30 Янв

ВЫБОР МОДЕЛИ КРЕДИТОВАНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МСП




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Развитие малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) на сегодняшний день является одной из важнейших задач многих государств, поскольку именно этот сегмент рынка оказывает существенное воздействие на развитие и рост экономики страны. Для субъектов МСП важнейшим источником развития ввиду недостатка собственных средств является финансирование с помощью банковских продуктов, однако многие банки обходят стороной таких потенциальных клиентов по причине сложности в оценке, ненадежности и многим другим. Для разрешения этой проблемы необходимо разобраться, что такое МСП, какие продукты им можно предложить и разработать модель кредитования.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для отнесения предприятия к субъекту МСП (см. табл. 1), необходимо выполнение ряда обязательных требований, таких как:

  1. состав учредителей,
  2. среднесписочная численность работников,
  3. максимальная годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Таблица 1

Классификация субъектов МСП в законодательстве [3, ст.4]

Признак Микро Малые Средние
Среднесписочная численность работников, чел. до 15 до 100 от 101 до 250
Максимальная годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) [2] 120 млн. руб. 800 млн. руб. 2 млрд. руб.

Данная классификация относится к законодательному уровню, поэтому ее можно назвать основной. Среди малого бизнеса в данном случае так же выделяются микропредприятия.

У субъектов МСП есть преимущества и недостатки, возможности и опасности по сравнению с крупными компаниями [1, с.33] (см. табл. 2). С одной стороны, данные субъекты лучше контролируются собственниками, легко подстраиваются под рынок, на них сконцентрированы инновации, оказывается всевозможная поддержка со стороны государства, возможно упрощенное ведение отчетности и т.д. С другой же стороны, у данных субъектов в управленческих решениях преобладает эмоциональный фактор, существует проблема неразвитости системы управления, недобросовестной рыночной конкуренции, низких возможностей в продвижении, в следствие чего высокий риск банкротства, а значит низкая привлекательность для инвестиций и финансирования банками и прочими кредиторами. Отсюда ограниченный доступ к финансовым ресурсам в отличие от крупных предприятий, в то время как собственных средств для субъектов МСП для развития недостаточно. Немаловажную роль с точки зрения кредитных организаций играет размер финансирования. С одной стороны, проще иметь одну крупную сделку, чем несколько мелких, однако, диверсификация риска возможна лишь во втором случае.

Таблица 2

Факторы, влияющие на субъекты МСП

Факторы

СВОТ-анализ

Внутренние Сильные стороны Слабые стороны
1.    Непосредственное участие собственника в ведении бизнеса

2.    Высокая мобильность

3.    Высокие показатели рентабельности бизнеса

4.    Инновационный характер

5.    Эффективное использование ресурсов

1.    Высокий риск банкротства

2.    Интуитивный характер управленческих решений

3.    Неразвитость системы управления

4.    Низкая инвестиционная привлекательность

Внешние Возможности Угрозы
1.    Поддержка со стороны государства и специализированных фондов

2.    Специальные налоговые режимы

3.    Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности

4.    Широкое использование достижений научно-технического прогресса

1.    Низкие возможности в найме высококвалифицированных работников

2.    Ограниченный доступ и высокая стоимость финансовых ресурсов

3.    Преобладание недобросовестной конкуренции

4.    Низкие возможности в продвижении бренда

Всемирный банк в 2013 году в своих опубликованных материалах упоминает 3 вида субъектов МСП [4, с.11-15]:

  1. Индивидуальный предприниматель (далее — ИП), категория, которая существует на рынке относительно долго, имеет полный контроль над бизнесом, но какой-либо рост маловероятен. В России ИП является самым распространенным видом субъектов МСП, в первую очередь, в связи с простотой его образования.
  2. Фирмы со сдержанным ростом, которые выходят на устоявшийся рынок с определенным продуктом и растут в течение приблизительно 5-7 лет. Для России, в большинстве случаев, это компании розничной и оптовой торговли, в меньшей степени производственные.
  3. Конкурентоспособные фирмы – это, так называемые, компании-газели, к которым относятся не только субъекты МСП, но и крупные фирмы. Данные компании обеспечивают развитие экономики за счет роста не менее 10% на протяжении не менее 7 лет. Большая часть подобных компаний занимается инновационной деятельностью.

Одной из не менее важных классификаций, играющей определяющую роль при выборе кредитного продукта, являются виды экономической деятельности, а именно:

  1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство;
  2. Добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  3. Обрабатывающие производства;
  4. Строительство;
  5. Оптовая и розничная торговля;
  6. Транспорт и связь;
  7. Операции с недвижимым имуществом;
  8. Прочие услуги (гостиницы, рестораны, здравоохранение, образование и др).

Однако, для разных субъектов МСП более удобной или даже возможной будет только определенная модель кредитования. В таблице 3 отражены вышеперечисленные виды субъектов МСП в соответствии с приведенными классификациями и наиболее подходящие для них модели кредитования. Практически в любом из перечисленных вариантов присутствует часть риск-ориентированной модели, которая необходима для оценки возможности исполнения заемщиком своих обязательств в соответствии с принципами кредитования.

Таблица 3

Модели кредитования в зависимости от вида организации

Вид организации Рекомендуемая модель кредитования
Индивидуальный предприниматель Клиентоориентированная модель. Для ИП важно наличие персонифицированного предложения по востребованному банковскому продукту.
Фирмы со сдержанным ростом Клиентоориентированная либо продукт-ориентированная модель. В данном случае имеется выбор в зависимости от банка и от заемщика, поскольку клиент работает на существующем рынке с существующим продуктом.
Конкурентоспособные фирмы Клиентоориентированная либо социально-ориентированная модель. Ввиду нестандартизированности кредитного продукта для данных организаций необходим индивидуальный подход и, во втором случае, зеленый или исламский банкинг в зависимости от проекта.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство Социально-ориентированная модель, а именно зеленый банкинг ввиду направленности деятельности
Добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды Продукт-ориентированная модель в качестве стандартной модели
Обрабатывающие производства Продукт-ориентированная модель в качестве стандартной модели
Строительство Социально-ориентированная модель, а именно исламский банкинг ввиду социальной направленности деятельности
Оптовая и розничная торговля Все модели. В зависимости от предлагаемого товара и способам предложения.
Транспорт и связь Социально-ориентированная модель ввиду социальной направленности деятельности
Операции с недвижимым имуществом Продукт-ориентированная модель в качестве стандартной модели
Прочие услуги Здравоохранение и образование — социально-ориентированная модель, гостиничный и ресторанный бизнес — продукт-ориентированная

Таким образом, клиентоориентированная модель является наиболее подходящей индивидуальных предпринимателей, фирм со сдержанным ростом, конкурентоспособных фирм, отраслям оптовой и розничной торговли, инновационная деятельность.

Список литературы:

  1. Кривда С.В. Особенности малых предприятий как субъектов экономической деятельности. // Российское предпринимательство. — 2010. — № 12–2 (174). — С. 32–36.
  2. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Консультант Плюс. Законодательство [Электронный ресурс].
  3. Федеральныйзаконот07.2007 N 209–ФЗ (ред. от 29.12.2015) «ОразвитиималогоисреднегопредпринимательствавРоссийскойФедерации» // Консультант Плюс. Законодательство [Электронный ресурс].
  4. Tewari, Parth S.; Skilling, David; Kumar, Pranav; Wu, Zack. 2013. Competitive small and medium enterprises : a diagnostic to help design smart SME policy [Электронныйресурс]. Washington DC ; World Bank. – Режимдоступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/534521468331785470/Competitive-small-and-medium-enterprises-a-diagnostic-to-help-design-smart-SME-policy.
    ВЫБОР МОДЕЛИ КРЕДИТОВАНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МСП
    Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в развитии экономики государства. Основным источником развития МСП является банковское кредитование, которого в настоящее время недостаточно. Для его развития необходимо разобраться в том, что такое МСП, какие продукты им можно предложить и разработать стандарт модели их кредитования.
    Written by: Брыков Б.А., Соколинская Н.Э.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/15/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.01.2017_1(34)
    Available in: Ebook