30 Дек

ПРОБЛЕМАТИКА, СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНАХ ОКСАНЫ РОБСКИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Творчество Оксаны Робски заполнило пустующую нишу в российском литературном процессе начала XXI века, заняв ее гламурной литературой и дав тем самым толчок гламуру в российской литературе. Проблематика и система образов современной писательницы исследованы не в полной мере, равно как и степень значимости творчества Оксаны Робски в целом, романов, в частности. Вышесказанное обусловило выбор темы исследования и составило его актуальность.

Цель статьи – выявить проблематику, систему образов в романах Оксаны Робски.

Главенствующим жанром творчества Оксаны Робски является роман, в котором герой – в основном, гламурная дива – стремится к воплощению своих планов в жизнь. Поскольку „… всякий романный образ героя строится в широкой зоне противоречивого единства отношений дистанции и контакта, эстетических и нравственных оценок. Это и создает то внутреннее напряжение, которое является неотъемлемой чертой самой эстетической атмосферы романа и которое возникает независимо от фабульного драматизма” [11, с. 89], можно считать, что главным компонентом романа выступает образ героя, передаваемый автором с определенной позиции, выполняющий некую задачу в конструировании целостного каркаса произведения. При определении функциональной нагрузки женских образов О. Робски необходимо учитывать степень отражения в них гендерных стереотипов массовой литературы.

Специфика женских образов О. Робски заключается в уникальности ее подхода к изображению жителей Рублево‑Успенского шоссе, а именно, в реализации понятия „гламур” в русской литературе. Если гламур, с точки зрения О. Робски, подразумевает собой нечто пустое [12], то, собирательный образ ее главных героинь может быть представлен как одинокая гламурная женщина, стремящаяся к счастью, зачастую не прилагающая при этом никаких усилий. Однако гендерное поведение, регулируемое социумом, диктует определенные функции, нормы, что в свою очередь отражено в романе О. Робски „Про любоff/on” [7].

Главной героиней этого произведения выступает Даша – преподаватель ораторской речи, аспирант, скромный и надежный человек, в отличие от главного героя Влада и его жены Лады. Это девушка, которая четко следует неписанным нормам общества, не вступает в конфликтные ситуации, плавно следует течению своей жизни. В образе Даши воплотился образ молодой женщины среднего класса, что является довольно нетипичным для творчества О. Робски. Образ Даши противопоставлен образу Лады, в первую очередь, по интеллектуальным способностям: „… странно, что еще встречаются девушки, которые думают головой, а не всем остальным” [7, с. 233]. Лада представляет собой одинокую женщину, запивающую свою боль и одиночество. Тем самым О. Робски показывает латентную сторону богемной жизни, чувство неудовлетворенности ее представителей в связи с отсутствием теплых человеческих отношений.

Владимир Викторович (Влад) нацелен на решение актуальных задач, что свойственно сильному полу. Поведение главного героя показывает, что его жизнь – это засасывающая рутина, из которой нет выхода, и единственной радостью выступают власть и деньги. С одной стороны, он говорит, что „…деньги – отнюдь не главное в жизни” [7, с. 206], однако, с другой стороны, это противоречит поступкам и помыслам героя. Впрочем, Влад ведет некую игру, манипулируя людьми, играя в человека, которого нет в действительности, поскольку за яркой внешностью героя скрывается цинизм, гедонизм и властолюбие. Следовательно, Влад относится к людям как к вещам, не рассматривая человека сквозь призму духовных качеств: „Брюнетка, с пробегом. Лет сорок. Такая уродина, мне аж пред охраной стыдно стало” [7, с. 198], „женский ум – это интуиция. На уровне подсознания. Потому что в сознании женщины бывают редко” [7, с. 258]. Таким образом, главным поведенческим стимулом героя являются материальные ценности, а для Даши, напротив, ценности моральные, проявляемые в счастье, любви, семейном очаге. Необходимо отметить, что О. Робски передает мужскую точку зрения на женщин в критической интерпретации женщины. Образ Даши в романе реализует архетип семейной женщины, хранительницы домашнего очага и является полной противоположностью образу главного героя.

Писательница проводит своих героев – представителей среднего и высшего классов – через разнообразные жизненные перипетии, используя их поведение в различных ситуациях как средство раскрытия черт характеров ярких и типичных представителей элиты. Поднимая проблемы человеческого общения, власти, денег, одиночества, О. Робски воплощает в образах своих персонажей специфические гендерные отношения, стереотипы, посредством которых выявляются архетипы, узнаваемые читателями.

Интересно, что некоторые персонажи писательницы остаются безымянными, как, например, в романах „День счастья – завтра” [3, c. 21‑23; 6], „Casual” [10]. Возможно, О. Робски подчеркивает тем самым обобщающий, архетипический аспект таких образов.

В романах О. Робски прослеживается тенденция женской эмансипации, проявляющаяся в стремлении к ограничению роли мужчин в первостепенных делах общества и в критике мужской позиции [13, с. 78‑79].

Главная героиня романа „Casual” – вдова, имени которой автор не упоминает, – желает найти убийцу своего мужа. О. Робски показывает героиню с разных сторон: как сильную женщину-львицу, стремящуюся защитить все и всех, что ей дорого, и как одинокую женщину, ищущую помощи и защиты. Несмотря на случившиеся события: убийство мужа, поиски убийцы, продажа ее бизнеса, обнаружение истинного отцовства Светланиного ребенка – в конечном итоге, она приобретает свое женское счастье. Таким образом, рассматривая романы О. Робски в гендерном аспекте, можно отметить отсутствие главенствующей позиции мужского персонажа и акцентуализацию внимания на женском протагонисте.

Ольга Никитина из романа „День счастья – завтра” [6] – это гендерное воплощение архетипа бизнес-леди в современном гламурном обществе. При этом героиня отчасти олицетворяет несчастную женщину, лишенную всякого интереса к своему ближайшему окружению, что проявляется в эмоциональной инертности по отношению к близким и активности по отношению к друзьям и тому образу жизни, который она ведет. Таким образом, основными проблемами, затрагиваемыми в данном произведении, выступают эскапизм и рефлексия относительно своего „Я”.

Согласно мнению А. Архангельского, в целом герои О. Робски – это представители современной эпохи, не способные здраво размышлять и прислушиваться к внутреннему голосу, находящиеся в плену современных технологий. Критик отмечает, что достоинством О. Робски как писательницы является умение чувствовать внутреннюю силу произведения, тенденции современной литературы [2, c. 54‑55]. Так, в ее первом произведении „Casual” „… каждая страница буквально проникнута неподдельной любовью автора / героини к самой себе – любовью искренней, сильной, жизнеутверждающей” [5]. Этот роман, считает А. Архангельский, является своего рода первой и постулирующей попыткой рассмотрения российской жизни во всех спектрах и подробностях за последние 15 лет [1, с. 54‑57].

О. Робски вскрывает основную причину внутреннего конфликта ее женских образов. С одной стороны, героини ее произведений – обычные женщины, стремящиеся к человеческому теплу и простому женскому счастью. С другой стороны, над ними довлеет стереотипное сознание своего социального статуса „светских львиц”, который они стремятся всячески поддержать и сохранить. Подмена семейного счастья тщеславием и меркантильными интересами может привести к потери морального облика героев. В романах О. Робски тема любви занимает подчиненное положение по отношению к темам денег, друзей, шопинга, предметно-бытовых отношений супругов [4]. Исключение составляет роман „Эта Тета” [9], где целью героев, по замыслу автора, является поиск любви, а главной темой произведения выступает сама любовь. Тем не менее, и в этом произведении тема любви затушевана сложными сюжетными перипетиями, описанными с применением богатого арсенала стилистических и художественных приемов [4].

Роман „Устрицы под дождем” [8] отличается от других произведений О. Робски главным местом действия – психиатрической больницей. Писательница показывает этим произведением, что круг ее интересов не ограничивается богатой Рублевкой. Главное действующее лицо романа – главный врач психиатрической больницы Ангелина Петровна, женщина почти бальзаковского возраста, представительница элитной интеллигенции. Она хорошо обеспечена, имеет на содержании любовника, к которому испытывает неразделенные теплые чувства. Еще одну представительницу гламурной интеллигенции писательница характеризует как несчастную женщину, стремящуюся к взаимной любви. Несмотря на профессиональные, образовательные, возрастные отличия этого образа от большинства предыдущих, он служит раскрытию все тех же тривиальных проблем, с которыми сталкивается в своей жизни каждый человек. Следовательно, сущностной характеристикой, объединяющей всех героинь О. Робски вопреки их внешним отличиям, выступают их одиночество и поиск счастья.

Таким образом, проблематика романов О. Робски включает проблемы поиска истинных жизненных приоритетов, счастья, искренних взаимоотношений, решаемые в контексте гламурной социальной среды. Собирательным образом ее романов выступает одинокая женщина с маскулинными и феминными чертами, стремящаяся достичь поставленной цели и страдающая от внутреннего конфликта между стремлением к женскому счастью и статусными стереотипами самовосприятия и поведения.

Список литературы:

  1. Архангельский А. Книги про тебя / А. Архангельский // Огонек. – 2005. – № 24. – С. 54‑57.
  2. Архангельский А. Робская сущность / А. Архангельский // Огонек. – 2006. – № 4. – С. 54-55.
  3. Бестселлеры художественной прозы XXI века: рек.библиогр. указ. / сост. Э. М. Аманкулова. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 66 с.
  4. Варган С. Оксана Робски: рублевописательница [Электронный ресурс] / С. Варган. 2009. URL: http://www.luxemag.ru/high-society/5611.html (дата обращения 05.12.2014).
  5. Метелица К. Любовь, смерть и недвижимость [Электронный ресурс] / К. Метелица // Независимая газета. 2005. URL: http://www.ng.ru/style/2005-02-03/8_book.html (дата обращения 05.12.2014).
  6. Робски О. День счастья – завтра / О. Робски. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 416 с.
  7. Робски О. Про любоff/ on: [роман] / О. Робски. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 314 с.
  8. Робски О. Устрицы под дождем / О. Робски. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 317 с.
  9. Робски О. Этатета: [роман] / О. Робски. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 316 с.
  10. Робски О. Casual: [роман] / О. Робски. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 320 с.
  11. Рымарь Н. Т. Введение в теорию романа / Н. Т. Рымарь. Воронеж: Изд‑во Воронежского университета, 1989. – 268 с.
  12. Флоринская М. Оксана Робски: Гламур – это бизнес, а не смысл жизни [Электронный ресурс] / М. Флоринская // Энциклопедия шоу-бизнеса. – 2008. URL: http://www.dailyshow.ru/articles/2008‑09‑23/robsci/14701 (дата обращения 05.12.2014).
  13. Shelton J. The Russian Woman’s Guide to Surviving the Post-Soviet Era: From Detective Fiction to glamurnoechtenie / J. Shelton // eSharp, Special Issue: Reaction and Reinvention: Changing Times in Central and Eastern Europe (2008). – PP. 78-79.
    ПРОБЛЕМАТИКА, СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНАХ ОКСАНЫ РОБСКИ
    Written by: Сигова Кристина Валерьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/19/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook