30 Дек

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОГО РЫНКА ДИУРЕТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Распространенность артериальной гипертензии среди населения за последние 10 лет существенно выросла и составляет 41,3%. Осведомленность больных артериальной гипертензией о наличии заболевания выросла до 77,9%. Принимают антигипертензивные препараты 59,4% больных АГ, из них эффективно лечится 21,5% пациентов [1,с.45]. Как показывает опыт, эффективность лечения каждого конкретного пациента и достижение успехов в лечении артериальной гипертензии среди населения страны в целом в значительной степени зависят от согласованности действий врачей, аптечных работников, а так же поведения самих больных. Цель лечения больного с артериальной гипертензией заключается в максимально возможном снижении риска сердечно-сосудистых осложнений. Это означает, что необходимо не только снизить повышенное артериальное давление, но и воздействовать на все другие обратимые факторы риска (курение, гиперхолестеринемия), а также лечить сопутствующие заболевания [2,с. 16]. Основными антигипертензивными препаратами являются диуретики, β-адреноблокаторы, антагонисты кальция, ингибиторы ангиотензин превращающего фермента (АПФ), блокаторы АТ1-ангиотензиновых рецепторов и α1-адреноблокаторы. Кроме того для повышения эффективности лечения артериальной гипертензии и с целью снижения до минимума риска развития нежелательных явлений, эксперты ВОЗ рекомендуют использовать следующие комбинации антигипертензивных препаратов:

 * диуретик и β-адреноблокатор;

* диуретик и ингибитор АПФ (блокатор АТ1-ангиотензиновых рецепторов);

* антагонист кальция дигидропиридинового ряда и β-адреноблокатор;

* антагонист кальция и ингибитор АПФ;

* β-адреноблокатор и α1-адреноблокатор [4, с. 21].

Каждый из основных классов антигипертензивных препаратов обладает определенными преимуществами и недостатками, которые необходимо учитывать при выборе препарата для начальной терапии. Среди прочих групп лекарственных препаратов диуретики остаются одним из наиболее ценных классов. Они значительно дешевле, чем другие представители антигипертензивных препаратов. Диуретические средства отличаются высокой эффективностью и хорошей переносимостью при назначении в низких дозах. В контролируемых исследованиях доказана способность диуретиков предотвращать такие серьезные сердечно-сосудистые осложнения, как мозговой инсульт и ИБС. [3, с. 28 ]

Фармацевтический рынок Российской Федерации насчитывает свыше 60 международных непатентованных наименований диуретических лекарственных препаратов и свыше 100 торговых наименований, из них при артериальной гипертензии применяется около 30 наименований. Соотношение диуретических лекарственных препаратов отечественного и зарубежного производства выглядит так: 39,7% – отечественного производства; 60,3% – импортного производства. Анализ данной группы препаратов свидетельствует о преимущественной позиции зарубежных производителей.

В ходе анализа ассортимента диуретических лекарственных препаратов, выяснили, что эта группа представлена несколькими видами лекарственных форм: таблетки, капсулы, растворы для инъекций. Некоторые торговые наименования диуретиков выпускаются одновременно в разных видах лекарственных форм. Наибольший удельный вес в общей номенклатуре занимают таблетки – 72%, далее следуют растворы – 22%, наименьшая доля у капсул – 6% (рисунок 1).

Рисунок 1 – Распределение диуретических ЛП по видам лекарственных форм

Анализ группы диуретических препаратов показал, что основной формой их выпуска являются таблетки, что обусловлено высоким удобством применения данной лекарственной формы, портативностью, простотой дозирования.

В современных условиях развития экономики целью аптечных организаций является не только получение прибыли, но и выполнение ее социальной функции по своевременному и полному обеспечению населения качественными и доступными по цене лекарственными средствами. На сегодняшний день на фармацевтическом рынке имеет место значительная конкуренция, которая, несмотря на некоторые негативные стороны, принесла и положительные изменения в деятельности аптечных организаций. Здесь нужно отметить и внедрение маркетинговых методов по изучению спроса и управления рынком лекарственных средств, внедрение новых рекламных проектов, расширение спектра сервисных услуг и т. д. Кроме того, ужесточение конкурентной борьбы вызвало изменения и в ассортиментной политике аптечных организаций. Произошла диверсификация ассортимента, его изменение в качественном и количественном отношении, ведется самостоятельная ценовая политика. Эти изменения коснулись как лекарственных средств, так и других товаров аптечного ассортимента.

Известно, что в конкурентной борьбе за потребителя большое значение имеет качество реализуемой продукции, широкий спектр услуг, высокопрофессиональное обслуживание. Но ключевым фактором при сложившемся уровне конкуренции является правильно сформированный ассортимент. Поэтому сейчас аптечные организации нуждаются в применении различных методов анализа ассортимента. Во-первых, для обеспечения роста уровня рентабельности, во-вторых, для формирования товарного запаса наиболее оптимального по номенклатуре.

В практической деятельности, для анализа ассортимента чаще используют ABC-анализ. Этот анализ актуален для розничных аптечных организаций и позволяет:

 — определять оптимальные запасы лекарственных средств по наименованиям аптечного ассортимента, в наибольшей степени влияющим на товарооборот, с целью исключения отказов;

 — дифференцированно решать вопросы ценообразования;

 — более эффективно использовать собственные и заемные оборотные средства.

Для диуретических лекарственных препаратов, назначаемых при артериальной гипертензии была определена их принадлежность к различным группам оборачиваемости (A, B, C).

После изучения влияния ассортимента диуретических лекарственных препаратов на объем товарооборота, было выявлено, что 41,3% общей выручки от реализации препаратов группы А, в которую входят: Инспра, Диувер, Арифон ретард, Индапамид ретард, Акрипамид. В группу B вошли: Верошпирон, Диакарб, Тригрим, Индап, Арифон, Гигротон, Изобар, что составило 29,3% товарооборота. И остальные 13 наименований вошли в группу С, их доля составила 29,4% от суммы реализации диуретических препаратов.

Проведенный анализ позволил установить, что для обеспечения экономической эффективности продаж диуретических лекарственных препаратов, в аптеке всегда должны быть в наличии лекарственные препараты, отнесенные к группам А и В. Достаточно эффективными является наблюдение этих двух групп, обеспечивающих основную долю объема реализации. Но для выполнения социальной функции аптеке необходимо иметь в ассортименте и препараты группы С, так как они имеют наименьшую стоимость и высокую доступность для населения.

 

Список литературы

  1. Авксентьева, М. В. Принципы клинико-экономических исследований / М. В. Авксентьева // Ремедиум. 2002. №9. — С. 44-46.
  2. Белоусов, Ю.Б. Оценка эффективности при длительной терапии больныхИБС/ Ю.Б.Белоусов, М.В.Леонов // Кардиология. 2003.- №4.- С. 14-17
  3. Недогода C.B. Фармакоэкономика артериальной гипертензии: от глобального к частному / C.B. Недогода, A.B. Сабанов // Проблемы стандартизации в здравоохранении. Бюллетень клинико-экономического анализа. 2003. — №.2. — С.25-29.
  4. Остроумова, О.Д. Лечение артериальной гипертонии в условиях поликлиники: клиническая и экономическая эффективность /О.Д.Остроумова, К.А.Ищенко// Consilium-medicum. 2007. -№5. — С. 19-24.
    МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОГО РЫНКА ДИУРЕТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
    Written by: Клейчук Екатерина Васильевна, Ковалёва Татьяна Георгиевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/16/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook