30 Дек

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЖАНРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОЛУМНИСТИКИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В условиях усиления идеологического давления на деятельность ряда российских СМИ у аудитории, интуитивно ощущающей, что к ним поступает информация, не всегда объективно отражающая действительность, укрепляется интерес к материалам, несущим персональную точку зрения автора. Вид творческой деятельности, результатом которой являются «авторские тексты», еще в 90-х гг. ХХ в. получил название колумнистика. В период демократизации общества колумнистика стала символом свободы мысли и слова и способом реализации принципа плюрализма мнений. К ее осмыслению обращались как исследователи, так и практики СМИ конца ХХ – начала XXI века [см. список литературы].

В начале XXI в. учеными было зафиксировано очень важное для развития колумнистики явление – оформление нового жанра – колонки: «Возникновение нового жанра означало стремление СМИ <…> закрепить точку зрения за авторитетным источником информации уже не как за коллективным автором (изданием), а за конкретной личностью – за субъектом высказывания, чья точка зрения может представлять интерес для аудитории» [9, с. 93].

В современном обществе, в условиях провозглашенной свободы слова и мнения, позиции колумнистики как вида творческой деятельности должны были ослабнуть. Однако усиление различных форм давления на журналистов и массмедиа (о чем свидетельствуют недавние факты закрытия или реорганизации ряда электронных СМИ) обеспечили новый виток интереса аудитории к персонифицированным позициям, транслируемым по каналам массовой информации. Колумнистика не только не уменьшила свое присутствие в информационно-коммуникативном пространстве, но, напротив, усилила его. Характерным явлением XXI в. стало появление и развитие информационных ресурсов, полностью заполняемых материалами, содержащими персональную позицию (например, электронный «Ежедневный журнал»), а иметь рубрику «колумнистика» («мнение», «колонка»), предназначенную для авторских выступлений, сегодня стремится каждое уважающее себя СМИ. В итоге, в колумнистике, долгое время существовавшей как совокупность жанров журналистики с элементами трансформации начались процессы жанрообразования. В качестве базовой жанровой модели выступила колонка, а на ее основе стали развиваться новые модификации текстов.

К настоящему моменту можно говорить о формировании системы жанровых разновидностей колонки. В систему входят: реплика, колонка оперативного отклика, колонка-обозрение, колонка-эссе, колонка-отзыв. Общим признаком для всех разновидностей является персональное мнение колумниста, транслируемое на массовую аудиторию.

Рассматривать жанровые разновидности как систему можно при условии соотнесения их с отрезками информационно-познавательной активности аудитории. При характеристике «отрезков» за основу может быть принята концепция психологов, согласно которой познавательный процесс человека проходит ряд этапов: эмоционально-чувственное восприятие, эмпирическое обобщение, теоретическое обобщение. На «последовательное» удовлетворение «спектра» познавательных потребностей аудитории и направлена система жанровых разновидностей колонки.

Жанр реплики дает аудитории возможность эмоционально «пережить» факт. Колонка оперативного отклика отвечает на потребности в эмпирическом обобщении, порождая как чувственно-эмоциональную, так и познавательную реакцию. К жанрам, предъявляющим результат теоретического осмысления социальной ситуации, относится колонка-обозрение. Осмыслить меняющуюся действительность с помощью самоанализа, через восприятие себя как элемента  философской картины мира, дает возможность колонка-эссе. Соотнести собственное мнение о новом информационном явлении с позицией другого, интересного, собеседника позволяет колонка-отзыв.

В последнее десятилетие в российских СМИ все большую популярность приобретает жанр реплики. В федеральных изданиях («Известия», «Литературная газета», «Коммерсант») реплика трансформировалась из уточняющих ремарок и встроенных текстовых элементов в устойчивый тип публикации, представляющий собой короткий («компактный»), емкий, эмоционально насыщенный авторский текст, содержащий ценностно ориентирующую информацию. Первоначально оформившись как жанр газеты, в последние годы реплика все активнее завоевывает радио- и телеэфир (рубрика «Реплика» регулярно выходит на телеканале «Россия 24», звучит в эфире радиостанций «Эхо Москвы» и «Вести FM»).

Исследование современной практики СМИ в контексте теории жанров позволяет выделить природообразующие признаки реплики. Предметом реплики, как правило, выступает новое, общественно значимое событие или явление, имеющее негативный или ярко выраженный положительный смысл. У колумниста возникает непреодолимое желание высказаться, проговорить вслух «первую реакцию» на поразивший его феномен. В этой связи, главной задачей становится как можно точнее отобразить эту реакцию. Целевая установка реплики – через выражение однозначной эмоциональной реакции на конкретный факт действительности сориентировать читателя в актуальной действительности. Эмоции и спонтанные суждения автора реплики призваны задать ракурс восприятия и оценки факта. Нет необходимости произносить (писать) реплику, если она не расставляет неожиданные акценты, не способна создать в сознании адресата противоречие, которое потребует разрешения в новом понимании, в новом знании. Содержание реплики не претендует на истину, но если эмоции самоочевидны, а «вопросы напрашиваются сами по себе», то это лучшее доказательство правоты авторского мнения. Процессу социального ориентирования, важным результатом которого является принятие аудиторией предложенного суждения (фрагментарного мнения), значительно способствует монотемность реплики, конкретность и однозначность эмоций, очевидность чувств, то есть естественность продуцирования речи. Монотемность реплики проявляется не только в том, что автор опирается на один факт, одно изречение, но и в том, что идея материала однозначна. Основной метод ее подачи – оценка. Для создания эффекта спонтанности в реплике используются различные приемы: принципиальная неоднородность стилистических средств, намеренное нарушение смысловой связи слов в словосочетании («Александра Лукашенко задержали на непочтительном расстоянии»), употребление просторечной лексики («на кой шут им»), жаргонизмов, распространенных фразеологических оборотов и т.п. Нередки в репликах и каламбуры, «случайно» возникшие ассоциации и параллели. Активное использование в реплике изобразительно-выразительных средств не только призвано подчеркнуть спонтанный характер высказывания, но и укрепить связь с аудиторией. Диалогичный характер реплики усиливается за счет использования большого количества личных местоимений, прямых обращений (как к читателю, так и оппоненту), риторических вопросов, нередко создающих эффект «наводящего вопроса». «Необязательность» реакции подчеркивает стремление автора удержаться от навязывания собственного мнения. Выразительные средства способствуют преобразованию факта действительности в ее образный аналог.

В колонке оперативного отклика в дополнение к спонтанной реакции может предлагаться ее осмысление. Свое видение событий социальной жизни в жанре колонки оперативного отклика часто предлагает В. Шендерович. Для осмысления спонтанной реакции он, как правило, надевает «маску обывателя».

Специфические черты разновидностей колонки, представляющей аудитории развернутое и обоснованное персональное мнение автора, проявляются уже на уровне предмета. Она может не отталкиваться от конкретного информационного повода, от конкретного события. Актуальность и новизна колонки обеспечивается новизной взгляда колумниста, пусть даже уже на известную ситуацию, на вполне обыденное событие. В зависимости от предмета выступления ученые даже типологизируют колонку: социальная, злободневная, игровая и т.д.; в зависимости от «взгляда» – исповедальная, провокационная, ироническая и т.д. [5]. Как отмечает профессор Л.Е. Кройчик, цель колонки: «в образно-эмоциональной форме представить аудитории авторскую оценку фактов и явлений действительности» [3, с. 229]. Мнение автора колонки должно быть доказательно и аргументировано. Требование представлять развернутую систему доказательств одинаково как для колонки, так и для статьи. Отличие в – представлении персонального или коллективного мнения. Методика доказательства может разниться в зависимости от метода обработки информации: это может быть самоанализ (колонка-эссе) и тогда в основе структуры текста оказываются ассоциации, реминисценции; но могут быть и методы аналогии, сравнения, анализа, синтеза – и тогда в тексте главенствует логическая структура, а для предъявления информации используются методы объяснения и рассуждения (колонка-обозрение). В колонке-обозрении акцент делается на прогнозировании ситуации на основе выявленных колумнистом тенденций и закономерностей развития конкретной социальной сферы. Мнение автора колонки всегда персонально и «увязывается» с конкретной биографической личностью. Личность автора по-разному проявляется в колонке: автор может проявлять себя как герой-повествователь, как лицо размышляющее и переживающее – в колонке-эссе (например, С. Клебанов в GQ) или, наоборот, демонстрировать жесткую логику – в колонке-обозрении (Ю. Латынина («ЕЖ»)), а может выступать под маской персонажа-маски – в комическом варианте колонке-обозрения (В. Шендерович («ЕЖ»)).

В колонке активно используются средства диалога. Принципиально важным для колумниста является умение вести диалог с читателем, втягивать его в процесс соразмышления, даже при выражении полемичной позиции.  Ведь колумнист в силах проявить и усилия коммуникатора идей, позиций, версий по созданию поликультурного пространства, и помощь в достижении некоего приемлемого единства мнений и, что не менее важно, в силах обеспечить возможность яркого, доказательного рассмотрения проблемы, публичной демонстрации программы ее решения, а также отторжение тупиковых, опасных направлений. Форма выражения мнения колумниста требует особого внимания: эстетическая завершенность и совершенство колонки важны так же, как оригинальность и полезность содержания. Как отмечает Мария И. Касальс Карро: «… на небольшом пространстве нужно представить ту или иную тему или проблему, о которой все будут говорить, при этом развивать аргументы с большой риторической изобретательностью…» [1]. Чтение колонок должно приносить читателю эстетическое удовольствие.

В последние годы в средствах массовой информации закрепились тексты, представляющие собой оценочные суждения конкретных авторов об информационных явлениях. По ряду признаков они отличаются от рецензий, традиционно используемых в подобной коммуникативной ситуации. Доминирование авторского мнения над предметом, узнаваемый авторский стиль – эти признаки характерны для колонки-отзыва. Кроме того в отличие от автора аналитической рецензии колумнист может обратить внимание не только на новые, недавно появившиеся, произведения искусства, но и на произведения из различных списков («Список Бродского», «Список Спилберга»; список Саши Филипенко из «50 фильмов, которые надо показать сыну» (GQ) и т.п.). Новизна колонок-отзывов обеспечивается исключительно авторским взглядом на предмет. Вместо обоснованных оценочных суждений об эстетической и социальной значимости рецензируемого явления предлагается персонифицированное, эмоционально выраженное авторское повествование. При этом мнение не противопоставляется суждениям специалистов, не является провокацией, оно – всегда сильное, четкое и яркое – имеет всё необходимое для того, чтобы быть интересным. Более «насыщенный жизнью», чем эстетическими категориями, авторский взгляд, выраженный в образном и небанальном повествовании, через узнаваемый стиль, может заинтересовать сильнее, чем классическая рецензия (колонки-отзыва Ю. Гладильщикова в журнале «Форбс»). Мнение в рецензии-колонке, как правило, не завершено, но колумнисты-рецензенты нацелены на то, чтобы начать диалог со «своим» (по возрасту, по образу мыслей, по жизненному опыту) читателем. Неоднозначность авторского взгляда, его открытость и своеобразная уязвимость побуждает к ответу, к дискуссии. При условии наличия интересной идеи, выраженной с помощью оригинальных стилевых средств, колонку-рецензию можно признать эффективным в прагматическом смысле «гибридом».

Таким образом, на современном этапе развития СМИ генеалогическое древо колонки дало новые ответвления, на которых в перспективе может сформироваться система жанров колумнистики, коммуникативно ориентированных на удовлетворение различных познавательных реакций аудитории.

Современная колумнистика сохранила важные для массовой коммуникации черты: активность, направленную на организацию дискуссий, готовность поднимать злободневные темы, отражать острые проблемы человека и общества, подавая их под углом персонального восприятия действительности субъектом высказывания. В то же время появилось множество колонок, в которых снижен градус полемичности, оппозиционности, конфликтности высказанного мнения. А ведь данную черту в начале ХХI в. профессор Л.Е. Кройчик рассматривал как важный признак колонки [3, с. 229]. В связи с расширением тематики колонок полемичность перестает быть ее обязательной чертой. Колонки С. Клебанова о здоровом образе жизни, моде, стиле и т.д. (GQ), социально-бытовые колонки Натальи Радуловой («Огонек», «Взгляд»), посвященные гендерным различиям и взаимоотношениям полов, и другие – выполняют, скорее, информационно-ориентирующую задачу, нежели задачу обострения идейных противоречий. Колумнистика распространяет свое влияние на те сферы социальной коммуникации, которые ранее были закреплены преимущественно за журналистикой, а это, опять же, формирует ожидание, что должны появиться новые формы отражения действительности.

В связи с активным развитием колумнистики представляется актуальным внесение изменений в процесс подготовки журналистов в вузах. Необходимо целенаправленно готовить их к новому виду творческой деятельности в СМИ.

 

Список литературы:

  1. Casals Carro M. J. La columnaperiodística: de esosembusterosdías del ego inmarchitable / M. J. Casals Carro – (http://www.ucm.es/info/emp/Numer_06)
  2. Гордеев Ю.А. Жанровая специфика колонки в печатных СМИ // Жанровые метаморфозы в российской журналистике: тезисы IV Всероссийской научно-практической конференции г. Самара 18-19 марта 2010 г. Самара: Порто-принт, 2010. – 108 с. – С. 22-23
  3. Кройчик Л.Е. Журналистское произведение / Основы журналистской деятельности : учебник для бакалавров / под ред. С.Г. Корконосенко. – 2-е изд., перераб. и доп. М: Издательство Юрйт, 2014. – 332 с. – С. 163-248
  4. Потсар А.Н. Трансформация жанровой структуры колонки под влиянием политического дискурса // Медиаскоп : электронный журнал. – 2012. – № 1. – режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1023
  5. Тимченко, И. С. Авторская колонка в современных СМИ : учеб.-метод. пособие / И. С. Тимченко ; С.-Петерб. гос. ун-т, ф-т журн., каф. междунар. журн. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. – 172 с.
  6. Успенская С.С. Колумнистика: проблемы жанровой идентификации // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2007. – № 1. – С. 240-250
  7. Шостак, М.И. В жанре реплики // Журналистика и медиарынок. – 2004. – № 10. – С. 17-25
  8. Ярцева С.С. Жанровые признаки колонки // Вестник Воронежск. гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. Воронеж, 2011. – № 1. – С. 226-228.
  9. Ярцева С.С. Колонка: старая форма, новый жанр // Жанры СМИ: история, теория, практика : тезисы V Всероссийской научно-практической конференции г. Самара 17-18 марта 2011 г. Самара, 2011. Самара: Порто-принт, 2011. – С. 93-94.
  10. Ярцева С.С. Колумнистика : история возникновения и перспективы развития : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2011. – 22 с.
    К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЖАНРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОЛУМНИСТИКИ
    Written by: Иванова Людмила Викторовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/19/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook