25 Июл

РАЗВИТИЕ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В литературе XXI века меняется структура романа воспитания [6, с. 52], образуется его особая разновидность, которая тесно связана с романом воспитания, сохраняя основные жанрообразующие характеристики, она трансформирует их и представляет особую форму этого жанра. Содержательной доминантой романа воспитания является нравственное, психологическое и социальное формирование личности главного героя. В литературоведении он рассматривается как художественная целостность, обладающая своими признаками: устойчивой структурой, особым типом героя, определенными сюжетными мотивами [7, с. 30].

Предметом изображения романа нового типа остается «история героя», но на первый план выдвигается не его поступательное движение в парадигме истины, добра и красоты, а возможность изменения сознания героя, а также доказательство самой возможности его бытия.

Сопоставление романа о взрослении  нового типа с традиционным романом воспитания представляется возможным благодаря моноцентризму повествования, подразумевающему, что все второстепенные фигуры очерчены слабо, схематично, так как выполняют в романе эпизодическую роль: способствуют в данный момент формированию характера героя, а порой значение второстепенных персонажей вообще сводится к функции, которую они выполняют для главного героя.

Классический роман воспитания можно определить как роман о становлении героя в его многоплановости и сложности, показывающий постепенную эволюцию образа, он раскрывает диалектику формирования духовного мира героя, обращает внимание на такие психологические структуры, как самоотречение и самопреодоление, рождение нового сознания в ходе борьбы, показывает конфронтацию идей, взаимоисключающих состояний. В литературе XX века меняется тип героя романа воспитания: герой-правдоискатель становится героем-испытуемым, этому жанру перестает быть свойственна психологизация образа, развернутые интроспекции, мышление в парадигме добра и зла. Герой романа о взрослении XX века – необычный ребенок, он «нерадивый, никчемный» (Холден Колфилд, Дж.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи») или, наоборот, одаренный, обладающий необычными, подчас пугающими способностями (Фрэнк Колдхейм, И. Бэнкс «Осиная фабрика»). Ральф (У. Голдинг «Повелитель мух») также сразу выделяется возможностью мыслить, принимать решения, желанием брать на себя ответственность. «Ральф был такой спокойный, и еще высокий, и такое хорошее было у него лицо… он был, конечно, не то, что другие».

Основная идея классического романа воспитания это рождение и становление динамической личности, в романе воспитания XX века важно проявление этой личности в действии. В классической литературе мы видим героя с первых минут жизни, знаем его предысторию, все это объясняет особенности его характера и причины поступков, в романе о взрослении нового типа перед нами герой в решающий момент, мы не знаем истории его развития, либо знаем ее с точки зрения самого героя, видим его внутренний взгляд на происходящее. Не видит читатель и завершения его судьбы, финал часто остается открытым. Неизвестным остается то, каковым будет возвращение Ральфа, как сложится судьба Фрэнка, по ощущениям которого только сейчас начинается его путь, тем более неясно, что произойдет с Холденом – болезнь этого героя не только символизирует отстраненность и выключенность из социальных связей, но и внутренний перелом, необратимое изменение: Холден до возвращения домой и встречи с сестренкой, Холден после решения бежать, Холден, который смотрит на Фиби на карусели и Холден-повествователь, находящийся в санатории – это разные герои с различными точками зрения, неповторимыми состояниями сознания.

В романах о воспитании ХХ века представлен похожий тип героя (возраст, имя (Холден Колфилд, Фрэнк Колдхейм), социальный статус, психологический портрет, жизненные цели), совпадает специфика развития внутреннего мира главного героя и его движения в художественном пространстве. Все герои переживают похожие периоды и события в своей жизни: разлука с домом, привычной средой, моделирование собственного внутреннего и внешнего пространства  — Ральф создает особый, живущий по собственным внутренним законам мир на острове, Холден ткет полотно своего сознания из обрывков разговоров, впечатлений от встреч с людьми, осмысления различных мест, где он успевает побывать, Фрэнк создает и обживает на острове свою территорию, придумывает испытания, трудности, познает законы природы и вступает в диалог с мирозданием, оспаривая основные человеческие ценности: милосердия, сострадания, любви к ближнему, убивая, он познает себя, буквально чувствует, что живет. Интересно как перекликаются мотивы двойничества- у Холдена есть сестренка Фиби, которая воплощает лучшие его качества, диалоги с которой раскрывают его внутренний мир, показывают лучшее в душе героя, Хрюша для Ральфа также олицетворение детского, доброго, разумного начала, брат Фрэнка, напротив, является сосредоточием безумного, темного, непознаваемого. Именно поэтому так перевернут мир этого героя, он убивает вместо переживания собственной ритуальной смерти и воскрешения [1, c. 230], строит ловушки и создает трудные и непроходимые ситуации для других героев, а не переживает их сам. Объединяет эти произведения и хронотоп, так как место действия имеет здесь особое значение: в «Над пропастью во ржи» это Нью-йорк, его закоулки, кафе, бары, парки и улицы, где «холод жуткий и кругом ни души». Герой покидает замкнутое пространство школы и отправляется в открытый, наполненный случайными встречами и мимолетными впечатлениями внешний мир, можно четко проследить его маршрут. Пространство острова, на котором находится Фрэнк состоит из дома, в котором герой живет с рождения (дом также делится на места, открытые и доступные герою и «чужую территорию», например, кабинет отца) и его личной территории, придуманной и созданной им самим (ограниченную «Жертвенными столбами»). В романе У. Голдинга перед нами также пространство острова, исследуя и обживая его, герой раскрывает свой внутренний мир, преодолевает страхи и одиночество, взрослеет. Хронологически эти романы разнородны, действие романа «Над пропастью во ржи» занимает около трех дней, но важное значение здесь имеет субъективное восприятие времени героем и ретроспекции, в «Осиной фабрике», также благодаря ретроспекциям, рассказчик воспроизводит основные события своей жизни, начиная с рождения, в романе «Повелитель мух» отсутствуют отсылки к прошлому, мы ничего не знаем о героях, все происходит здесь и сейчас, на глазах у читателя.

Общим выражением конфликта романа воспитания является движение героя от инфантильно-индивидуального к социально-гармоническому восприятию мира [2, с. 150], но в литературе XX века эта тенденция значительно редуцируется, а в современной литературе утрачивается.

Герой романа о взрослении XXI века – необычный человек, оказавшийся в необычных условиях, либо создающий их сам. Многие тексты стилистически или сюжетно связаны с произведениями о взрослении XX века (романы Дж. Д. Сэлинджера, У. Голдинга, И. Бэнкса), но в них более акцентированы мотивы одиночества  («Маленький нью-йоркский ублюдок», М. Дилан Раскин), смерти («Кафка на пляже», Харуки Мураками, «Вернон Господи Литтл», Пьер Ди Би Си), физической или ментальной девиации главного героя, его сопричастности потустроннему миру, а также раскрыта  тема межэтнических различий («Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо», Жуно Диас).

Герои нового романа воспитания бегут от пошлости и ненормальности действительности, герой произведения Дилана Раскина «Маленький нью-йоркский ублюдок» — подросток, который ненавидит Нью-йорк и убегает из него. Это герой, мечтающий вернуться в мир детства. «Хотелось объяснить, как я скучаю по тем временам, когда октябрьские вечера пугали и в то же время создавали такой уют, когда в полседьмого уже темнело, и дети на Хэллоуин приходили требовать конфет».

Герой — двадцатидвухлетний «мальчик», который крушит мебель, если что-то идёт не так, как хочется ему, честно признающий то, что прочитал только три книги, но ищет «одинокую интеллектуалку» — обязательно не накрашенную девушку, с которой он содержательно поговорит «о том, как мы тут всех на дух не переносим и как это нас занесло в этот убогий район».

Этот роман часто сравнивают с «Над пропастью во ржи»: повествование ведется от первого лица, рассказчик обращается к читателю, ведет с ним диалог, убеждает, советуется, спорит. Большое внимание уделяется описаниям холодного и бездушного города, текст изобилует ненормативной лексикой, герой убегает из дома, его пугает и отталкивает реальность, в которой он живет.

 Близки Холдену Колфилду и другие подростки, главные герои и рассказчики современного романа воспитания, с ним сравнивают героя произведения Пьера Ди Би Си « Вернон Господи Литтл», которыйстановится случайным очевидцем массового убийства одноклассников, но попадает в полицию сначала как свидетель, потом как возможный соучастник  и, в конце концов,  как убийца. Герой пытается бежать в Мексику, но в финале произведения его казнят в режиме реалити-шоу. Повествование также ведется от первого лица, это  трагикомическое произведение о манипуляции массовым сознанием, об одиночестве и абсурдности существования.

В центре произведения Харуки Мураками «Кафка на пляже» — судьба подростка, убежавшего из дома в день своего пятнадцатилетия.  Уехав из Токио, он оказывается на юге японских островов, и берёт себе новое имя — Кафка. Кафка влюбляется, хотя и считает возлюбленную своей матерью, также он попадает в поселение вне времени, где встречает людей, покинувших этот мир, но он выбирает реальность, находит свой путь в жизни и возвращается в Токио.

Делая выводы, нужно отметить, что эволюционируя, роман воспитания не изменяет свою первооснову, первичный принцип становления, но пафос правдоискательства трансформируется в возможность действовать и меняться, готовность быть взрослым. В литературе XX века изменяется хронотоп романа, отдельные элементы фабулы и сюжета, но неизменным оказывается тип героя, сюжета, жанра. Форма романа воспитания более стабильна и статична, содержание более динамично и подвижно. Способ саморазвертывания духовной субстанции персонажа романа воспитания можно назвать интеллектуално-мифопоэтическим, в то время как в романе о взрослении нового типа он  деятельный, бытийственный [3, c. 150]. Утратив прелесть литературы XX века, современные тексты о подростках акцентируют и усугубляют мотивы неприятия окружающего мира, ненависти к нему, теряется тема дружбы, сердечной привязанности, окончательно уходит либо принимает ненормальные формы любовная линия, герой остаётся один во враждебном мире. Художественно современные тексты о взрослении во многом проигрывают романам воспитания XX века, сюжеты стереотипны и схематичны, язык утрирован и нарочито груб. Меняется и тип героя, это не просто одинокий и убегающий от реальности подросток, а герой, который ненавидит окружающий мир. Холден Колфилд презирал «лажу и пошлость», но он сам хотел стереть все похабные слова со стен, он видел и ценил неуловимую красоту мгновения, любил, удивлялся, мечтал, он знал, что мир полон удивительных людей и открытий. Герой классического романа воспитания проходят долгий путь, преодолевают трудности, разочаровываются и в конечном итоге воспитываются, герои романа о взрослении XX века пытаются повзрослеть, преодолев определенный жизненный этап, поборов ситуативную боль, одиночество, страх. Герои современной литературы о взрослении не пытаются стать взрослыми, они живут в таком мире и окружены такими людьми, что это становится невозможно и не нужно.

Список литературы:

  1. Ван Геннеп А. Обряды перехода. М., Восточная литература, 1999 г. 198 с.
  2. Гайжюнас С. Роман воспитания. Динамика жанровой структуры. Вильнюс, 1984.
  3. Диалектова А. В. Воспитательный роман в немецкой литературе эпохи Просвещения. Саранск, 1972.
  4. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., Наука. 1976.
  5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000.
  6. Формы времени и хронотопа в романе / Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит, 1975.
  7. Пашигорев В. Н.Теоретические аспекты немецкого романа воспитания. Сб.: Реализм в зарубежных литературах XIX-XX веков. — Изд. Саратовского ун-та, вып. 10, 1991.
    РАЗВИТИЕ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    В статье прослеживается эволюция романа воспитания, изменения его жанрового своеобразия, что связано с историко-литературным контекстом, с тем, какие задачи ставил перед собой каждый автор, а также с функционированием этого жанра в литературе и его социальной значимостью. Выбор авторов обусловлен теоретической значимостью исследования, поскольку важно было репрезентовать особый тип романа воспитания, выявить его черты, а также представить новый взгляд на рассматриваемые произведения.
    Written by: Шалимова Надежда Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/28/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook