автор активизирует их внимание. Для этого в текст радиопередачи введены приемы диалогического построения. М. Кононенко обращается к слушателям, используя риторические вопросы, обращения и таким образом воздействует на них: «Но вот скажите мне про литературу!»; «И, поверьте мне, умение определить стихотворный размер еще никого поэтом не сделало!». М.Кононенко вводит и вопросно-ответную форму: «Вот скажите мне честно — вы знаете о природных зонах? А задачу по генетике решить сможете? И я не смогу». С помощью техники риторических фигур, разговорной речи и определенного порядка слов ведущий добивается воздействующего эффекта.

 Информативная функция авторской речи требует точности, четкости, официальности, сжатости и стандартизации. М.Кононенко, выступая в роли ведущего, также стремится к ясности, доступности и понятности изложения. Ведущий использует языковые стандарты, которые имеют нейтральную окраску: согласно последнему из подобных отчетов; использовать знания;  не понимают сути явлений; затруднялись с ответом; размер подоходного налога. Также автор обращается к школьным терминам, которые используются в изучении разных предметов: свойства неорганических веществ; о размещении природных зон; по генетике; стихотворный размер и др. Понятность, логичность речи выражается не только в использовании доступных для восприятия слов и выражений, терминов, но и в определенной последовательности изложения сути проблемы. Для того чтобы объяснить слушателю главные проблемы с образованием у современных школьников, М.Кононенко использует предложения с вводными словами: «Во-первых, и это действительно грустно, школьные знания фрагментарны» и «во-вторых, школьники заучивают формулы, но не понимают сути явлений, которые описываются этими формулами». Далее, чтобы привлечь более широкий интерес слушателей, М.Кононенко обращается к конкретным примерам: «Например, сдававшие экзамен по географии затруднялись с ответом о размещении природных зон. А сдававшие биологию не могли решить задач по генетике».

Лексические особенности речи М.Кононенко включают и литературные, и разговорные, и просторечные слова. Активно используются эпитеты: типичный школьник, интереснейший отчет, серьезные системные проблемы, выдающиеся знания, в обычной жизни. Сочетание нейтральных слов как отчет, знания с эпитетами как интереснейший, выдающиеся с увеличительными суффиксами  – все это усиливает ироничный тон и негативную оценочность речи.

Е.А. Земская пишет о том, что ерничество (или стёб) является одним из наиболее выразительных средств современной публицистики. В речи М.Кононенко также можно наблюдать такую тенденцию: «Это, конечно, серьезные системные проблемы, но дальше ученые обращаются к конкретике, и тут я несколько растерялся»; «Вот скажите мне честно — вы знаете о природных зонах?»; «Почему-то только неорганических, видимо, органических помнили»; «Но я тоже не умею определить стихотворный размер, а ведь я учился в Литературном институте имени Горького!». Все эти предложения  имеют яркий оценочный характер и в этом случае выражают ироничную оценку событий.

В своей речи М.Кононенко обращается и к метафорам: ученые обращаются к конкретике; сдававшие биологию и др. Необходимо выделить и авторские афоризмы: «Умение определить стихотворный размер еще никого поэтом не сделало!»; «Чем меньше ты знаешь об этих размерах, тем ты свободнее в своем творчестве».

Существенными факторами на радио  являются интонационные особенности речи ведущего: тембр голоса, темп речи. Как известно, радиоречь представляет собой синтез индивидуальных характеристик говорящего и роли им на себя взятой, и всегда является выражением авторской стилистики. [2]

В речи М.Кононенко каждое слово произносится четко, не проглатывается. Темп речи – средний. Паузы максимально сокращены, для того чтобы концентрировать внимание слушателя именно на слове, на его смысле. Дикционная чистота местами обеспечивает нейтральный тон. Однако нельзя сказать, что вся речь нейтральна. М.Кононенко выступает достаточно эмоционально. Субъективность, эмоциональность, оценочность выражается и на уровне интонации. Речи присуща выразительные качества. С помощью этих выразительных свойств ведущий делает акцент на важном, по его мнению, слове или выражении.

В заключении следовало бы отметить то,  что основой речи автора является публицистический стиль. Это выражается и в употреблении определенных слов и предложений, и на уровне интонации. С одной стороны, в речи М.Кононенко употребляются так называемые штампы, общественно-политические, школьные термины. С другой стороны, функция убеждения слушателя обуславливает использование богатых языковых средств художественной и разговорной речи. М.Кононенко  не навязывает свое мнение, а тактично, местами иронично делится своими мнениями, переживаниями со слушателем, предлагая его задуматься над проблемой.

Список литературы

  1. Земская Е. А. Предисловие. Русский язык конца XX столетия (1985–1995). М., 1996.
  2. Карп В. Речь на радио. Особенности речи, как средства выразительности на радио. http://vkarp.com/2013/03/02/в-карп-речь-на-радио-особенности-речи/
  3. Квалификативные категории модуса в речи радиоведущего. Html: http://www.vevivi.ru/best/Kvalifikativnye-kategorii-modusa-v-rechi-radiovedushchego-refhtml (дата обращения: 12.12.14)
  4. Сайт радио «Вести ФМ». http://radiovesti.ru/brand/show/brand_id/48
  5. Третьякова Г.Н. Речевое воздействие в устной коммуникации // Теория коммуникации. Языковые значения: Сб. науч. статей. Минск: МГЛУ, 2006. С.21-30.
    РЕЧЬ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕДУЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ РЕЧИ МАКСИМА КОНОНЕНКО НА РАДИО «ВЕСТИ-ФМ»)
    Written by: Исхакова Лейсан Хашимовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕАКТЕРИНА
    Date Published: 06/19/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook