26 Мар

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ КОНЦЕПТ КАК «КЛЮЧ» К ПОНИМАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Известно, что базовые концепты как «ключ» к пониманию национально-культурных особенностей этноса интенсивно исследуются в лингвистике последних десятилетий, однако концепты и когнитивные структуры   отдельной личности, а также её вклад в вербальное освоение мира в рамках концептологии остаются недостаточно изученными. Этим обстоятельством определяется актуальность исследования доминантных концептов лирики Сергея Есенина как знаковой личности в русской культуре.

В литературе указывается, что «восприятие и осознание человеком мира оказываются производными от культурно-исторического бытия» [5, с. 14]. В этой связи нам представляется важным отметить, что воспринимает, осознает, репрезентирует мир не просто человек или «национальный человек», этот человек является ещё отдельной личностью с присущим ей миропониманием. Восприятие мира, вовлечённого в личностную сферу человека, хотя исторически и культурно обусловлено, картина мира, созданная на основе индивидуального восприятия, неизбежно должна носить черты человеческой субъективности, черты когнитивного стиля её создателя. Поэтому термин «когнитивный стиль» мы рассматриваем не только в том понимании, как это представлено в психологической науке [см., напр. 8], но и как «относительно стабильное сочетание «личностных инвариантов» у конкретного индивида»  [2, с. 27], к числу которых, на наш взгляд,  относятся инварианты-репрезентации содержательного характера, то есть концепты.

Целью настоящей статьи является установление  индивидуально-авторского концепта Сергея Есенина и определение специфики предметно-понятийного, ассоциативно-образного и аксиологического слоев в его содержании, обусловливающих своеобразие его когнитивного стиля. Нам представляется, что изучение базовых концептов языковой личности позволит лингвистически осмыслить понятие «когнитивный стиль» как отражение индивидуального образа мира  и специфики его содержательного представления в аспекте соотношения «ментальность личности» и «ментальность народа».

Под когнитивным стилем мы понимаем лингвистически и экстралингвистически обусловленный индивидуальный способ мировосприятия, определяющий предпочтительную форму содержательного и структурного представления результатов когнитивной деятельности в создаваемых автором речевых произведениях.

Не вызывает сомнения то, что при одинаковом наборе универсальных концептов у каждой знаковой языковой личности существуют особые, только ей присущие соотношения между этими концептами, что создает специфическую колористику, запечатлевающую мироощущение личности и делающую узнаваемой  её индивидуальную картину мира. Также нет сомнения в том, что эта специфическая колористика обусловливается особенностями репрезентации мира в голове человека. И если «индивидуально-своеобразные способы переработки информации» рассматриваются психологами в рамках понятия «когнитивный стиль», то концептуальная специфика этой информации, и в особенности доминантные концепты личности, не могут не иметь отношения к когнитивному стилю. То же самое утверждают  некоторые исследователи, связывающие способ, которым конкретная личность познает мир, используя определенные познавательные способности и эмоциональные свойства, с когнитивным стилем личности [4, с. 136-141]. В.В. Виноградов писал о том, что «понятие стиля является везде и проникает всюду, где складывается представление об индивидуальной или индивидуализированной системе средств выражения и изображения, выразительности и изобразительности» [1, с. 8].

Важным в рамках целевой направленности данной работы представляется утверждение  И. А. Тарасовой о том, что «в большинстве работ, затрагивающих когнитивный аспект идиостиля, центральной категорией исследования является индивидуально-авторский концепт» [6, с. 5].

Каков этот индивидуально-авторский концепт и различные его конфигурации, свойственные именно для «есенинского» взгляда на мир, какое преломление получают концепты русской культуры в концептосфере С. Есенина? Своеобразным ответом на этот вопрос могут служить слова самого С. Есенина: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность (выделено нами – А. П.), которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах» [3, с. 79].

Анализ лирики С. Есенина позволяет констатировать, что «лирическое чувствование и образность» определяют  всю структуру его концептосферы. Особый интерес для нас представляют доминантные концепты, выделенные в результате концептуального анализа его произведений.   Это концепты простор, даль, ширь,  синь (синий), голубой, любовь, грусть, тоска, которые сами по себе не являются исключительной принадлежностью концептосферы С. Есенина. Однако они преимущественно репрезентированы в его лирике, устойчиво повторяются, наделены особым смыслом и являются специфичными для «есенинского» видения мира. Исследование предметно-понятийного, ассоциативно-образного и ценностного составляющих в их содержании позволяет постулировать, что все они своеобразными когнитивными нитями связаны с вечной темой – любовью к Родине.  Каждый из этих концептов обладает особенным смыслом в пределах концептосферы С. Есенина, а их конфигурации формируют её центр, который составляет концепт «Россия (Русь)».

Следует отметить, что концепт «Россия» занимает центральное положение в лирике многих поэтов. Специфика концепта «Россия (Русь)» в лирике С. Есенина заключается в том, что он складывается как «мозаичное полотно» из различных ментальных представлений России, истоки своеобразия которого обусловливаются спецификой индивидуально-поэтического взгляда на мир. В концептосфере С. Есенина концепт «Россия (Русь)» предстает как сегментный тип концепта, репрезентированный такими микроконцептами, как Русь деревенская,  Русь уходящая и Русь советская, каждый из которых характеризуется различным соотношением предметно-понятийного, ассоциативно-образного и аксиологического составляющих, находящих выражение в индивидуально маркированных «лирическим чувствованием и образностью»  языковых единицах.

В аспекте определения своеобразия когнитивного стиля С. Есенина и концептуальных признаков его картины мира наиболее значимым является микроконцепт  Русь деревенская, смысловую основу которого составляет понятие «родина».  Родина для С. Есенина – это деревенская Русь, священная земля, его культурное пространство, его мир, любовь к которой  у С. Есенина обнажена до предела и которую поэт не поменяет ни на что: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою».  В предметном слое данного микроконцепта заключены сельские образы, деревенские впечатления, которые стали частью души и сформировали миропонимание поэта. Языковые единицы, репрезентирующие предметную составляющую, выпукло маркируют идиолект С. Есенина: О Русь — малиновое поле / И синь, упавшая в реку, / Люблю до радости и боли / Твою озерную тоску. Предметный слой концепта составляют представления о России, обусловленные спецификой перцептивного восприятия, результаты которого эксплицированы в картинно наглядных символических образах: Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге; Чахнет старая церквушка, / В облака закинув крест Деревенские реалии, своеобразно осмысленные поэтом и представленные в особых конфигурациях, создают образ Родины, радостный и грустный: Гой ты, Русь, моя родная / Хаты – в ризах образа; Край ты мой заброшенный, / Край ты мой, пустырь./ Сенокос некошеный, / Лес да монастырь; Покосившаяся избенка, / Плач овцы, и вдали на ветру / Машет тощим хвостом лошаденка, / Заглядевшись в неласковый пруд.

Русь деревенская в лирике С. Есенина имеет особую концептуальную организацию, обусловленную, прежде всего, реалиями русской деревни: «пастушеский рожок», «посвист журавлей», «тропинка склизкая», «туманный берег», «заречная коса», «половодье каждый год», «несжатая рожь», «поминальные кресты», «веселый пляс». Однако ассоциативный слой концепта определяется спецификой индивидуального образного восприятия той «сельщины», России, находящей вербальное выражение в своеобразных сочетаниях языковых единиц, характерных только для когнитивного стиля поэта: «полевая Россия», «свинцовой свежести полынь», «озерная тоска», «золототканое цветение», «теплая грусть», «поток ветров, крылато дующих», «река серебристая», «гречневые просторы», «седые вербы», «желтая дорога», «зеленый вечер», «звенят родные степи», «молитвословным ковылем», «черемуха машет рукавом» и др. Образный слой концепта Русь деревенская составляют метафорические модели типа Русь – страна берёзового ситца, малиновое поле, пустырь, мать, родной приют, покойный уголок, которые обладают ценностными характеристиками и связаны с авторским концептом «Россия (Русь)».

Репрезентация  ценностных характеристик Руси деревенской связана с концептами другого ряда – пространственными, цветовыми и ментальными (простор, ширь, даль, синь, любовь, грусть, тоска):  Гляжу в простор твоих полей; Не видать конца и края / Только синь сосет глаза; синие села; голубая долина;    Россия! Сердцу милый край / Душа сжимается от боли; теплой грустью болен; Твою пастушескую грусть / Звени, звени, златая Русь; Мне грустно на тебя смотреть, / Какая боль, какая жалость! ; Устал я жить в родном краю / В тоске по гречневым просторам; Но более всего /Любовь   к родному краю / Меня томила / Мучила и жгла.

В концепте Русь деревенская для С. Есенина объединилось  «все родное и близкое, от чего так легко зарыдать», поэтому не случайно  его ассоциативно-образный слой определяет овеянная легкой грустью любовь к просторам России.

Негативной окраской и трагической тональностью пронизаны другие два сегмента концепта «Россия (Русь)». Их предметно-понятийный и ассоциативно-образный слой у С. Есенина – «гражданина села», который «очутился в узком промежутке»,  резко дистанцируется от Руси деревенской таким индивидуально-авторским представлением, как «непонятные события». Поэт то с радостью, то с грустью описывает перемены в патриархальном деревенском укладе жизни русского крестьянства.  Неоднозначное отношение к этим событиям отражено и в таких строках: Я человек не новый! / Что скрывать / Остался в прошлом я одной ногою; Я тем завидую / Кто жизнь провел в бою, / Кто защищал великую идею…; Но и все же хочу я стальною / Видеть бедную, нищую Русь.

В предметно-понятийном и ассоциативно-образном слое микроконцептов  Русь уходящая и  Русь советская находят отражение такие ассоциативные концептуальные признаки, как «грусть в кипении весёлом», «сонма бурь»,  «грусть большая», «грустная радость», «отравленные дни», «край осиротелый»,
«словно иностранец в своей стране», «развороченный бурей быт», «стальная конница»  и др. В отличие от первого сегмента в микроконцептах  Русь уходящая и  Русь советская затушевываются пространственные и цветовые концепты, придававшие особую лирическую тональность описанию Руси деревенской. На передний план  выдвигаются и актуализируются концепты ментального плана, такие, как  «грусть», «тоска», а также «любовь». И эта  любовь не только к  России «полевой», «златой», «голубой», «деревянной», «деревенской», но и к так отличающимся от неё и непонятным  для поэта Руси уходящей и Руси советской: Я буду воспевать всем существом в поэте / Шестую часть земли с названием кратким «Русь».

Итак, универсальный концепт культуры «Россия (Русь)» в рамках концептосферы С. Есенина  претерпевает определенные трансформации, что позволяет считать его индивидуально-авторским концептом:   1) он репрезентирован различными микроконцептами, в каждом  из которых специфика соотношения предметно-понятийного, ассоциативно-образного и аксиологического составляющих определяется  своеобразием авторского мировосприятия; 2) в  микроконцептах  либо актуализируются (Русь деревенская — простор, ширь, даль, синь, любовь, грусть), либо  затушевываются (Русь уходящая и  Русь советская — любовь, грусть, тоска)  определенные когнитивные признаки; 3) связанные с Россией природные и социальные реалии, своеобразно осмысленные поэтом и представленные в особых конфигурациях, находят выражение в формальной и содержательной структуре индивидуально маркированных языковых единиц, выпукло представляющих когнитивный стиль автора.

Список литературы:

  1. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Художественная литература, 1961. – 614 с.
  2. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. №4, 1994. — С. 17-33.
  3. Есенин С. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. Предисловие. М.: Художественная литература, 1962. – С. 77-79.
  4. Кухаренко В. Л. Интерпретация текста.  М.: Просвещение, 1988. – 191 с.
  5. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. – 207 с.
  6. Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект / под ред. М. Б. Борисовой. Саратов, 2003. – 280 с.
  7. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума.  2-е изд.  СПб.: Питер, 2004. — 272 с.
    ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ КОНЦЕПТ КАК «КЛЮЧ» К ПОНИМАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
    Статья посвящена анализу индивидуально-авторского концепта Сергея Есенина как средства определения своеобразия его когнитивного стиля. Методом концептуального анализа установлена сегментная природа авторского концепта «Россия (Русь)», а также определена специфика предметно-понятийного, ассоциативно-образного и аксиологического слоев в его содержании, обусловливающая своеобразные сочетания языковых единиц, выпукло представляющих когнитивный стиль поэта.
    Written by: Пугоева Ася Османовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/26/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook