26 Мар

ЗАТРАТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В логистическом менеджменте на региональном рынке товаров и услуг необходимо планировать и контролировать не только объемы товарооборота, но и затраты, возникающие в региональных системах товародвижения. Достаточно успешную попытку развернутой классификации логистических издержек по основным логистическим операциям и функциям предприняла Барбара Геттинг [1, с.209]. Структура затрат существенно отличается от традиционной, т.к. логистические издержки сгруппированы не по объектам, а процессам. В качестве основных приняты затраты на следующие логистические процессы:

  • транспортные затраты на поступающие детали;
  • затраты на поступление товаров;
  • складские затраты;
  • затраты на подготовку материалов;
  • затраты на пересылку;
  • затраты на управление;
  • затраты на связанный капитал суммарно.

Возможно такая система учета логистических затрат достаточно продуктивна, если на предприятии проведена радикальная реформа системы бухгалтерского учета.

Отечественная практика говорит пока о прямо противоположном: зачастую не удается дифференцировать учет затрат не только по процессам, но и даже по объектам.

Логистические издержки товародвижения в регионе объективно не могут быть ограничены только издержками предприятий-производителей. Полные логистические затраты на организацию товародвижения в регионе можно представить следующей формулой [3, c.87]:

Зотр =   Зтп+ Зкп+Зпт+ Зтр+Зхр+ Зус+Пу,                 (1)

где: Зотр – совокупные логистические затраты на организацию товародвижения в регионе;

Зтп — логистические затраты товаропроизводителей, поставляющих товары на рынок региона;

Зкп — логистические затраты коммерческих посредников региона (в основном издержки обращения оптовой и розничной торговли);

Зпт — логистические затраты потребителей (покупателей) региона на закупки товароматериальных ценностей;

Зтр — логистические затраты специализированных транспортных предприятий региона, обслуживающих процесс товародвижения;

Зхр — логистические затраты специализированных предприятий и организаций складского и тарного хозяйства, обеспечивающих сохранность товарно-материальных ценностей в процессе хранения;

Зус — логистические затраты на оказание логистических услуг и организацию логистического сервиса специализированными предприятиями на рынке региона;

Пу — возможные потери и убытки, возникающие в процессе товародвижения из-за низкого качества логистического обслуживания.

 Предложенная нами группировка логистических затрат на организацию товародвижения в регионе не может считаться полной, т.к. в каждом товарном потоке и в каждом регионе существуют свои специфические виды логистических затрат, которые в формуле  1 не нашли отражение. Из-за неотработанности методологии и методики учета логистических затрат на организацию товародвижения в регионе, неизбежны как повторный счет, так и недоучет каких-то расходов и потерь. Поэтому, мы считаем целесообразным активизировать научный поиск в направлении методологии и методики бухгалтерского учета логистических затрат на организацию товародвижения в регионе.

 Частично эта проблема сегодня уже решается в области учета издержек товарного обращения в отдельных отраслях экономики и на отдельных предприятиях коммерческого посредничества. Не затрагивая все аспекты перечисленных методик, остановимся только на относительных показателях, т.е. на оценке уровня издержек обращения.

 Наиболее общим показателем уровня издержек обращения в сфере товарного обращения является:

Уи = (И/Р)×100                                                                                                   (2)

где Уи — уровень издержек обращения, выраженный в % к товарообороту;

И — сумма издержек обращения за отчетный период, руб.;

Р — сумма реализации товаров за тот же период, руб.

Еще большей универсальностью обладает оценка уровня издержек обращения к определенным результатам деятельности коммерческих посредников.

Представим уровень соответствующей группы издержек обращения (Уи) в виде отношения средней суммы этих издержек на единицу соответствующего ресурса () к показателю ресурсоотдачи (РО), т.е. к сумме товарного оборота на единицу ресурса:

 Уи = /РО                                                                                                       (3)

где =И÷МР, МР – масса соответствующего ресурса;

РО=Р÷МР, Р — объем реализации.

Последнее выражение для сравниваемых периодов (предприятий, отраслей) имеет следующий вид:

а) в базисном периоде:

                                                                                                     (4)

б) при удельных издержках базисного периода и ресурсоотдаче отчетного периода:

                                                                                                      (5)

в) в отчетном периоде:

                                                                                                       (6)

Исследование логистических издержек вне связи с конечными результатами логистической деятельности мало продуктивно. Поэтому в логистическом менеджменте необходимо оценивать не только затраты и результаты, но и уровень оптимизации логистических систем товародвижения [4, c.202].

Используя теорию субоптимизации, разработанную Дж.ван Гигом [2, с.246], можно оценить уровень оптимизации логистической системы товародвижения в регионе, на основе следующих утверждений:

  1. Субоптимальное состояние системы, состоящей из подсистем менее эффективно, чем оптимальное состояние такой системы:

[SSi]*  <  [SSi]**                                                                                   (7)

где SSi*– субоптимальное состояние подсистемы SS;

SSi** – оптимальное состояние системы в целом.

  1. Оптимизация каждой подсистемы из множества всех подсистем приводит к субоптимальному состоянию, составленной из всех этих подсистем:

Таким образом, основным критерием эффективности логистического менеджмента в региональных системах товародвижения следует считать приоритет суммарной оптимизации всей системы, над суммой субоптимальных состояний, входящих в нее подсистем.

 

Список  литературы.

  1. Геттинг Б. Международная кооперация в промышленности: Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур.- М.:Дело, 2000.-216с.
  2. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн.: Пер. с англ.-М.: Мир, 1981.-Кн.1-341 с.
  3. Стаханов Д.В. Теоретико-методологические основы логистизации региональных систем товародвижения. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук/ Ростов-на-Дону, 2002.
  4. Стаханов Д.В., Мамонтова К.А. Использование логистического менеджмента в региональных системах товародвижения. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013.№ 1 . С. 201-207.
    ЗАТРАТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
    В статье рассмотрены основные подходы к учету, анализу, оптимизации затрат в региональных системах товародвижения. Предпринята общая классификация логистических издержек. Дана экономическая оценка применения оптимизационных моделей в процессе реализации инструментария логистического менеджмента в региональных системах товародвижения. Сделаны выводы как о реализации предложенной структуры логистических затрат, так и об оптимальном состоянии региональных логистических систем товародвижения.
    Written by: Стаханов Дмитрий Викторович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/23/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook