25 Июл

Значение частного капитала в инвестиционной деятельности российского государства




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Как показывает теория и практика, противопоставление частного капитала общественному сектору безосновательно и контрпродуктивно — наоборот, сотрудничество с государством является специфическим свойством частного капитала. Как подчеркивал Дж.Гелбрейт, на деле же в индустриальной системе граница между частной и государственной сферами компетенции неразличима и в значительной степени условна, а союз между государственными и частными организациями нормален [1]. Несмотря на традиционное имплицитное убеждение в несовместимости интересов бизнеса и государства, их кооперация является не только возможной, но и продуктивной. «В долгосрочной перспективе совокупный результат частных и государственных акций и реакций – постепенное изменение базовой структуры общества» [2].

Сотрудничество частного капитала с государством в экономической сфере способно генерировать потенциальный эффект синергии. А.И.Пригожин предложил термин «синергичные решения» для обозначения легальных форм взаимовыгодного сотрудничества бизнеса с органами власти [3]. Данное сотрудничество предполагает объединение ресурсов, конкурентных преимуществ и усилий обеих сторон для многократного увеличения их экономического потенциала. В связи с этим в настоящее время в России приобретает актуальность идея государственно-частного партнерства. В 2013 г. при поддержке Министерства регионального развития РФ был организован «Центр развития государственно-частного партнерства», разработаны методические рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах РФ, на средства Инвестиционного фонда РФ было реализовано несколько совместных инфраструктурных проектов.

В широком значении государственно-частное партнерство характеризует любые способы совместного решения проблем, выполнения задач государства при участии бизнеса. Но в более узком смысле предлагается следующее определение: «Государственно-частное партнерство – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [4]. Государственно-частное партнерство имеет непосредственное отношение к реализации государственных инвестиционных проектов, обеспечивая привлечение финансовых ресурсов, которыми владеют частные хозяйствующие субъекты.
Как показывает зарубежный опыт, основными сферами сотрудничества государства и частного капитала являются следующие: энергетика (электричество и отопление), газоснабжение; водоснабжение и очистка; уборка и переработка бытовых отходов; медицинское обслуживание; жилищное строительство и обслуживание; спортивные объекты; образовательные услуги и учреждения; информационные системы и телекоммуникации; автомобильные и железные дороги; аэропорты; портовое хозяйство; содержание исправительных учреждений. В России наибольшее количество данных проектов приходится на социальную сферу [5].

Таблица 1.

Структура ГЧП-проектов по регионам РФ

С одной стороны, государство, как любой экономический агент, заинтересовано в диверсификации источников финансирования своих проектов в целях снижения нагрузки на бюджет и увеличения стратегических резервов капитала. С другой стороны, привлечение стороннего финансирования для государственных инвестиций особенно актуально в условиях сокращения доходов государственного бюджета. Если ранее государство РФ могло реинвестировать свои доходы, то после ухудшения политической международной обстановки в 2014 году, введения в отношении России различных экономических санкций, падения цен на нефть и девальвации национальной валюты наблюдается сокращение доходов государства, что провоцирует дефицит инвестиционных ресурсов. Как показывают официальные данные, государственные расходы имеют тенденцию к устойчивую росту [6].

Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета РФ, млрд. руб. (по данным Министерства Финансов РФ)

По этой причине привлечение частного капитала к финансированию инвестиционных проектов позволит государству избежать как сокращения текущих бюджетных расходов, так и «замораживания» запланированных инвестиций. В данном случае частных инвесторов (государственных проектов) можно сравнить с «бизнес-ангелами», финансирующими венчурные инвестиции. Так, в прошлом году общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства составил 87,4% суммарной стоимости проектов [7]. Участие частного капитала будет иметь еще большую актуальность в 2015 году, поскольку по указанным ранее причинам объемы государственных расходов в инвестиционных сферах будут сокращены в несколько раз [8].

Рис. 2. Динамика структуры расходов федерального бюджета РФ, млрд. руб.

В 2014 году в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) было предусмотрено строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение и приобретение) 2 492 объектов. 772 объекта было запланировано ввести в эксплуатацию, а по 464 объектам планировалось завершить только проектные и изыскательские работы. Но к началу 2015 года были достигнуты следующие результаты:
введено в эксплуатацию 365 объектов;
подготовлены для ввода в эксплуатацию 72 объекта;
завершена разработка проектной документации по 254 объектам [9].
Следует признать, что фактическая реализация ФАИП свидетельствует о неэффективности государственной инвестиционной деятельности, поскольку было введено в эксплуатацию в 2 раза меньше объектов, чем было запланировано, но при этом проектные и изыскательские работы по новым объектам были выполнены на 70%. Можно сделать вывод, что основной причиной низкой реализуемости государственных инвестиционных проектов является дефицит финансовых ресурсов.
С учетом сложных экономических условий к началу 2015 года был скорректирован план государственных расходов на инвестиционные проекты [10]. Представленные на Рис.3. данные показывают, что государство планирует последовательно сокращать удельный вес своего финансового участия в реализации инвестиционных проектов. Следовательно, пропорционально возрастает спрос на внебюджетные источники финансирования, т.е. на средства частных инвесторов.

Рис. 3. Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на реализацию расходов инвестиционного характера и Федеральной адресной инвестиционной программы (в % от ВВП)

Проведенный анализ показал, что государственно-частное партнерство в инновационной деятельности позволяет государству делегировать решение проблем финансового обеспечения частному капиталу, фокусируясь на принятии стратегических и организационных решений (в рамках инвестпроектов). Такое «разделение труда» направлено на максимальное использование конкурентных преимуществ каждой из сторон партнерства. Тем не менее, такая конфигурация отношений государства с частным капиталом в рамках инвестиционных проектов не позволяет утверждать, что государство отказывается от роли инвестора, т.к. в данном случае оно инвестирует в публичные проекты специфический капитал – информационный, кадровый и административный. В свою очередь частные инвесторы могут принимать активное участие также в менеджменте проектов, вкладывая свой управленческий опыт и деловые связи.

Библиография:

  1. Гелбрейт К. Новое индустриальное общество. – М.: АСТ, 2004. — С.422.
  2. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. — М.: Дело, 2002. — С.463.
  3. Пригожин А.И. Дезорганизация. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — С.56-57.
  4. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. – С.34.
  5. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. — С.9.
  6. Динамика расходов федерального бюджета [Офиц. сайт]. URL: http://info.minfin.ru/fbrash.php
  7. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. — С.11.
  8. Динамика расходов федерального бюджета [Офиц. сайт]. URL: http://info.minfin.ru/fbrash.php
  9. О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за 2014 год (материалы к заседанию Правительства 12 марта 2015 года) [Офиц. сайт]. URL: http://government.ru/info/17173/
  10. О вопросах реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы в 2015 году и ходе ее выполнения в 2014 году. Министерство регионального развития РФ [Офиц. сайт]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depGosZelProg/201501293
    Значение частного капитала в инвестиционной деятельности российского государства
    Данная статья посвящена актуальным вопросам государственной инвестиционной политики. Проведенный анализ направлен на выявление роли, которую играет частный капитал в подготовке и реализации государственных инвестиционных проектов в РФ. Как было доказано, частные инвесторы выступают стратегическими партнерами государства в решении социально-экономических проблем. По этой причине в статье особое внимание уделено рассмотрению приоритетных направлений государственно-частного партнерства. Анализ статистических данных государственных расходов РФ показал, что в современных условиях, с одной стороны, растет объем государственных обязательств инвестиционного характера, а с другой стороны, актуализируется необходимость привлечения внебюджетных источников финансовых ресурсов. В результате можно сделать вывод, что эффективность государственной политики по развитию регионов страны непосредственно зависит от способности органов власти всех уровней активизировать привлечение частных инвесторов к взаимовыгодному сотрудничеству.
    Written by: Костенко Артем Тимофеевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/22/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook