28 Ноя

ХРОНИЧЕСКАЯ СТАДИЯ КРИЗИСА ПРЕДПРИЯТИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Создание национальной инновационной системы в России  принято в качестве стратегического направления развития страны. В течение последних лет отмечается опыт по созданию отдельных элементов этой системы (государственные фонды поддержки инноваций, технопарки, венчурные фонды, особые экономический зоны). Однако инновационная деятельность большинства российских предприятий носит фрагментарный и несистематический характер, а формирование инновационной системы происходит крайне медленно.

Вступление России в рыночные отношения, открытие российского рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство отечественных предприятий в сложное финансовое и экономическое положение. Вступление России в ВТО не принесло ожидаемого результата- в условиях нарастающего экономического спада, падения курса национальной валюты , российский производитель оказался не в состоянии перевооружить производство. Открытость рынка не насытила его дешевыми кредитами и новыми технологиями. Итогом этого стал рост неплатежеспособности предприятий и как следствие, отток капитала из России с последующим кризисом и банкротством предприятий. Любая организация в той или иной мере в своей деятельности испытывает кризисные явления, финансовые проблемы, приводящие к банкротству. В связи с этим перед руководителями предприятий стоит задача преодолеть кризисные явления и обеспечить устойчивую работу своей организации. Для обеспечения финансовой устойчивости организации и преодоления кризисных ситуаций, в настоящее время, необходимо использовать инновационные технологии, такие как «кризис-менеджмент», внедрение «бережливого» производства. Эффективность экономики зависит от результатов управленческой деятельности по созданию новаций и их реализации.   Именно поэтому, проблема управления организацией в условиях кризиса, а также использование управленческих инноваций в России весьма актуальна.

Кризисные ситуации могут возникать на любом этапе развития организации: становления, расширения или спада. На каждую организацию оказывают давление внешние и внутренние факторы. Внешние факторы отвечают за экономическую сферу, в которой работает организация, поэтому если экономика находится в кризисном состоянии, то это незамедлительно отразится на функционировании организации. К внутренним фактором организации относятся: устаревшие технологии, неэффективная управленческая работа, ошибки в принятии экономических решений, недостаточно профессиональный персонал и другие.

Для того чтобы своевременно бороться с кризисной ситуацией, необходимо различать этапы возникновения кризиса: 1.Причины, 2.Симптомы, 3.Факторы.

В качестве причин кризиса могут быть финансово-экономические просчеты, недостатки в мотивации персонала, общее состояние экономики, таким образом причина- это событие из-за которого появляются симптомы и затем факторы.

Симптомы проявляются в результатах по функционированию и развитию организации. Эффективность деятельности, финансовое состояние, текучесть персонала и др. могут характеризовать организацию относительно кризиса. К факторам кризиса относятся снижение качества выпускаемой продукции, большая задолженность по кредитам.

Для успешного управления и установления причин возникновения кризиса, необходима классификация кризисов. Классификация даёт оценку ситуации, время на разработку и принятие управленческих решений. Преодоление кризисов- это прежде всего, своевременное распознавание кризисной ситуации управленцем. Кризисная ситуация в организации может возникнуть на любом жизненно цикле организации, поэтому необходимо знать признаки наступления кризиса и оценивать возможность их разрешения. Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом:

  1. 1.Финансовые- характеризуются неустойчивым финансовым состоянием организации, кризисы денежного выражения экономических процессов (банкротство). Возникают в результате нерационального использования привлеченных средств и собственного капитала, необдуманного использования прибыли. Все эти факторы в дальнейшем приводят к финансовым проблемам организации или в худшем случае к банкротству организации;
  2. Социальные- характеризуются возникновением противоречий между различными социальными группами, например между работниками и администрацией, управленческие конфликты на стыке интересов. Все эти конфликты могут привести к принятию необдуманных решений и к потерям рабочего времени;
  3. Организационные- возникают из-за неправильно организованного аппарата управления в организации, нерезультативное распределение полномочий, обязанностей и ответственности между различными уровнями управления. Результатом такого кризиса может стать бюрократизация;
  4. Политические- возникают в результате взаимодействия руководства организации с властью, сопровождается противоречиями в интересах, что не позволяет эффективно руководить организацией и в результате приводит к потерям организации.
  5. Технологические- возникают при использовании морально и физически устаревшего оборудования, которое не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию на рынок. Сопровождается кризисом технологических идей у сотрудников организации. Эти факторы приводят к финансовым потерям организации и утрате места на рынке.

В экономической литературе понятие кризис организации описывают по разному, от простых помех в функционировании организации до ликвидации. Таким образом, понятие кризиса можно рассматривать с двух сторон:

  1. Рассматривать понятие кризиса организации с юридической стороны, как кризис предприятия- банкрота, отвечающего признакам банкротства согласно статьи 3 Федерального закона №127-ФЗ о несостоятельности (банкротстве):«Признаки банкротства «1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества [2].
  2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.»
  3. Рассматривать понятие кризиса организации с экономической стороны, то есть тестировать и анализировать критическое состояние организации на стадии ,предшествующей банкротству , либо в реабилитирующих процедурах банкротства ( финансовое оздоровление, внешнее производство, мировое соглашение).

Рассмотрим определения, данные сторонниками юридического подхода к понятию кризиса организации. Е.П.Жарковская и Б.Е.Бродский считают что:  «кризис- это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально- экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой» [1]. По их мнению, кризисные ситуации зависят от объема производства и сбыта продукции, накоплению кредиторской задолженности, так как эти причины являются условием появления состояния неплатёжеспособности организации. Авторы также выделяют, что до банкротства организация проходит ряд стадий от эпизодической неспособности выполнять свои обязательства перед кредиторами до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного состояния, то есть полного финансового банкротства.

З.Айвазян и В. Кириченко считают, что кризис организации- это резкое обострение внутриорганизационных процессов и отношений с её институциональной средой, ведущее к неплатежеспособности организации, и как следствие, к банкротству[3].

Представители экономического подхода к понятию кризиса организации. С.Т.Беляев и В.И.Кошкин рассматривают кризис как процесс: «кризис предприятия можно понимать как незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия»[4]. А.М. Есакова определяет кризис как «любое неординарное событие, любое отклонение от состояния равновесия, любое возмущение внешней и внутренней среды организации»[5].

Анализ  приведенных определений разных авторов, разных подходов к кризису организации, показывает, что рассмотрение как тождественных , таких понятий, как кризис и банкротство, несостоятельность и неплатёжеспособность организации, неправильно. Любая организация проходит свой жизненный цикл (рис.1). На рисунке 1 изображен жизненный цикл организации: по горизонтальной оси отложено время (возраст организации), по вертикальной оси- изменение размера организации. Переход от одного этапа к другому может проходить, как постепенно, так и резко, сопровождаясь кризисами. При смене этапов происходит реорганизация структуры управления. Для эффективного управления организацией, руководитель должен четко отслеживать этап на котором находится организация и какие кризисы присуще ему. Таким образом, любая организация испытывает кризис, просто в разный момент времени и с разными потерями.

Рисунок 1. Жизненный цикл организации

Умение распознать стадию кризиса на более ранних этапах приводит к снижению скорости и силы протекания кризисных процессов, времени их протекания и тяжести последствий. Существует несколько стадий кризисного процесса:

  1. Вероятный кризис. На этой стадии зарождаются предпосылки к будущему кризису. Начинают формироваться внутренние и внешние факторы кризиса внутри организации.
  2. Незаметный кризис. Это уже начавшийся кризис, но видимых симптомов кризиса нет. Он проявляется в изменениях во внешней и внутренней среде организации. Симптомы кризиса пока не проявляются, это затрудняет распознавание. Незаметный кризис сопровождается снижением цены организации. Цена организации определяется по формуле :

V= P/K (1)

где: P- ожидаемая прибыль до выплаты процентов по займам и налогам; К- ставка рефинансирования Центрального банка; V- ожидаемая цена организации.

Снижение цены организации показывает понижение прибыльности и увеличение обязательств перед кредиторами. Понижение прибыльности происходит из-за снижения качества управленческих решений, ухудшение условий для ведения бизнеса. Определение незаметной стадии очень важно для руководства организации, так как гораздо проще и безопаснее не допустить развития кризисной ситуации, чем позже бороться с осложнениями, но уже в острой фазе кризиса. Если даже представить, что данную фазу удалось зафиксировать, но кризис невозможно остановить, это даст время руководству на формирование антикризисных мер.

  1. Острый (устойчивый) кризис. Самая главная сложность для руководства организации заключается в том, что при любой готовности и принятым мерам к минимизации ущерба от кризиса данная фаза протекает с высокой скоростью, скорость зависит от типа кризиса и с большой интенсивностью, интенсивность измеряется нанесенным ущербом организации. Разница между второй и третьей стадией кризиса заключается в том, что на третьей стадии происходит падение показателей работоспособности организации, ухудшение результатов финансовой деятельности организации. На данной стадии кризиса, руководство организации склонно к рискованным способам заработка денег.
  2. Хронический кризис. Данная стадия, характеризуется появлением результатов кризиса организации. Хронический кризис может стать заключительной фазой для организации и приведёт её к банкротству, либо при правильном управлении стать периодом выздоровления организации. Главной задачей для руководства организации, это сократить время протекания этой стадии, так как хронический кризис может сопровождать компанию все время ее существования. Главной особенностью этой стадии является недостаточность оборотных средств у организации.

ДС< ТХП+ТФП (2)

 где: ДС- денежные средства; ТХП- текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах; ТФП- текущая финансовая потребность в оборотных средствах.

При любом выходе из хронической стадии кризиса, руководство организации должно использовать эту фазу для анализа управленческих решений, разработке мероприятий по преодолению или уменьшению последствий кризиса для последующих подобных кризисов. В качестве плана мероприятий могут использоваться следующие меры:

 1)  Внедрение инноваций, позволит организации выйти на новые рынки или занять стабильное положение на существующем рынке. В качестве инновационных мер могут использоваться: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, разнообразие продукции, исследование и возможность выхода на новые рынки, повышение качества выпускаемой продукции.

2)  Модернизация устаревшего оборудования.

3)  Взыскание дебиторской задолженности. Истребованные средства позволят организации реализовать антикризисные программы.

Для контроля и реализации плана мероприятий по выходу из кризиса, в организации может быть создана группа по осуществлению, координации и распределению ресурсов необходимых для выполнения плана мероприятий.

Именно на  стадии хронического кризиса у организации, есть 2 выхода по преодолению кризисных явлений: позитивный и негативный. В качестве позитивного выхода из сложившейся ситуации, рациональным видится использование мер санации, предпринимаемых собственником имущества должника, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника. Санация может быть проведена за счёт своевременного введения реабилитационных процедур, таких как финансовое оздоровление (процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности [2]), мировое соглашение (процедура, применяемая на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путём достижения соглашения между должником и кредиторами [2])  или внешнее управление (процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платёжеспособности [2]). Негативный выход из ситуации заключается в неисполнении обязанности должника по подаче заявления в арбитражный суд в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов, как следствие, открытие в отношении должника конкурсного производства- процедуры применяемой к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

  1. Банкротство. Конечная стадия кризиса, когда организация не может выполнять свои обязательства перед кредитором и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Причиной наступления такой стадии является неверная оценка руководителем ожидаемых темпов роста организации, под которые, как правило, оформлен банковский займ. Выходом из данной ситуации является полная ликвидация организации, либо частичное или полное перепрофилирование организации.

Рассмотрим стадии кризиса, основываясь на следующих факторах: 1.Потенциал по преодолению кризиса; 2.Симптомы кризиса; 3. Влияние на показатели работоспособности организации; 4. Возможность применения управленческих решений.

                

Рисунок 2. Стадии кризиса

Исходя из построенного графика,  на этапе хронического кризиса выделяем две позиции по преодолению кризисных явлений в организации, это возможность преодоления кризиса и принятие управленческих решений. Этап хронического кризиса представляет собой такое состояние организации, когда острота кризиса миновала и стали видны результаты кризиса. Именно на этом этапе вовремя применённые управленческие решения, управленческие инновации будут наиболее полезны, поэтому целесообразным видится применение мер санации не в стадии банкротства организации, а в стадии хронического кризиса организации.

Отражением критической ситуации является анализ открытых данных арбитражных судов, осуществляющих на всей территории России правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности  путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Статистика работы арбитражных судов России показывает стабильный рост количества поданных исковых заявлений : в 2013 г. — 1 371 382, в первом полугодии 2014 г.- 731 162, рассмотренных исковых заявлений: в 2013 г.- 1 285 706, в первом полугодии 2014 г.- 695 719, в том числе гражданских дел: в 2013 г.-828 836 (64 % от общего), в первом полугодии 2014 г.-465 171 (67 % от общего), административных дел: в 2013 г.-405 643 (32 % от общего), в первом полугодии 2014 г.-204 190 (29 % от общего), дел по банкротству:  в 2013 г.-44 267 (3 % от общего), в первом полугодии 2014 г.-22 978 ( 3 % от общего). Общая сумма исковых требований составляет : в 2013 г.- 2 919 000 млрд. руб., в первом полугодии 2014 г.- 1 494 000 млрд .руб.

Согласно отчетов о работе арбитражных судов Свердловской (Челябинской) областей по рассмотрению дел о банкротстве в 2013 г. поступило заявлений о признании должника банкротом 840 (699), принято к производству 729 (652),завершено производство 662 (492), в том числе в связи с завершением конкурсного производства 325 (271), в связи с прекращением производства 326 (210),в том числе утверждением мирового соглашения 23 (10). По результатам наблюдения принято решений 312 (253), в том числе о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства 235 (198), о введении внешнего управления 7 (5), о прекращении производства по делу 69(49), в том числе в связи с утверждением мирового соглашения 7(3).По результатам финансового оздоровления введено процедур 1 (0), прекращено 0 (0). По результатам внешнего управления принято решений 11 (5), из них о прекращении производства по делу 2 (1), в том числе в связи с утверждением мирового соглашения 2 (0), открытии конкурсного производства 9 (4). По результатам конкурсного производства принято решений 379 (301), в том числе о прекращении производства 54 (28), в том числе в связи с утверждением мирового соглашения 7 (6), в связи с погашением требований кредиторов 15 (6), в связи с переходом к внешнему управлению 0 (2), завершением конкурсного производства 325 (271).

Анализ данных по рассмотрению дел о банкротстве в арбитражных судах двух крупнейших экономик Уральского федерального округа- Свердловской (Челябинской) областей показывает , что у большинства предприятий преобладает негативный выход по преодолению кризисных явлений на стадии хронического кризиса организации. Из общего числа поданных заявлений -840 (649) поступило от должника — 141 (227), соответственно 16,8 % (34,5). Крайне незначителен уровень реабилитационных процедур  (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение): 19 (13) , что в разы меньше количества ликвидационной процедуры конкурсного производства: 361 (414).

Список литературы:

  1. Антикризисное управление: учебник/ Е.П.Жарковская, Б.Е.Бродский.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Омега-Л, 2006.- 356 с.
  2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».- Москва: О-11 Проспект, 2013.- 238 с.
  3. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти //Менеджмент и маркетинг. — 1999.
  4. Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под ред. С.Т. Беляева и В.И. Кошкина. М.. ЮНИТИ, 2002
  5. Есакова Алла Михайловна. Совершенствование механизма антикризисного управления промышленными предприятиями в регионе : Дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 : Рязань, 2002 244 c. РГБ ОД, 61:03-8/1039-1
  6. http://www.chelarbitr.ru/
  7. http://www.ekaterinburg.arbitr.ru/
  8. http://www.arbitr.ru/
    ХРОНИЧЕСКАЯ СТАДИЯ КРИЗИСА ПРЕДПРИЯТИЯ
    В статье рассматриваются базовые этапы возникновения кризисной ситуации: причины, симптомы, факторы. Рассмотрено понятие кризиса с экономической и юридической стороны. Авторами разработан график по возможности преодоления кризисных явлений в организации, основываясь на следующих факторах: потенциал по преодолению кризиса, симптомы кризиса, влияние на показатели работоспособности организации, возможность применения управленческих решений. В качестве заключения был проведён анализ открытых данных Арбитражных судов.
    Written by: Бабанова Юлия Владимировна, Гусев Михаил Сергеевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/22/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook