30 Дек

Характеристики внутренних и внешних возможностей и ограничений социально-экономического развития Республики Дагестан




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

По объему валового регионального продукта (ВРП) Республика Дагестан находится на втором (после Ставропольского края) месте среди субъектов РФ, входящих в состав СКФО, и на 33 месте в Российской Федерации. Объем ВРП в 2013г. составил почти 430млрд. руб. против 478,4 млрд.руб. в Ставропольском крае. Однако по показателю ВРП на душу населения Дагестан уступает Ставропольскому краю и Республике Северная Осетия-Алания и в 2,6 раза отстает от значения этого показателя в среднем по Российской Федерации.

В 2013 году в структуре ВРП оптовая и розничная торговля составляла 24,9% (107,3 млрд.руб.), строительство — 16,6% (71,2 млрд.руб.), сельское хозяйство — 15,2% (65,8 млрд.руб.), транспорт и связь — 7,0% (30 млрд.руб.), обрабатывающие производства — 4,0% (17,0 млрд.руб.). [1]

Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в экономику республики в 2013 году  составил 179,1 млрд.руб. против 152,7 млрд.руб. в 2012 году. По сравнению с 2008 годом значение данного показателя увеличилось в 2,1 раза (в сопоставимых ценах).

Несмотря на положительную динамику, объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу  населения в Республике Дагестан в 2013 году в 1,7 раза ниже среднего значения  по Российской Федерации.

Для экономики Дагестана характерна высокая  степень износа основных фондов. Развитие, структурная  перестройка и модернизация реального сектора экономики невозможны без привлечения масштабных внебюджетных инвестиций. В 2013 году на долю организаций частной формы собственности приходилось 88,4% инвестиций в основной капитал (158,3 млрд.руб.). Тем не менее объем частных инвестиций на душу населения по сравнению со средне российским показателем остается низким (в 1,7 раза). Причинами низкого показателя  частных инвестиций в республике являются высокие риски, недостаток инфраструктуры и  стимулов для инвесторов, отсутствие крупных потенциальных инвесторов.

За 2007 – 2014 годы в Республике Дагестан наблюдается существенный рост доходов консолидированного бюджета на душу  населения  с 14,0 тыс.руб. в 2007 году до 30,2 тыс.руб. в 2014 году (в 2,16 раза). В 2014 году доходы консолидированного бюджета  составили  89,9 млрд.руб., в том  числе собственные налоговые и неналоговые доходы – 26,9 млрд.руб., расходы – 92,5 млрд.руб., дефицит республиканского бюджета — 2,6  млрд.руб. .

При этом доходная часть консолидированного бюджета республики в основном формируется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета  — 63,0 млрд.руб. . Доля безвозмездных поступлений в структуре республиканского бюджета  в 2014 году  составила 70,1%  против  78,6%  в 2009 году. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов  бюджета республики составляет 29,9%  против 21,4% в 2009 году.

По показателю «Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на душу населения» в 2014г. (8967 руб.) Республика Дагестан занимает  82-е  место  в Российской Федерации и 6-е место  среди субъектов  РФ, входящих в СКФО. Анализ показывает низкий  уровень собираемости налогов  в республике. В структуре налоговых доходов  республиканского бюджета  первое место занимает налог на доходы физических лиц – НДФЛ (42%).

В Республике Дагестан сохраняется  относительно высокий уровень безработицы  (10,2% по методологии МОТ), обусловленный опережающим ростом трудовых ресурсов и отсутствием необходимого количества постоянных рабочих мест, особенно в сельской местности. Как следствие, Дагестан  характеризуется высоким уровнем миграционного оттока населения. Наиболее остро эта проблема стоит в районах горной зоны, где необходимо создать условия  для сохранения оптимального количества трудоспособного населения.

За последние годы  наблюдается увеличение разрыва между среднедушевыми доходами и величиной прожиточного минимума. Темпы роста реальных денежных доходов населения в Республике Дагестан опережают показатели большинства регионов России. Однако рост денежных доходов населения Дагестана происходит в меньшей мере за счет роста заработной платы.

В структуре денежных доходов населения удельный вес фонда оплаты труда в республике имеет тенденцию к уменьшению (10,4% в 2014 году).

Пропорционально этому показателю растет доля других доходов – 53,4%. Одной из причин, обусловливающих данную тенденцию, является смещение основных источников доходов  населения в теневой сектор.

 Основными положительными тенденциями социальной сферы Республики Дагестан являются:

— относительно благоприятная демографическая  ситуация;

— большая доля населения ниже трудоспособного возраста;

— высокая продолжительность жизни;

— богатство культурного наследия народов Дагестана.

Проблемами социальной сферы, снижающими уровень конкуренто-способности республики, являются:

— высокий показатель младенческой смертности;

— низкий уровень развития профессионального образования;

— нехватка квалифицированного медицинского персонала;

— нехватка амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений;

— нехватка дошкольных и общеобразовательных учреждений;

-изношенность материально-технической базы большинства учреждений социальной сферы.

  Основными сводными характеристиками внутренних и внешних возможностей и ограничений развития Республики Дагестан  выступают:

I.Внутренние факторы:

1.Сильные стороны:

а) значительный вклад торгового комплекса в экономику республики;

б) увеличение спроса на строительные услуги и материалы;

в) востребованность ряда продуктовых подкомплексов промышленного          комплекса  на внутрироссийском и международном рынке;

г) высокий потенциал развития  торгово-транспортно-логистического комплекса во взаимосвязи  с развитием промышленного, агропромышлен-ного, строительного, топливно-энергетического комплексов;

д) высокий туристско-рекрационный потенциал республики;

е) потенциал развития социально-инновационного комплекса;

ж) рост инвестиционной привлекательности ряда отраслей экономики.

2.Слабые стороны:

а) низкий платежеспособный  спрос населения;

б) низкий уровень организации отношений в сфере торговли;

в) низкая эффективность конкурентной среды  для предотвращения  монополизации  отдельных секторов рынка ;

г)  отсутствие системы продвижения на потребительский рынок  республики продукции отечественных и местных товаропроизводителей;

д) недостаточно эффективное управление товародвижением на экспортно-импортных и транзитных направлениях;

е) неполная загрузка производственных мощностей  предприятий оборонно-промышленного комплекса республики;

ж) недостаточная конкурентоспособность некоторых видов производимой продукции.

II.Внешние факторы:

1.Возможности:

а) развитие транзитного и экспортного потенциала  республики;

б) расширение взаимовыгодного сотрудничества, развитие всесторонних связей  с прикаспийскими государствами;

в) выстраивание активных взаимоотношений с федеральным центром и федеральными полюсами  роста;

г) соединение основных туристических центров СКФО  автодорожной инфраструктурой  между собой, а также  с курортами Краснодарского края и Абхазии;

д) укрепление позиций республики на  российском рынке за счет увеличения доли  ряда  продуктовых позиций  в общероссийском производстве;

е) участие предприятий и сельхозтоваропроизводителей республики в федеральной программе импортозамещения.

2.Ограничения:

а) низкая инвестиционная привлекательность региона, увеличение техноло-гического отставания  республики от других регионов;

б) негативный имидж региона;

в) низкая деловая репутация дагестанского бизнеса;

г) несовершенство внешней и внутренней  торговой  политики (экспансия  импорта по ряду продуктовых позиций  производимых республикой, введение отдельными  государствами санкций по отношению к Российской Федерации);

д) низкий инновационный потенциал АПК;

е) сложная геополитическая ситуация  вокруг республики, порождающая проявления терроризма и усиление экстремизма;

ж) отток квалифицированных кадров;

з) низкий уровень номинальной  заработной платы по сравнению со средним по России и регионами СКФО и др.

Развитие Республики Дагестан зависит как от экономической  политики  и тенденций экономического развития, так и от внешних вызовов. В этой связи Правительством Республики Дагестан была разработана и Народным Собранием утверждена в виде Закона (15.07.2011 года №38)  «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года»[2]

Постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 29.10.2015 года в него были внесены существенные изменения. В этой связи были выделены три сценария развития Республики Дагестан до 2025 года:  инерционный, базовый и оптимистический.[3]

Модернизация Республики Дагестан в 2011-2025 годах будет проходить в 4 этапа, различающихся по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики республики.

Первый этап (2011-2015гг.) базируется на реализации и расширении тех конкретных преимуществ, которыми обладает экономика Республики Дагестан в традиционных сферах, с целью повышения эффективности ресурсной экономики и формирования предпосылок индустриальной модели  развития. На данном этапе были заложены основы институционального развития, проведены меры по легализации  теневой  экономики, повышению уровня безопасности.

Второй этап (2016-2020гг.) основывается на формирование индустриальной модели развития и создании предпосылок постиндустриального развития. Будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод экономики республики в режим инновационного развития.

Третий этап (2021-2024 гг.) – рывок в повышении  конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую постиндустриальную модель развития,  улучшения качества человеческого потенциала и социальной  среды, структурной  диверсификации экономики.

Четвертый этап  (2025г.  и  далее) будет направлен на закрепление  постиндустриальной модели развития и достижение позиций субъекта-лидера на базе превращения инноваций  в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной  социальной  структуры  общества.

Исходя из прогноза динамики макроэкономических показателей, оценки перспектив развития комплексов экономики  и социальной  сферы определены основные индикаторы социально-экономического развития Республики Дагестан на период реализации Стратегий на основе инерционного, базового и оптимистического сценариев.

Инерционный сценарий основан на достижении базовых показателей Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года в разрезе показателей  социально-экономического развития Республики Дагестан, а также индикаторов подпрограммы «Социально-экономическое развитие  Республики Дагестан на 2016-2025 годы».[4]

 Инерционный подход характеризуется следующими параметрами:

— закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных

сферах с целью формирования устойчивой  индустриальной  модели   развития;

— достижение целевых значений  большинства  государственных и федеральных целевых программ, действующих на территории республики;

— частичная реализация  приоритетных проектов развития  Республики Дагестан;

— достижение целевых значений  большинства индикаторов , утвержденных указами Президента РФ от 7 мая 2012 года;

— рост инвестиционной привлекательности Республики Дагестан;

— создание основ качественной институциональной среды, способствующих развитию;

— обеспечение интеграционных процессов в межрегиональном социально-экономическом пространстве.

Реализация инерционного сценария приведет по оценкам специалистов к следующим изменениям социально-экономических показателей в Республике Дагестан к 2025 году по сравнению с 2012 годом:

— валовой  региональный продукт увеличится  в 1,6 раза и составит 600 млрд. руб. (в сопоставимых ценах);

— индекс промышленного производства увеличится в 3,8 раза, а производства продукции сельского хозяйства – в 1,95 раза;

— среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников увеличится в 4,9 раза (в текущих ценах);

— доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится до 6,9%  против  10,2%;

— уровень общей безработицы (по методологии МОТ) снизится до 8,8%  против  11,7%.

Базовый сценарий предусматривает:

— реализацию транзитного потенциала Республики Дагестан через создание качественной торгово-транспортно-логистической  инфраструктуры;

— закрепление и расширение конкурентных преимуществ  в традиционных сферах (в том числе  на базе  повышения технологического уровня  и  роста производительности труда в промышленном, агропромышленном, строительном, топливно-энергетическом, туристско-рекрационном и социально-инновационном комплексах) с целью формирования устойчивой модели развития и создания предпосылок постиндустриального развития;

— достижение целевых значений всех государственных и федеральных целевых программ, действующих на территории республики;

— реализация большинства приоритетных проектов развития Республики Дагестан и программ, реализующих сравнительные  преимущества экономики;

—  рост инвестиционной привлекательности республики;

—  развитие человеческого потенциала и создание качественных условий для жизни и работы, а так же отдыха и спорта;

—  создание конкурентной институциональной среды (частной, государственной  и государственно-частной), способствующей сбалансированному устойчивому развитию;

— обеспечение высокого уровня безопасности в Республике Дагестан.

Реализация базового сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей в Республике Дагестан к 2025 году по сравнению с 2012 годом:

— валовой региональный продукт увеличится в 2,8 раза (в сопоставимых ценах) и составит 1050 млрд. руб.;

— индекс промышленного увеличится в 4,9 раза, а производство продукции сельского хозяйства увеличится в 2,4 раза (в сопоставляемых ценах);

—  среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2025 году увеличится в 6,2 раза (в текущих ценах);

— доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2025 году снизится до 6,3%;

— уровень общей безработицы  снизится до 6,3%.

Оптимистический сценарий предполагающий полную реализацию заявленных в Стратегии целей и мероприятий  (с учетом сценарных условий базового подхода), характеризуется следующими параметрами:

— полная реализация приоритетных программ развития Республики Дагестан и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики;

— существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов;

— закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (в том числе на базе  инновационного обновления, роста производительности труда и развития инфраструктуры) с целью формирования  устойчивой индустриальной  модели развития и создания предпосылок постиндустриального развития;

— развитие человеческого потенциала  на базе высокого благосостояния , социального благополучия и безопасности человека через глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор;

— сбалансированное пространственное развитие (через создание новых центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов) и интеграция  в межрегиональное  и международное социально-экономическое пространство;

— создание конкурентной институциональной среды (частной, государственной и государственно-частной), способствующий сбалансированному устойчивому развитию;

— обеспечение высокого уровня безопасности в Республике Дагестан.

Реализация оптимистического сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей  в Республике Дагестан к 2025 году по сравнению с 2012 годом;:

— валовой региональный продукт увеличится в 3,7 раза (в сопоставляемых ценах) и составит 1390 млрд. руб.;

— индекс промышленного производства увеличится в 6,3 раза, а производство продукции сельского хозяйства – в 2,85 раза;

— среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличится в 7,8 раза (в текущих ценах) и составит 106550 руб. против 13660 руб. в 2012 году;

— доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится до 5,8%;

— уровень общей безработицы снизится до 5,0%  против 11,7%  в 2012 году.

Основными механизмами реализации Стратегии социально – экономического развития Республики Дагестан являются федеральные и республиканские государственные программы, приоритетные проекты развития республики, а также инвестиционные проекты.

Для успешной реализации Стратегии необходимо формирование системы регионального стратегического управления, что в свою очередь  предполагает реализацию следующих мер:

— разработка и утверждение поэтапных планов мероприятий по реализации Стратегии, обеспечение контроля за их выполнением и проведение ежегодного мониторинга реализации Стратегии;

— создание системы стратегического планирования на муниципальном уровне;

— взаимоувязка приоритетных проектов развития Республики Дагестан, программ институциональных преобразований, долгосрочных  и среднесрочных прогнозов развития экономики, науки и технологий, стратегий  и программ ключевых секторов экономики и муниципальных образований, долгосрочных финансовых планов и бюджетов.

Литература

  1. Социально-экономическое развитие республики Дагестан за 2014г. Статистический сборник 2015г.
  2. Закон Республики Дагестан от 15.07.2011 №38 и Стратегия Социально-экономического развития Республики Дагестан до 2015 года.
  3. Постановление Народного собрания Республики Дагестан от 29.10.2015г. «О внесении изменений в Законы Республики Дагестан» от 15.07.2011г.
  4. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года.
    Характеристики внутренних и внешних возможностей и ограничений социально-экономического развития Республики Дагестан
    Анализируется современное состояние социально - экономического развития Республики Дагестан, выявлены его проблемы, возможности и ограничения, определены направления и перспективы развития . Изложены параметры социально - экономического развития Республики Дагестан до 2025г. при имперционном, базовом и оптимистическом подходов.
    Written by: Мусаев Тарлан Иззетович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/08/2017
    Edition: euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)
    Available in: Ebook