25 Июл

ТЕНДЕНЦИИ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ФИРМ ЗАРУБЕЖОМ И В РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Успешность фармацевтической фирмы и отрасли в целом может быть измерена по нескольким показателям. Основной показатель, безусловно, объем продаж и, доля новых запусков в объеме продаж. Дополнительные показатели, такие как размер национального рынка, привлекательность страны для проведения клинических исследований, помогают провести более глубокий анализ, и определить влияние регуляторных норм, общественного давления и страховой медицины.

В конце 70-х и начале 80-х, серия исследований американского правительства выявила потерю конкурентного преимущества США в фармацевтической отрасли. Основным показателем являлось число фирм со штаб-квартирой в США, лидирующих по продажам и запускам новых продуктов, а также время получения разрешения на оборот медикаментов в Европе и США. Чрезмерная нормативная предосторожность, растущие затраты на клинические исследования и в общем слабый инновационный климат негативно отражались на американской фармацевтической отрасли.

Таб. 1 фармацевтических фирм, лидирующих по продажам, 1974 г.

Позиция Фирма Расположение штаб-квартиры Продажи, млн. долл.
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Roche

Merck

Hoechst

Ciba-Geigy

Bayer

Sandoz

Eli Lilly

American Home Products

Pfizer

Upjohn

Wamer Lambert

Rhone-Poulenc

Sterling

Abbott

Boehringer-Ingelheim

Швейцария

США

Германия

Швейцария

Германия

Швейцария

США

США

США

США

США

Франция

США

США

Германия

1 386

1 197

1 174

1 063

862

847

789

758

740

683

611

595

566

551

506

Ситуация изменилась уже через 30 лет, и несколько отраслевых исследований обнаружили, что американский фармацевтический сектор вместо прогнозируемого в 80-х негативного тренда с начала 90-х ускорил свое развитие.

Из 15-ти фармацевтических фирм, лидирующих по продажам, в 2005 году 9 имели штаб-квартиру в США. При этом все лидирующие фирмы имели филиалы на международных рынках, а рост продаж коррелировал с запуском продуктовых инноваций. Фирмы со штаб-квартирой в США переместились со средних позиций в лидеры за период в 30 лет.

Таб. 2 фармацевтических фирм, лидирующих по продажам, 2005 г.

Позиция Фирма Расположение штаб-квартиры Продажи, млн. долл.
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Pfizer

GlaxoSmithKline

Sanofi-Aventis

Novartis

AstraZeneca

Johnson & Johnson

Merck

Wyeth

Bristol-Myers Squibb

Eli Lilly

Abbott Labs

Roche

Amgen

Boehringer-Ingelheim

Takeda

США

Великобритания

Франция

Швейцария

Великобритания

США

США

США

США

США

США

Швейцария

США

Германия

Япония

44 280

33 960

32 340

24 960

23 950

22 320

22 010

15 320

15 250

14 650

13 990

12 900

12 020

10 840

8 530

Помимо изменения списка лидеров, обращает на себя внимание феноменальный рост продаж. Многие из лидирующих фирм достигали этого роста за счет приобретения и/или маркетинга продуктовых инноваций. Безусловным преимуществом американских компаний было расположение на самом крупном рынке мира. Кроме лидерства по размеру домашнего рынка, европейские фирмы не удержали лидирующих позиций и по инвестициям на исследования и разработки. В середине 70-х европейские фирмы, включая английские, тратили от 1 до 2,4 млрд. долларов, в то время как американские фирмы тратили от 0,6 до 1,2 млрд. долл. К 1994 году, однако, суммарные затраты 13 лидирующих американских фармацевтических фирм составили 8,6 млрд. долл. в сравнении с 5,8 млрд. долл. инвестиций европейцев. А еще через десятилетие американские фирмы утроили инвестиции до 27 млрд. долл., в то время как инвестиции европейцев увеличились лишь до 9 млрд. долл., увеличив отставание с трети в середине 70-х до троекратного в середине 90-х [3].

Таблица 3 иллюстрирует относительное снижение доли новых химических соединений, разработанных фирмами из Германии и Франции по сравнению с фирмами, расположенными в США и Великобритании.

Таб. 3. Вывод на рынок новых химических соединений (НХС) фирмами, разделенными по локализации штаб-квартиры.

География 1961 — 1970 1971 — 1980 1981 — 1990 1991 — 2000
НХС Доля, % НХС Доля, % НХС Доля, % НХС Доля, %
США 209 30 157 31 145 32 75 42
Франция 172 25 98 19 37 8 10 6
Германия 115 17 96 20 67 15 24 13
Япония 80 12 75 15 130 29 16 9
Швейцария 68 10 53 10 48 11 26 14
Великобритания 48 7 29 6 29 6 29 16
Всего НМ 692   508   456   180  

На протяжении двадцати лет с 1961 по 1980 гг. фирмы расположенные на европейском континенте изобрели и запустили  более 60% всех инновационных фармацевтических продуктов. Из 10 лидирующих в продуктовых инновациях фирм, только две были расположены в США (Джонсон и Джонсон, Пфайзер), в то время как 3 были расположены в Германии (Хехст, БерингерИнгельхайм и Байер), 2 во Франции (Санофи, РонПуленк) и 3 в Швейцарии (Сандоз, Цыба-Гейджи и Рош). К 90-м американские фирмы приносили уже более 40% всех продуктовых фармацевтических инноваций, английские фирмы улучшили свое положение за счет слияния ГлаксоВелком, СмитКляйнБичем и АстраЗенека (последняя со значительной долей Шведского капитала). Позиция немецких фирм продолжила падение после 2000-х, начав со слияния Хехст и РонПуленк в фирму Авентис в 1999 г., которая затем была поглощена Санофи в 2004 г. Слияния, лежащие в основе образования фирм ГлаксоСмитКляйн и Новартис, протолкнули эти фирмы в первый эшелон отрасли, но эти преобразования в тоже время способствовали откату фирм, особенно немецких, с лидирующих позиций в середине 2000-х гг [3].

Развитие международных научно-исследовательских площадок, и  скорости обмена информацией привело к тому, что, несмотря на патентную защиту, инновационные фармацевтические продукты сталкиваются с серьезной конкуренцией еще задолго до появления на рынке дженериков. Исследование Университета Тафт показало, что промежуток времени между выходом на рынок первого в своем классе инновационного фармацевтического продукта и его последователя, прямого конкурента по классу, сократилось на 78% с 70-х гг.: с 8,2 лет в 70-х до 1,8 года в 1995 г. При этом доля выписки дженериков вообще в США по сравнению с оригинальными лекарствами возросла с 18% в 1984 г. до 60% в 2005 г.[4].

Еще одной причиной смещения центра силы в мировой фармацевтической отрасли, помимо размера инвестиций на исследования и разработки, числа запущенных продуктовых инноваций,  следовательно, и объема продаж, и выбора страны проведения клинических исследований, эксперты называют политику государственного регулирования цен на лекарства в Европе:

  • регулирование ценообразования: определение максимально допустимой наценки, конкурентного сравнения цен внутри терапевтического класса, и сравнения цен производителя с разных странах, определение максимально допустимой прибыли товаропроводящей цепи;
  • льготное обеспечение или компенсация затрат;
  • замещение оригинальных лекарств дженериками [3].

Помимо этого на сегодняшний день глобализация мировой экономики обуславливает следующие тенденции фармацевтической промышленности:

  • Производство медикаментов сконцентрировано в промышленно развитых странах, в пяти из которых – США, Япония, Германия, Франция и Великобритания – производится две трети всего объема.
  • Большие по объему рынки медикаментов нижних ценовых сегментов существуют в высоко конкурентных внутренних рынках Китая и Индии.
  • Транснациональные компании доминируют в мировом производстве, торговле и маркетинге лекарственных средств. На десять лидирующих компаний приходится почти половина всех продаж. Тенденция концентрации, начавшаяся в конце 80-х продолжается.
  • На 10 самых продаваемых препаратов приходится 12% объема производства медикаментов [6].

Отечественная продукция составляют четверть объема потребления медикаментов в стоимостном выражении и две трети в натуральном, проигрывая не только крупным международным фирмам, но и производителям дженериков и фармацевтического сырья из Китая и Индии. На уровне простых лекарственных препаратов отечественная фармацевтическая промышленность может обеспечить население, но российских препаратов почти нет среди инновационных лекарственных средств.

Отечественная фармацевтическая отрасль технологически отстает от мировой промышленности на всех этапах создания продукта, от научных исследований до выведения инновационного фармацевтического продукта на рынок. И, несмотря на поддержку государства, в том числе программой развития отрасти до 2020 года, испытывает значимое давление со стороны международных фармацевтических фирм, которые имеют многолетний, беспрерывный опыт и компетенции в области создания и продвижения инновационных продуктов. Многие наработки, кадры, отечественные предприятия производители химического сырья для российских фармацевтических предприятий устарели и/или были утеряны в 90-х годах. Производство собственных субстанций в России практически прекращено. В России в настоящее время лишь ограниченное количество предприятий осуществляют промышленный выпуск субстанций [1, 2].

Новые запуски отечественных фармацевтических предприятий в основном являются брендированными воспроизведенными копиями оригинальных импортных препаратов — лекарственных средств, поступивших в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав. Низкая добавленная стоимость дженериков, в свою очередь, обуславливает отсутствие возможности развития инновационного комплекса отечественных фармацевтических компаний.

Библиография

  1. Беспалов Н. Индустриализация в отдельно взятой отрасли // Inpharmacia Аналитика фармрынка. — 2011. — №4. — С. 23-31.
  2. Волков В.С. Формирование концепции конкурентоспособности лекарственных препаратов: дис. кан. экон. наук. – М., 2003. – 172 с.
  3. Daemmrich A. Where is the pharmacy to the World? International regulatory variation and pharmaceutical industry location// Harvard Business School, working paper. — 2009. p09-118.
  4. DiMasi, Paquette, Pharmacoeconomics. – 2004. — 22. – p. 14.
  5. DiMasi, Hansen, Grabowski, The price of Innovation: New Estimates of Drug Development Cost. — Journal of Health Economics. – 2003. – 22. — p. 151 – 185.
  6. The World Medicine Situation. World health Organization report, 2004. – p. 70
    ТЕНДЕНЦИИ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ФИРМ ЗАРУБЕЖОМ И В РОССИИ
    Статья посвящена тенденциям и барьерам развития инновационной деятельности фармацевтических фирм зарубежом и в России. Успешность фармацевтической фирмы и отрасли в целом может быть измерена по нескольким показателям. Основной показатель, безусловно, объем продаж и, доля новых запусков в объеме продаж. В статье приведен анализ изменения позиций лидирующих в мире фармацевтических фирм, актуальные тенденции фармацевтической промышленности, обусловленные глобализацией мировой экономики. Перечислены актуальные проблемы и барьеры развития отечественной фармацевтической отрасли.
    Written by: Бакашина Ольга Михайловна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/22/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook