30 Апр

ПОНЯТИЕ «ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ» В РУССКИХ ГОВОРАХ ПРИАМУРЬЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Природа и сущность эмоции «гнев» осмысливается во многих культурах и религиях как  сильное возмущение духа против ближнего. Притом, что эмоция гнева традиционно осуждается в религиозном дискурсе, все же нередко встречается мнение, что существует «праведный гнев» Бога на грешников, а также гнев верующих, направленный на собственные пороки. Не вступая в научно-философскую полемику о существовании или отсутствии «праведного гнева» как такового, заметим, что лексемы, выявленные в Словаре русских говоров Приамурья, в картотеке и полевых записях, хранящихся в диалектологическом кабинете ДВГГУ, позволяют выделить по крайней мере 4 типа эмоциональных состояний гнева, справедливых, с точки зрения диалектоносителя, жителя Приамурья:

  • «родительский гнев» на детей: Ленка, когда волос отрезала, я со злости её полотенцем протянула, а что теперь поделаешь [1; С.354];
  • «педагогический гнев» наставников: учителей, воспитателей, командиров, начальников: В старой школе учитель-то ешш вывалит по голове палкой: не надо дуртъ! [1; С. 74]; Раньше как учили: жгнут линейкой по голове — вот и учёба [1; С. 129];
  • «гнев благочестивых людей», представляющий собой крайнее отвращение к греху (к блуду, пьянству, лени): Рас­сержусь — говорю: вот плёшница, ничё не длат. Неряшка как моя соседка, а мужиков водит [1; С. 260];
  • «священный гнев» к врагам Отечества, захватчикам, оккупантам. Скрозь снег ползли немца-то сничтожить. Наши солдаты захпили немцев и утопили их. Это в войну было [1; С. 156].

Цель данной статьи – раскрыть причины возникновения «родительского гнева» через контексты, представляющие данную эмоцию дескриптивно, и описать некоторые проявления родительского гнева.

Гнев, как и любая другая эмоция, имеет фазы протекания: 1) каузация эмоционального состояния, 2) пребывание в нем, 3) проявление эмоции. Следует особо отметить, что в «эмоциональный сценарий» проживания эмоции неизбежно притягиваются лексемы, относящиеся не к названию или описанию эмоции, а к причине ее появления. В православном, патриархальном сознании жителей Приамурья родительский гнев считался сродни божественному. О том, что родительского гнева боялись наравне с божьим гневом, свидетельствует  информант Бакшеева Анна Андроновна,  с. Союзное, 88 лет:  «Мужа не видела. Понравился – не понравился, а жить надо. Раньше отца-мать не переступишь, как бога боялись». [Тетрадь 1966, № 25].

Осталось множество свидетельств информантов, что браки  переселенцев на Дальний Восток заключались традиционно по велению родителей, а не по любви. Боясь родительского гнева, девушки и юноши соглашались на брак почти вслепую, не любя своего избранника или избранницу, обрекая себя на тоскливую, безрадостную жизнь с нелюбимым человеком.  В сборнике «Частушки, собранные Г. С. Новиковым-Даурским в Забайкалье и Амурской области» находим четверостишия, свидетельствующие о родительском произволе: Девушки, не ваша воля, / Не посеешь в поле рожь / Девушки, не наша воля, / Не полюбишь, кого хошь [2; Ч. 1; С. 17]; Мать моя косматая, / Зачем меня просватала?! / Все подруженьки запели – Я одна заплакала [2; Ч. 1; С. 41]; Меня батюшка просватал, / Как посеял в поле рожь; / Дом большой, окошек много, / Только парень не хорош [2; Ч. 1; С. 37].  Когда  родители были категорически против свадьбы, молодые или жили тайно, скрывая от всех свою любовь, или пускались в бега. Ср.: Там, там, по задам / Ласточки летают, / Третий годик милый ходит — / Маменька не знает; Ох! Мать, не поймать / Серого утенка. / Не узнать тебе, мать, / Моего миленка [2; Ч. 1; С. 13].

Словарь русских говоров Приамурья фиксирует фразеологизм бгловая свдьба. Устар. Свадьба без родительского согласия на брак. Свадьба с честью есть, а есть бегловые свадьбы [1; С. 28].

Частушки Забайкалья и Амурской области также отражают частые случаи «бегловых свадеб»: Конь вороной, Ворона грива, Если хочешь жить со мной, / Собирайся живо; Моя милая Наташа, ты нопой меня водой, Я на серенькой лошадушке приеду за тобой; Иннокентьевску деревню / Можно городом назвать / Архаринские ребята  / Приезжали воровать / И не сумели мне сказать [2; Ч. 1; С.38].

В тетради № 328, 1988 г.,  зафиксировано свидетельство информанта Пазникова Михаила Егоровича, 1906 г.р., с. Квашнино: «Я тоже путем не женился. Взял, украл и все…». О том же свидетельствует информант Ференцева Александра Гаврильевна, 77 лет: «Отец не захотел за него отдавать. Не ндравился, не побежала бы» (тетрадь № 328, от 1988).

В Словаре русских говоров Приамурья фиксируется номинация, называющая девушку, отрекшуюся от родителей: отро́чница, -ы, ж. Устар. девушка, вышедшая замуж тайком, без согласия родителей. Убегут убёгом, так девки отрочницы звались. [1; С. 302]; Некоторых невест бегом воровали. Приглашали прокатиться и увозили в церковь. Потом к родителям приходили прощаться. Мать сразу не прощает, опять ездят, в ноги кланяются. Отсюда выражение идт с поклном, то есть просить прощения у родителей невесты, которая вышла замуж без их согласия. Тада свадьбы не было. Бегом убегали, а потом шли с поклоном, прощения просили [1; С.164].

Родители могли серьезно обидеться и с первого раза не простить молодых, не простить и в другие их визиты. Гнев и обида родителей на дочерей-отрочниц отражается в частушке: Ты не стой у ворот, / Не пори горячку — / Дочерям, сволочам, / Не давай потачку [2; Ч.1; С.16].

Обычай приходить с повинной к родителям после побега смягчить их гнев назывался «простинами»:  ПРОСТНЫ, ПРОЩНЫ. Устар. Обряд проще­ния родителями молодоженов, обвенчавшихся тайно. Если убгом ходят, на простины сходят, их простят родители, потом венчаются. На простины, на мс­ленку ездили. А потом делают прощины, просят прощения, кланяют­ся, просят благословления. Батька с мткой стоят, код молодые просттся. [1; С.353].

Таким образом, в статье рассмотрено понятие «праведный родительский гнев» как сильная эмоциональная реакция родителей на своеволие детей, выражающееся в неподчинении родительской воле. Праведный гнев родителей – это обида родителей на детей за самовольное решение жениться или выйти замуж, неудовлетворенность тем, что выросшие дети предпочитали родительским решениям бегство из отчего дома. Проявлением родительского гнева был отказ в благословении пары, нежелание справлять детям свадьбу, давать приданое, оказывать какую-либо материальную помощь.

Список литературы:

  1. Словарь русских говоров Приамурья / авт.- сост.: О. Ю. Галуза, Ф. П. Иванова, Л. В. Кирпикова, Л. Ф. Путятина, Н. П. Шенкевец. Изд. 2-е, испр. и доп. — Благовещенск, 2007. – 528 с.
  2. Частушки, собранные Г. С. Новиковым-Даурским в Забайкалье и Амурской области / сост.: Б. В. Блохин. – Ч. 1. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. – 136 с.
  3. Частушки, собранные Г. С. Новиковым-Даурским в Забайкалье и Амурской области / сост.: Б. В. Блохин. – Ч. 2. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. – 192 с.
    ПОНЯТИЕ «ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ» В РУССКИХ ГОВОРАХ ПРИАМУРЬЯ
    В данной статье рассмотрено понятие «праведный гнев» в русских говорах Приамурья, дана авторская типология разновидностей, входящих в данное понятие. Подробно описан «родительский гнев» как основной тип «праведного гнева», с точки зрения диалектной личности. На материале «Словаря русских говоров Приамурья», «Частушек, собранных Г. С. Новиковым-Даурским в Забайкалье и Амурской области» выявлены и описаны причины возникновения родительского гнева и способы его проявления.
    Written by: Приходько Виктория Константиновна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook