30 Дек

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Не существует единой трактовки термина «налоговый потенциал», поскольку он не закреплен законодательно, а каждый автор предлагает свое определение, отличное от других, основанное на отношении дефиниции к определенному субъекту и актуальное для определенной текстовки.

Теоретическая и практическая характеристика экономической сущности налогового потенциала дана в трудах У.И. Алиева, Н.Г. Вараксы, Н.Г. Вишневской, А.С. Каратаева, М. Миллс, В.И. Мишина, Е.С. Осиповой, И.А. Перонко, С.Н. Сарановой, Е.В. Солдатовой, Р. Уоттса, О.Г. Фокиной и других экономистов. Но проблема заключается в том, что все специалисты рассматривают эту проблему однобоко – со стороны государства и налоговых поступлений в бюджетную систему, не уделяя должного внимания оценке налогового потенциала организации, и именно данная категория, на наш взгляд, заслуживает особого внимания и представляет значительный теоретический и практический интерес.

В ст. 8 НК РФ дано понятие налога, под которым понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В толковом словаре Ожегова одним из вариантов приведено следующее понятие потенциала: потенциал – это внутренние возможности. В Малом академическом словаре говорится, что потенциал – это степень возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции или же совокупность всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Большая Советская энциклопедия представляет потенциал в широком смысле в виде средств, запасов, источников, имеющихся в наличии и могущих быть мобилизованными, приведенными в действие, использованными для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определённой области.

В российской экономической литературе широко обсуждаются два направления оценки налогового потенциала территории: субъектов Федерации и муниципальных образований, при этом налоговый потенциал организации почти не находит своего отражения в трудах экономистов. Содержащие в экономической литературе дефиниции можно охарактеризовать как достаточно поверхностные.

Согласно терминологии, принятой в деятельности Мирового банка еще в 1993 году, налоговый потенциал (tax capacity) – это способность (налогоспособность) базы налогообложения, закрепленной за какой-либо административной единицей, приносить в ее бюджет соответствующий объем налоговых поступлений.

В действующем российском законодательстве понятие «налоговый потенциал» не раскрывается. В Бюджетном кодексе РФ неоднократно (см. ст. 131, 137. 138, 142.1) пишется о налоговом потенциале, однако его содержание не определяется. В отечественном законодательстве определяются такие виды потенциала как: потенциал к трудоустройству, научно-технический потенциал, природно-ресурсный потенциал территории, рекреационный потенциал территории, рыночный потенциал и ряд других.

Архипцева Л.М., рассматривая налоговый потенциал как экономическую категорию, и как экономическое явление, считают, что налоговый потенциал — это прежде всего возможность налогов, используя налогооблагаемые ресурсы, приносить доходы в бюджет. Под налогооблагаемыми ресурсами при этом понимая ресурсы, которые согласно налоговому законодательству государства подпадают под объект налогообложения и являются основой для исчисления налоговой базы того или иного налога.

В широком смысле, по мнению Архипцевой Л.М., налоговый потенциал — это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, средних трансакционных налоговых издержек. Это та часть доходов территории, которая изымается посредством налогов в бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Бородина А.С. считает, что налоговый потенциал предприятия следует определять, как максимальный совокупный объем финансовых ресурсов, подлежащий изъятию на законодательной основе у хозяйствующего субъекта в виде обязательных платежей налогового характера за определенный период, что больше соответствует нашему представлению. При этом в качестве ограничений налогового потенциала организации выступают законодательно закрепленные виды налогов, ставки налогов и т.п., а также финансовые, производственные, трудовые и прочие ресурсы, доступные каждой отдельной организации.

Осипова Е.С. считает, что налоговый потенциал — это максимально возможные налоговые ресурсы общества для удовлетворения социальных потребностей населения, сформированные при минимально допустимых изъятиях части доходов у хозяйствующих субъектов и физических лиц. В ней отражены противоположные интересы государства и налогоплательщиков (минимальность изъятий и полнота формирования бюджета).

Еще в литературе встречаются такие вариации определения налогового потенциала, как фактический налоговый потенциал, оптимальный налоговый потенциал, налоговый потенциал региона и т.д.

Согласно Архипцевой Л.М., понятие «налоговый потенциал региона» авторы используют для определения размера мобилизации потенциально возможных доходов в соответствующие бюджеты и межбюджетного (финансового) выравнивания по регионам. В узком смысле «налоговый потенциал региона» представляет максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

Рощупкина В.В. приводит определение налогового потенциала территории, принятого в мировой практике, под которым принято понимать потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при применении единых на всей территории страны условий налогообложения (то есть путем стандартизации налоговых баз и ставок). Выделяя из совокупности налогооблагаемых ресурсов или источников бюджетных доходов часть, относящуюся к бюджетной компетенции определенных органов власти, говорят о налоговом потенциале бюджетов соответствующих уровней власти.

Аронов А.В. и Кашин В.А. считают, что в конкретной работе налоговых органов налоговый потенциал может применяться как аналог совокупных (общих) налоговых ресурсов, определяемых как максимально возможный размер налоговых сборов (для всей страны или по отдельному региону) — при заданных законодательством видах налогов, налоговых режимах и налоговых ставках. Такой налоговый потенциал нельзя увеличивать, его можно только использовать (одним из показателей его использования является собираемость налогов).

Фактический налоговый потенциал — это возможный объем налоговых поступлений за определенный период (финансовый год) при заданных условиях (качественных характеристиках) экономики, налогового законодательства, уровня налоговой культуры.

Оптимальный налоговый потенциал — это потенциал с учетом эффективных налоговых усилий, предусматривающих оптимальное соотношение темпов экономического роста и выполнения социальных программ.

Также в целях прогнозирования налоговых доходов и налоговых поступлений используется понятие «налоговый потенциал» в узком смысле как экономический показатель — максимально возможная сумма мобилизации налоговых доходов в бюджетную систему.

Мы считаем все перечисленные термины не относящимися или же не полностью отражающими сущность понятия «налоговый потенциал организации», но влияющими на конечное понимание сущности данной дефиниции. Исходя из нашего понимания данной категории при теоретическом обосновании необходимо подчеркнуть, в первую очередь, не её отношение к государственным интересам и иным не имеющим первостепенное значение субъектам и объектам, а определить её место и роль в системе самого хозяйствующего субъекта.

Под налоговым потенциалом организации будем понимать максимальные внутренние возможности отдельно взятого хозяйствующего субъекта в виде совокупности объема финансовых ресурсов, имеющихся у него в наличии и возможных к использованию для оплаты налоговых и иных аналогичных обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Следует отметить, что налоговая нагрузка тесно связана с налоговым потенциалом. Если налоговая нагрузка выражает желание государства получить определенную сумму налоговых доходов, то налоговый потенциал характеризует возможности предприятия безболезненно платить налоги. Исследование налогового потенциала позволит обосновать уровень устанавливаемой налоговой нагрузки.

Также следует различать налоговый потенциал и налоговые ресурсы. Рощупкина В.В. на макроуровне под налоговыми ресурсами региона понимают совокупность налоговых баз применяемых в регионе налогов. Тогда налоговые ресурсы на микроуровне возможно определять, как совокупность налоговых баз тех налогов, по которым предприятие является налогоплательщиком. Налоговые ресурсы учитывают недоимки и льготы по налогам. Таким образом, налоговые ресурсы показывают ту часть финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, которая подлежит отчуждению в пользу государства в виде платежей налогового характера по состоянию на определенный момент времени. При этом термин «налоговый потенциал» предполагает включение в этот показатель максимально возможного числа налогооблагаемых ресурсов территории.

Приведенное определение отражает всю сущность категории «налоговый потенциал организации», а также определяет его роль и место по отношению к другим участникам экономических правоотношений, а также содержание самого объекта.

Оценка налогового потенциала организации имеет большое эмпирическое значение, поскольку его расчет и анализ позволяет оценить уровень налоговых платежей организации различными заинтересованными субъектами:

  1. Оценка налогового потенциала организации государственными органами в разрезе каждого хозяйствующего субъекта, а также выведение среднестатистических показателей по отраслям дает возможность вынести обоснованное решение об увеличении или снижении налоговой нагрузки для данного сектора экономики, что позволит наиболее эффективно контролировать налоговое обременение по отраслям, а также повысит доходы бюджетов всех уровней за счет создания наиболее рациональной системы налогообложения в РФ;
  2. Оценка налогового потенциала организации государственными органами в совокупности всех хозяйствующих субъектов, а также в отраслевой проекции позволяют обеспечить обоснованное планирование налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, в связи с чем в методологии прогнозирования и планирования налоговых доходов и налоговых поступлений в бюджетную систему важная роль принадлежит налоговому потенциалу;
  3. Оценка налогового потенциала организации различными предприятиями в разрезе каждого хозяйствующего субъекта, а также выведение среднестатистических показателей по отраслям дает возможность проанализировать уровень налогового обременения определенной организации в сравнении с её конкурентами, а также средними отраслевыми показателями, на основании чего делается вывод относительно эффективности выработанной и используемой налоговой политики и выделяются неэффективные с точки зрения налогообложения группы операций, требующих проведения налоговой оптимизации; такой анализ позволит снизить налоговые затраты хозяйствующего субъекта;
  4. Оценка налогового потенциала организации различными предприятиями в разрезе каждого хозяйствующего субъекта, сопоставление показателей конкурирующих фирм, а также выведение среднестатистических показателей по отраслям дает возможность еще на стадии зарождения организации оценить ее потенциал со стороны налоговой нагрузки и оптимальности соотношения её с возможным уровнем доходности.

Таким образом, в связи с незначительным изучением вопроса оценки налогового потенциала, он приобретает еще больший теоретический и практический интерес со стороны экономистов, организаций и государства в целом.

Налоговый потенциал организации находится под влиянием большого количества различных по содержанию факторов, что наглядно представлено на рис.1.

Налоговый потенциал организации

Ресурсно-производственный потенциал
Трудовой потенциал
Финансовый потенциал
Инновационный потенциал

Стратегия организации, маркетинговая политика, бизнес-план

Рисунок 1. Группы факторов, определяющих налоговый потенциал организации

Воздействие на налоговый потенциал групп факторов можно определить с помощью конкретных экономических, финансовых и производственных факторов, к примеру:

— ценовая политика;

— длительность эксплуатации и степень износа основных средств;

— ограничения в финансовых и материальных ресурсах;

— применяемые технологии;

— уровень квалификации производственного персонала;

— качество продукции;

— размер собственного капитала.

Оценку налогового потенциала организаций мы рассматриваем как этап планирования налоговых поступлений от организаций — крупнейших налогоплательщиков. Однако переход к такому планированию нуждается в разработке соответствующего методического обеспечения, к которому, по нашему мнению, следует отнести формирование и использование в практической деятельности Межрегиональных налоговых инспекций ФНС России критериев соответствия налогового потенциала налогоплательщика показателям налоговой отчетности, представленной в налоговые органы.

Налоговый потенциал как показатель, определяемый для фискальных целей, зависит от применяемых видов налогов, методики определения базы обложения этими налогами и налоговых ставок. Соответственно, задачи его увеличения обеспечиваются за счет применения новых, более эффективных форм и видов налогообложения, совершенствования методов расчета налоговой базы или за счет повышения ставок налогообложения (последнее, как уже отмечалось, имеет известные экономические и фискальные пределы).

Одним из способов определения показателя налогового потенциала является абсолютная налоговая нагрузка, начисленная с учетом максимально предусмотренных законодательством налоговых ставок и без учета налоговых льгот. При этом последующее сопоставление налоговой нагрузки предприятия с показателем налогового потенциала позволит оценить эффективность применяемых методов налоговой оптимизации. По данным статьи А.С.Бородиной, опросы экспертов говорят о разнице между этими показателями, которая не должна превышать 10 — 15% при условии применения законодательно закрепленных льгот. Если же разница составляет более 15%, это свидетельствует об использовании организацией незаконных методов оптимизации.

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 383-ФЗ). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2014 г. № 347-ФЗ). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
  3. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. — 544 с.
  4. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений // Налоги и налогообложение, 2008. — №7.
  5. Бородина А.С. Налоговая нагрузка предприятия: сущность, функции, факторы и показатели // Налоги и налогообложение, 2011. — №6.
  6. Бородина А.С. Оценка налоговой нагрузки производственного предприятия // Налоги и налогообложение, 2011. — №9.
  7. Осипова Е.С. Методологические и практические аспекты оценки налогового потенциала // Налоги. 2011. — №47.
  8. Позов И.А. Содержание налогового состояния и его место среди налоговых понятий // ВЕСТНИК-ЭКОНОМИСТ ЗАБГУ (ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ), 2012. — №3.
  9. Рощупкина В.В. Дифференциация понятий налогового и финансового потенциалов // Успехи современного естествознания. 2005. — №2.
    СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
    Written by: Бобков Виталий Алексеевич, Суханова Ирина Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/20/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook