30 Дек

ЭВОЛЮЦИЯ ЦИФРОВОГО ТВ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Стремительная адаптация интернета в социальном пространстве вызвала множество революционных преобразований, оказавших существенное воздействие на представления о журналистской деятельности в контексте ее социальной значимости, включая организационно-творческо-производственные процессы в функционировании всех видов СМИ. Реконфигурация медийной среды цифровой эпохи проявилась не только и не столько в росте информационных потоков и медийных ресурсов, в появлении new media (интернет-СМИ, IPTV, интернет-вещание и т.д.), сколько в процессах конвергенции и интеграции СМИ, что обусловило организационно-структурное и концептуальное реформирование субъектов медиарынка, ныне тяготеющих к укрупнению в глобальном и глокальном масштабе. При этом приоритет отдается телевидению как наиболее эффективному средству экранной коммуникации.

Несмотря на исторически сложившееся репутационное отношение к этому ведущему массмедиа, в медийном сообществе сформировалось немало тематических дискурсов о конкурентоспособности ТВ, функционирующего в новых цифровых условиях. Одной из актуальных тем стало, в частности, обсуждение в конце 1990-х – начале 2000-х годов вопроса о конкурировании технико-технологических возможностей телевизионного и компьютерного экранов. Предпочтение отдавалось компьютеру как наиболее востребованному средству передачи информации, обладающему множеством автоматизированных функций, обеспечивающих, с одной стороны, индивидуально-массовую коммуникацию в режиме реального времени, с другой – позволяющих активному медиапользователю развивать свои творческие способности.

Время, тем не менее, все расставило по своим местам. К началу второго десятилетия XXI века вопрос о конкурентоспособности двух экранов утратил свое значение в результате конвергенции новейших технологий. Современный телеэкран [2, с.4-10] обладает не только входом/выходом в интернет, но и может работать как компьютер. Кроме этого, все современные технические средства больших и малых форм, будь то мобильные телефоны,  планшеты разных видов, телеэкраны и особенно видеоинформационные системы (ВИС) нового поколения, предназначенные для телетрансляций в открытом пространстве [2,с.4-10], ориентированы на воспроизводство экранного продукта, который позволяет массам быстро воспринимать трансформации реальной действительности, оперативно принимать жизненно важные решения. Это обусловлено тем, что 80%  информации человек усваивает благодаря зрению. Таким образом, в цифровую эпоху экран предстает как символ современности, обеспечивая нашему современнику значимый «эффект социализации», по Э. Тоффлеру, мотивируя индивида к рефлексии и самоидентификации в постоянно изменяющемся и усложняющемся окружающем мире.

Избыточность информационных потоков, прежде всего экранных, выводит на повестку профессионального дискурса и новую проблему – формулирование требований к экранной культуре как особо значимой парадигме, где содержанию и ценностным смыслам отводится приоритетная роль. Данная проблема обращена именно к ТВ, поскольку телевизионная «картинка», распространяемая с помощью разного рода мобильных средств массовой коммуникации, репрезентуемая в интернет-пространстве, а теперь и на улицах городов, населенных пунктов [8], приумножает долю распространения экранной продукции телеканалов.

Усугубляют важность требований к экранному продукту и процессы социокультурной глобализации, породившей наряду с другими факторами «глобальные культурные потоки, чей размах, интенсивность, разнообразие и быстрое распространение превзошли все, происходившее ранее» [11, с.389]. Исследователи справедливо фокусируют внимание на превалирующей роли ТВ. Столь пристальное внимание оправдано, так как одним из важнейших признаков современных социальных процессов является фактор интерсубъективности, априори содержащийся в телевизионной «картинке». Интерсубъективность следует  понимать как проникновение индивидуального сознания в опыт другого «Я» и через это  – к универсальному горизонту опыта. Как понятие и сущностное явление интерсубъективность анализировалась многими философами (И. Фихте, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, К. Юнг, А. Шюц) задолго до появления цифровых технологий. Но в цифровой век, когда социальной адаптации способствуют массовые коммуникации, прежде всего экранные, интерсубъективность предстает как базис социального взаимодействия, мотивируя индивида на поиск типических, взаимосогласованных структур сознания, новых моделей поведения, приводящих к смене социальных ролей. В этом контексте рассмотрения проблемы телеэкран позволяет индивиду приобрести наглядный эмпирический опыт и реализовать устремления к публичности, коррелируясь с интерсубъективностью, выраженной в форме зрительно-звукового восприятия.

Об эволюции и  потенциальных возможностях ТВ свидетельствует и перевод ТВ-вещания на цифровую многопрограммную интерактивную платформу – проект Международного союза электросвязи (МСЭ), реализуемый ныне во всех странах. Сформулирована всемирно известным ученым в области ТВ-вещания профессором М.И. Кривошеевым и перспективная модель развития ТВ на несколько десятилетий вперед, названная автором «Спираль развития цифрового ТВ вещания на пути к новому компоненту информационного общества», где конвергенции подлежат   инновационные технологии, ныне активно развивающиеся (Интегрированные вещательно-широкополосные системы (IBB); Всемирный вещательный роуминг; Телевидение УВЧ (UHDTV); Видеоинформационные системы) [6, с. 37-41]. Все эти разработки характеризуют начальный этап реформирования как телевидения, так и всего медийного рынка, за которым последуют и другие трансформации, более фундаментальные, нацеленные на формирование  гармонизированной среды медийного и социального пространства. В этом контексте эволюционных преобразований существенным становится вопрос о матрице телевидения, рассматриваемого как институциональная система, которая тяготеет к освоению глобального информационного пространства.

Переход СМИ в цифровую среду, в первую очередь ТВ, в значительной степени обострил проблему отношения элиты массмедиа к пониманию своего профессионального предназначения. В настоящее время социальная роль массмедиа скорректирована в пользу понятия «медиабизнес», что в принципе изменяет подход к созданию информационного продукта, в том числе экранного, отношение к его содержанию, поиску новых смыслов в процессе информирования, нивелируя основные цели и задачи. Перекос СМИ в сторону коммерциализации нарушает, кроме того, имманентную связь с аудиторией. Деятельность любого медийного ресурса невозможна без связи с аудиторией, так как именно она является базисом статуса СМИ как особого социального института, предназначенного  для информирования социальных групп,  слоев, субкультур.  Необходимо подчеркнуть: массмедиа, ТВ в том числе, работают в сложнейшем сегменте рынка – духовно-интеллектуальном, производя информационно-интеллектуальную продукцию в различных формах, ориентированную на прирост и обеспечение новых знаний в социальной среде. Данный аспект свидетельствует о природе СМИ и их первородной значимости. И в цифровом медиапространстве имманентная связь с аудиторией остается незыблемой, хотя качество и степень ее сцепления с учетом нелинейного развития медийных и социальных систем подлежат флуктуации (случайные колебания).

Определение статуса СМИ и выделение потенциала сегмента рынка, где работают массмедиа,  позволяет подойти к формулированию основных компонент медиаматрицы [3], в рамках которой развивается  организационно-творческо-производственная деятельность как СМИ, так и ТВ как наиболее массового и влиятельного ресурса общественной коммуникации. С точки зрения И.М. Дзялошинского, автора нового термина, медиаматрица работает в условиях жестких правил и норм, но подвержена разветвлению на насколько видов в целях обеспечения массовой  коммуникации (журналистика, реклама, пропаганда, PR) [3, с.126]. Данная концепция стремится глубоко проникнуть в процессы функционирования СМИ, ТВ в частности, однако, не до конца раскрывает протекающие в современном медиапространстве процессы, включая совокупное взаимодействие системообразующих направлений данного социального института. Наиболее структурированным в этом плане представляется метод анализа английского социолога Ф. Уэбстера, предложившего оценивать степень вхождения современной цивилизации в информационное общество по совокупности пяти основополагающих векторов развития – технологический, экономический, пространственный, профессиональный (связанный со сферой занятости) и культурный [2, с.15]. Данный метод обосновывает подходы к анализу процессов становления информационного общества, но применим и к СМИ, поскольку раскрывает системообразующие направления медиаматрицы, позволяет расчленить их и проследить интеграционное взаимодействие, проекцию развития. Наглядное обоснование функционирования всех пяти направлений, применимых, в частности, к телевидению как многосложной институциональной системе можно сформулировать, прибегнув к модели матрично-позиционного построения исследования, предложенной российским ученым А.С. Борисовым [1], исследовавшего экономические процессы функционирования организаций.

                                                                                                       Таблица 1

Телевидение как институциональная система в XXI веке

(Этап глобального персонально-индивидуализированного ТВ-вещания)

ЧТО (Ситуация)

Для ЧЕГО?

(Цель/ценность)

ИЗ ЧЕГО? (Ресурс) В ЧЕМ? (Форма)

КАК? (Норма)

Технологи-ческий Обеспечение многопрограммного цифрового интерактивного ТВ-вещания (базисная платформа) в целях

социокультур-

ного развития, создания разных видов информационных услуг (вещательные технологии отличает  — гибкость, интерактивность,

гипермассовость,

всеохватность)

 

Цифровые технологии,

интеграция

разных видов технологических нововведений,

конвергенция

технологий

(расширение

информацион-ного

пространства, формирование сетевого общества)

 

Цифровая

платформа ТВ как основа производства

экранного

контента с целью

охвата массовой и гипермассовой

аудитории (производящая функция,

обеспечение

разных форм досуга как познания нового)

Ликвидация цифрового разрыва и информацион-ного неравенства, обеспечение массовых

коммуникаций,

услуги, социальное развитие

(обеспечение

социальных

потребностей)

 

 

Экономи-ческий Капитализация

инфраструктуры как социального института

(стратегия и тактика

развития в целях

взаимодействия

с аудиторией,

расширение

финансовых активов,

преобразование

человеческих

ресурсов в

человеческий

капитал, доход,

прибыль, репутация бренда)

 

 

Производство/

привлечение

контента (товар, услуга),

рекламного

продукта,

дополнительные

интеллектуаль-ные

услуги

(технологические

ресурсы,

творческий

потенциал, креативный акт,

бизнес-план,

медиа-

планирование, освоение новых

информационных ресурсов и рынков)

 

Экранный продукт,

распространяе-

мый в разных

медиасредах – ТВ-вещание, интернет, мобильные устройства, ВИС

(ТВ-

программа,

видеопродукция, водкаст, подкаст, сериалы,

кинофильмы,

трансляции в

реальном времени, DVD, кросс-промоушн экранного продукта через сетевые показы партнеров по бизнесу, рекламный кросс-промоушн и т.д. )

 

Менеджмент,

маркетинг,

управление

финансовым и

человеческим

капиталом

(создание команды

профессио-налов,

конкуренция,

рост активов,

расширение

охвата аудитории,

вхождение в глобальный

рынок, использование IPO для роста активов, вовлечение масс в производство экранной продукции)

Простран-ственный В целях персонализированного взаимодействия с массовой аудиторией, охвата наибольшего количества сегментов аудитории, расширение пространства для функционирования экранного продукта, привлечения внимания аудитории к продукции бренда, вовлечение масс в сотрудничество

(технологическое усовершенствование,

персонализированная

и массовая коммуникация, сокращение цифрового и интеллектуального

неравенства)

 

Цифровая техноплатформа вещания, ее расширение за счет кабельных и спутниковых сетей, интернета, ШПД и т.д., использование современной техники для производства экранного продукта, оперативное распространение  продукта в различных медиасредах с учетом экранных мобильных устройств

(оперативное внедрение

инновационных

возможностей, адаптация технологической платформы под социальные нужды и потребности)

Многопрограмм-ное цифровое интерактивное

ТВ-вещание (трансляции ТВ-программ в эфире, кабеле, через спутник);

адаптация экранного продукта в виртуальном пространстве (IPTV, интернет-вещание, ВИС);

функционирование именного

сайта как

информресурса; внедрение продукта в социальные сети

(использование

мультимедийных средств, PR и маркетинговых акций в целях брендирования, привлечения внимания, создания интереса к экранному продукту, стимулирования к социальному развитию)

 

Бесперебойное предоставление информацион-ных и иных (образователь-ных) услуг потребителю, простота в употреблении,

досуговое телесмотрение,

оперативное информирова-ние, интерактивное общение как с профессиона-лами, так и индивидами разных социальных групп, расширенная массовая коммуникация в реальном времени

(доступность, оперативность, всеохватность, интерактив-ность, простота использования)

Профессио-нальный Формирование интеллектуального потенциала системы, создание команды (творческие и технические специалисты), где универсальный журналист как креативная личность имеет приоритетные позиции, а творческо-производственная деятельность направлена на охват национальной и гипермассовой аудитории

(рост и обновление знаний, их адаптация к потребностям масс, формирование представлений социума о реалиях происходящего в мире)

Специалисты в

области гуманитарных практик и вещательных технологий, креативных методик, социокультурных инноваций, работающие во имя социального развития,

качественных

цивилиза-

ционных

изменений

(профессиона-лизм, любознатель-ность, активность, коммуникатив-ность, мотивация к познанию нового, потребность в

саморазвитии и обучении)

 

Штатный персонал, внештатные

человеческие ресурсы как профессиональ-ные, так и непрофессиональ-ные, привлеченные из

социальных групп – зритель-субъект, зритель-творец

(взаимопонимание, взаимоза-меняемость,

стремление к

общению, умение воспринимать, адекватно оценивать ситуацию, потребность к творчеству,

рефлексии)

Создание качественного, познаватель-ного, оригинального

экранного продукта в целях социокультур-ного развития

(широкий кругозор,

навыки

мастерства, ответст-

венность за производимый продукт, ориентация на

ценностные категории и социокультур-ные

нормы,

потенциал знаний в соответствии с цифровым временем)

Культур-ный Формирование познавательной информационно-коммуникативной среды, где получает развитие экранная культура, семантика смыслов экранного продукта доминирует; развитие социальных потребностей, адекватных цифровому столетию, развитие индивидуального и коллективного рефлексирующего мышления, формирование информационного человека как типа личности Творческий коллектив как интеллектуаль-ный потенциал системы, использующий профессиональ-ные навыки и креативный акт с целью формирования процессов познания в социальной среде, расширения знаний среди массовой и гипермассовой аудитории Телепрограммы с учетом их жанрово-типологического разнообразия, кино- и видеопродукция, мультимедийные продукты, тематически нацеленные на процессы познания нового, виртуальные игры, моделирование новых экранных форм в рамках репрезентации аудиовизуальной интеллектуально-познавательной

коммуникации с медиапользо-вателями, различного рода аудиовизуальные формы общения

Тематическое и жанровое разнообразие экранного продукта, обеспечение формирования экранной культуры, становление культуры личности, стимулирование создания нового типа личности – информацион-ного

человека,

способного оценить социальную эволюцию в цифровое время, как прообраз многомерного человека

Источник: [ 9, c.58-60]

            Таким образом, из Таблицы 1 видно, что медиаматрица функционирует на основе взаимодействия ряда системообразующих направлений, каждое из которых, имея собственное целеполагание и совершенствование, нацелено на гармонизацию взаимодействия с другими векторами во имя целостности функционирования всей системы. На примере современного ТВ, входящего в этап зрелости своего  развития, это отчетливо прослеживается [9]. В условиях реформирования медиарынка на каждом из этих направлений идут самостоятельные и весьма глубокие процессы преобразований, но лишь совокупность взаимодействия этих векторов олицетворяет функционирование ТВ как целостного организма, позволяя ему работать органично, целенаправленно, продуктивно. Такое понимание организационно-структурной, экономической, профессиональной и творческо-производственной деятельности ТВ позволяет выявить лакуны в функционировании этой институциональной системы, спроецировать новые типы экранной продукции, соответствующей социальным потребностям. Если технологический, пространственный и отчасти экономический векторы в целом отвечают требованиям становления информационного общества, то профессиональное и культурное направления  находятся в состоянии стагнации и не соответствуют в полной мере социальным запросам новейшего времени.

Список литературы:

  1. Борисов А.С. Инструментарное обеспечение логико-аналитического моделирования экономических процессов. – М.: Информационно-издательская фирма «Триада», 1999.
  2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Уч. пособие. – М.: Аспект- Пресс, 2003.
  3. Дзялошинский И.М. Российское телевидение: противостояние матриц// Вестник ВГИК, 2011, №№ 8,9. С.110-122; 122-130.
  4. Кривошеев М.И. Экран в новом времени// Вестник ВГИК, январь 2010, № 2. С.4-10.
  5. Кривошеев М.И. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания. – М.: НИИР, 2006.
  6. Кривошеев М.И. Доклад «Новый международный виток развития цифрового вещания на XVI Международном конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей//Информационный бюллетень НАТ. Материалы конгресса, № 36 (706) от 09.11.2012. – М.: НАТ, 2012. С.37-41.
  7. Новая философская энциклопедия//URL.: http://iph.ras.ru/elib/1258.html ( дата обращения 25.07.2013).
  8. Уразова С.Л. О площадной экранной культуре и принципах ее формообразования. Возвращение к истокам// URL: http://mediascope.ru/node/816 (дата обращения 15.06.2014).
  1. Уразова С.Л. От «зеркала Нацисса» к экранной реальности. ТВ в контексте трансформаций цифрового времени. Монография/Литература по культуре и искусству. – М.: Изд-во «Русника», 2013.
  2. Уэбстер Ф. Теории информационного общества/ Фрэнк Уэбстер; пер.с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004.
  3. Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура/пер.с англ. В.В.Сапова и др. – М.: Праксис, 2004.
    ЭВОЛЮЦИЯ ЦИФРОВОГО ТВ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ
    Интенсивное развитие интернета как нового вида медийного ресурса не снимает с повестки научного дискурса вопрос об эволюции ТВ, сохраняющего лидерские позиции в информационном пространстве цифрового времени. Напротив, обращение разных социальных групп к виртуальному пространству, популярность интернет-СМИ, социальных сетей и их востребованность переводят проблему стратегического развития цифрового многопрограммного интерактивного ТВ, чья технологическая платформа ныне формируется во всех странах, в иную плоскость. В условиях мультимедийной среды актуальность и научную новизну приобретает вопрос об анализе матрицы цифрового ТВ, детализации ее системообразующих векторов развития, обеспечивающих функционирование этого средства экранной коммуникации. В статье приводится категориальная решетка системообразующих направлений матрицы ТВ, формулируется алгоритм их взаимодействия, что позволяет выявить динамику эволюции отдельных ее составляющих, прояснить лакуны в функционировании данной институциональной системы.
    Written by: Уразова Светлана Леонидовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕАКАТЕРИНА
    Date Published: 06/19/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook