25 Июл

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СНАХ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Существуют разные философские взгляды в понимании значения такого феномена, как сон. Сновидение, несмотря на всю свою необычность, существует реально. Однако философы мира несколько расходятся в понимании генезиса и структуры сна, предлагая нам возможные способы толкования данного феномена. Философы мира рассматривают сны как особый тип реальности, без которой целостность человеческого бытия не может быть постигнута в полной мере. В этой статье мы попытаемся изложить некоторые философские теории о снах. Так, мы хотим увидеть внутреннюю структуру феномена для воссоздания в дальнейшем наиболее целостного концепта «Traum».

Интерес к снам появился с древних времен. Так, знаменитый философ, снотолкователь и гадатель II в. н. э., Артемидор называет сновидение «волнением души» или «созданием разных образов, знаменующих будущие блага или беды». По его мнению, сон есть контакт сновидца с его собственной душой, при котором последняя сообщает спящему грядущие события. Артемидор видит четкое отличие между сном (enhypnion/ derTraum) и сновидением (oneiros/das Traumgesicht), подчеркивая, что сновидение показывает сновидцу будущее, а сон настоящее [7, с.32-33]. Такое понимание он объясняет тем, что «некоторые ощущения обладают свойством возвращаться в душу, снова пребывать в ней и вызывать явления во сне. Влюбленный, например, обязательно увидит во сне своих любимцев, напуганный — причину своего испуга… в этих видениях, за которыми кроются ощущения, содержится не предсказание будущего, а переживание настоящего» [2, с. 212]. Сновидения, в свою очередь, Артемидор разделяет ещё на 5 видов: иносказательные, ясные, личные, чужие и родственные [там же, с. 219]. Ясные сновидения сбываются с полной точностью в краткий срок; иносказательные показывают свое значение символом-загадкой и сбываются лишь спустя время. Личные сновидения – это сновидения, в которых человеку снится он сам; в результате такого сна со сновидцем происходит нечто хорошее или плохое. Чужими сновидениями Артемидор называет те сновидения, при которых сновидец видит действующим другого человека; такие сновидения предвещают хорошее или плохое только для приснившегося. Родственные, исходя из самого названия, – это сновидения, во время которых сновидец видит своих родственников. По характеру выражения Артемидор выделяет четыре группы сновидений. Одни предсказывают многое через многое, другие – малое через малое, третьи – многое через малое, четвертые – малое через многое. Более того снотолкователь указывает на особую, отдельную группу сновидений, называя такие богопосланными [там же, с. 219].

Платон придавал снам большое значение. Философ разделял сновидения  назначимые и не значимые. К первой группе относились сны «божественного происхождения», ко второй соответственно ночные видения «небожественного происхождения». Платон говорит о сне, как о способе увидеть, или как он выражается «подглядеть»  иномирное пространство. Во многих своих работах он дает сну как позитивную, так и негативную окраску, объясняя это прямой зависимостью сна от спящего. В трудах Платона есть следующее объяснение: Боги сотворили человека и наделили его глазами, излучающими свет (т.е. зрение) наружу. Дневной свет попадает внутрь человека. С наступлением ночи человек засыпает, закрывая внутренний огонь, который создает яркие образы. Если же человек во сне производит движения телом, переворачивается, это немедленно отражается в сновидении и может помешать сообщению Богов. Так, чтобы увеличить вероятность общения с богами во сне, человеку было необходимо проводить очищающие ритуалы перед сном и засыпать в спокойной тихой обстановке[7, S. 19-21]. Философ выдвигает идею о трех началах души: вожделеющем, яростном и разумном. Если разумное начало души сновидца стоит во главе, укротив яростное и вожделеющее начало ему даются пророческие сновидения, открывающие истину. Ложные же сны и видения приходят к душам невежественным, находящимся под властью чувственных страстей и удовольствий. Платон так же предполагает возможность человека черпать вдохновение для жизни из пространства сна [4, с. 353-358].

Аристотель создал целый ряд философских произведений о снах. Среди них известны следующие работы: «О сновидениях» (Περὶἐνυπνίου / De Insomniis), «О сне и бодрствовании» (Περὶ ὗπνου καὶ ὶγρηγορήσεως / De Somno et Vigilia), «О гадании по снам» (Περὶτῆς καθ΄ ὕπνον μαντικῆς / De Divinationeper Somnum) [3, с. 420].В отличие от Платона, Аристотель полностью отрицает божественное происхождение сновидений. Философ объясняет это тем, что сны видит не только человек, но и некоторые животные. Он не видит причины общения Богов и животных, вследствие чего и указывает на демоническое происхождение сновидений. Само явление сна Аристотель называет физическим феноменом. Говоря о психо-физиологии и «механике» сновидений, Аристотель описывает некое прозрачное тело, которое находится между глазом и воспринимаемой вещью и является «опосредующим звеном в отношении видящего к видимому» [там же, с. 422]. Согласно такой теории, по словам философа «видения во сне возникают в результате отражения на внутренней поверхности век исходящих из глаз лучей света» (также как вышеописанный «внутренний свет» у Платона) [там же, с. 423]. Аристотель указывает, что видение снов не может быть следствием чувственного восприятия или мнения человека. Он утверждает, что наша душа имеет потребность к регенерации, поэтому люди спят и видят сны. Аристотель призывает исследовать «механизм сна», определить, как и каким образом происходит вѝдение снов. Останавливаясь на религиозном аспекте, следует заметить, что философ называет сны явлением «профанным», потому что если бы они были явлением «сакральным», так называемым «божественным откровением», сновидения приходили бы только лучшим людям, а не каждому без исключения [7, с 24-26].

Фридрих Ницше называет сон своего рода «опьянением» и относит его к художественным силам природы. Вот как описывает философ ощущение сна человеком в одном из своих очерков: «наша внутренняя сущность, общая основа бытия во всех нас, испытывает сон с глубоким наслаждением и радостной необходимостью». По его мнению, человеческая жизнь состоит из двух половин: бдения и сна [9, ч.1]. Первая представляется человеку без всякого сравнения «более предпочтительной, важной, достопочтенной,жизне-достойной, даже единственно жизненной». Однако при всей видимости такого парадокса, Ницше утверждаеттаинственную основу сущности человека, и указывает на прямо обратную оценку сновидения. Философ наделяет сон силой и духом. Ницше говорит, что «мир сонных грёз» совершенен и не находится ни в какой зависимости от интеллектуального развития или художественного образования сновидца. Философ пишет, что «под воздействием сна человеку открывается единство с внутренней первоосновой мира в символическом подобии сновидения» [там же, ч.4]. Фридрих Ницше полагает, что сны пластичны и логичны. При невероятной пластической точности и верности сновидений философ видит во снах логическую причинность линий и очертаний. Ницше говорит, что если человеку отвлечься от собственной «реальности», и «принять своё эмпирическое существование, как и бытие мира вообще, за возникающее в каждый данный момент представление Первоединого», сновидение, таким образом, станет для человека «иллюзией в иллюзии». Так, он утверждает, что каждый сон дает возможность постичь переходность вещей, приводя в пример аллегорию «видящего сны грека и Гомера», где видящего сны грека по праву можно назвать Гомером, а Гомера — видящим сны греком. [4, с 340].

П. А. Флоренский описывает сон как ступень жизни в невидимом. Сон, по его словам, позволяет каждому «предощутить» существование иномирного пространства и осознать, что не единственно то, что мы склонны считать жизнью есть жизнь. Сном как таковым, философ называет именно глубокий сон,  а сновидение, по его мнению, есть не что иное, как рубеж между сном и бодрствованием [5, с. 4-16]. Философ особо выделяет временнóе пространство сна, которое позволяет за короткое по внешнему измерению, время «прожить» гораздо более длительный период, чем на самом деле длится сон [там же]. Во сне система времени имеет совершенно иную систему, в которой время летит с неимоверной быстротой, относительно времени, воспринимаемого человеком в бодрствующем состоянии. Это же явление подтверждает эффект необычно быстрого забывания сна после пробуждения [там же].

Так, представив образы сновидений таких философов как Артемидор, Платон, Аристотель, Фридрих Ницше, П. А. Флоренский, мы показали насколько разнообразно можно истолковывать внутренний характер сновидений.

Список литературы:

  1. Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff_SrMir/18.php
  1. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V: сборник / под ред. М.Л. Гаспаров. – М.: Наука, 1964. – 412 с.
  1. Платоновское философское общество: [сайт]. URL: http://www.plato.spbu.ru/AKADEMIA/akademia6/chulkov.pdf
  1. Сны и видения в народной культуре: Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты [Текст] / А. А. Панченко [и др.]; под ред. С. Ю. Неклюдова. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – 382 с.
  1. Флоренский, П. А. Иконостас // Христианство и культура [Текст] / П. А. Флоренский. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. – С. 521-626.
  1. Alt, P.-A. Der Schlaf der Vernunft: Literatur und Traum in der Kulturgeschich-te der Neuzeit [Text] / Peter-André Alt. – München : Beck, 2002. – 464 S.
  1. Gehring, P. Traum und Wirklichkeit: Zur Geschichte einer Unterscheidung [Text] / Petra Gehring. – Frankfurt-New York : Campus Verlag, 2008. – 280 S.
  1. Hieronimus, E. Der Traum von den Urkulturen : Vorgeschichte als Sinngebung der Gegenwart? [Text] / Ekkehard Hieronimus. – München : Carl Friedrich von Siemens Stiftung, 1975. – 60 S. Project Gutenberg – free online books– Friedrich Wilhelm Nietzsche – Die Geburt der Tragödie: [сайт]. URL: http://www.gutenberg.org/dirs/etext05/7gbrt10.txt.