28 Фев

СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ РОСТОВЩИЧЕСТВА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Краткая экономическая энциклопедия и ряд других источников определяют ростовщичество, как предоставление денежных ссуд под «чрезвычайно высокий» процент. Такое определение грешит недоговоренностью, ибо не содержит конкретных количественных оценок. Именно такие детали лишний раз свидетельствуют об отсутствии даже элементов научности в сфере экономики. Понятие «чрезвычайно высокий» в равной мере можно отнести как к долям процентов, так и к десяткам и сотням процентов. Япония, как известно, снизила ссудный процент с 0,15% годовых, расценивая его как чрезвычайно высокий, до 0%. Тем же руководствовались, по-видимому, и США, загнавшие свою экономику в тупик своим чрезвычайно высоким ссудным процентом в 6,5% годовых, и снизив его к последнему времени до 1,2%.

Основной принцип ростовщичества – это превращение денег в деньги, то о таких главных понятиях как «честная работа», «созидательный труд», «справедливый заработок», «взаимовыручка», «братская помощь», «благородство», «сочувствие» речь вообще не ведется. Ростовщичество и производные от него системы дают возможность извлекать выгоду очень ограниченному количеству людей и финансовой олигархии [1].

Именно по таким же законам действует банковская система Казахстана. Неужели не понимало руководство Национального банка Республики Казахстан, что оно на государственном уровне вгоняет каждого предпринимателя, любую структуру, собственный трудовой народ в дикое ростовщическое рабство, установив, например в 2014 г. учетную ставку в размере 7,5%. При этом средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам, выданным в национальной валюте физическим лицам, поднялась до 19,7%.

Попытки руководства финансового блока страны объяснить устанавливаемый ссудный процент наличием инфляции – это прямая подмена причины и следствия. Инфляция именно потому и возникает, что в финансовой сфере самопроизвольно, на основе ростовщичества, возникает доход и вытекающая из него покупательская способность без создания чего-либо общественно полезного.

Брать деньги в кредит не всегда и необязательно невыгодно для получателя — отдельные виды ссуд даже могут быть очень выгодными. Но те, кто делают ростовщичество своей профессией, приобретают совокупные преимущества перед теми, кто берет ссуду, а также перед всеми теми, кто работает и производит товары, отказываясь брать на себя долю риска должника. Следовательно, преимущество всегда на стороне кредитора. Доктор Шахт – один из бывших начальников банка Третьего Рейха в одном из интервью сказал: «Математическая логика подсказывает, что все богатства мира будет принадлежать небольшому количеству ростовщиков, поскольку он все время получает выгоду, а другие несут убытки. Значит, очевидно, что в долгосрочном плане все богатство будет принадлежать ростовщикам, а другие будут работать только ради удовлетворения их интересов» [2].

Социальный вред от преимущества кредитора заключается в следующем: он игнорирует естественный закон обогащения. Когда люди работают и производят товар на благо всего общества, существует естественный предел излишков стоимости, которые могут аккумулироваться кредиторами. Отсюда становится возможным существование банковских семей, достаточно могущественных, чтобы обеспечить залоговое удержание имущества в зависимости от уплаты долга и таким образом регулировать производительные силы населения целых стран, давая кредиты их правительствам. Деньги в таких масштабах служат только одной цели — удовлетворению ненасытной жажды власти [3].

Менялы и ростовщики известны с давних времен, но это была совсем не престижная профессия. В Древнем Риме, например, ростовщичеством занимались не римские граждане, а жители итальянских городов — латины. На них, не пользовавшихся правами гражданства, не распространялись и обязанности граждан. Они не подлежали наказаниям, определенным законом за ростовщичество [4].

Первые ростовщики действовали еще до возникновения денег (например, о них писал греческий поэт Гесиод, живший в VIII — VII вв. до н.э., т.е. примерно за 100 — 200 лет до зарождения первых монетных систем в Элладе). Первые ссуды давались и возвращались натурой — зерном, мукой, скотом. Кстати, по одному из предположений, сама идея давать блага в рост произошла из первоначально беспроцентных ссуд скотом – отдавая маленького теленка в долг (например, как тягловую силу), хозяин получал его обратно с естественным приростом. Ссуды могли даваться или под залог, служивший гарантией уплаты долга, или без обеспечения. Причем в наиболее древние времена залогом служила сама личность должника или членов его семьи, затем — земля, а потом и другая вещественная собственность. Еще в Древней Греции ростовщические операции делились на два вида в зависимости от того, кто принимал на себя риск (ответственность) за их результаты. В одном случае это был заемщик (при неуплате он или терял залог, или наказывался в соответствии с законом), в другом случае — сам кредитор. Такая форма кредита называлась «морские проценты»: торговец, отправляясь в далекое и опасное по тем временам морское путешествие, брал ссуду у ростовщика, чтобы снарядить корабль, нанять экипаж, запастись продуктами и т.п. Обратно он должен был привезти определенные товары и расплатиться по долгам. Однако, если корабль не возвращался или возвращался без груза, кредитор терпел убытки в размере одолженной суммы. Поэтому «морские проценты» были гораздо выше обычных [5].

Для снижения риска ростовщики часто складывали свои капиталы и участвовали в прибыли. Это были первые торговые компании. Они играли настолько важную роль в морской (да и сухопутной) торговле, что даже знаменитые реформы Солона (VI в. до н.э.), снизившего норму процента и отменившего долговое рабство, не затронули величину «морских процентов». В Древней Греции ростовщиков называли трапезитами (от греч. «стол» — менялы и ростовщики сидели на рынках у своих столов). Они же брали деньги на хранение, вели лицевые счета вкладчиков, производили от их имени и по их поручению платежи, переводили деньги в другие города, заверяли торговые и ссудные сделки, играя роль своего рода нотариальных контор. Да и в средние века специализации у финансовых дельцов не было: лица, ссужавшие деньги, занимались также их меной (а это была одна из самых важных и полезных операций в хозяйственной жизни), служили посредниками при заключении контрактов о страховке и продаже и т.д.

Известный философ XIV в. Никола Оресм, советник Карла V, учил, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. До XVI в. взимание процентов было осуждено 17 римскими папами и 28 соборами, в том числе 6 вселенскими. В Англии на ростовщическую деятельность был наложен запрет светских властей в 1341 г., во Франции — в 1312 г. В 1286 г. в Пизе постановлением городской общины было запрещено ростовщикам проживать в городе, судьям — выслушивать их жалобы, а гражданам — давать им у себя приют. Статут г. Вероны гласил: «…ростовщикам вход в город и его окрестности запрещается». В Голландии вплоть до 1657 г. ростовщики не допускались к причастию, т.е. церковь отделяла их от прочих сограждан [6].

Однако такое отрицательное отношение к взиманию процентов в законодательстве практически всех народов свидетельствует о том, что все они были повинны в этом «грехе», раз приходилось устанавливать столь жестокие кары за ростовщичество. Откуда же и каким образом появляется порок «резоимства» (так он назывался в Древней Руси)? Дело в том, что изначально взимание процентов осуждалось лишь в отношении своих родичей и соплеменников, обирание же «инородцев» считалось вполне приемлемым занятием. Например, в Библии сказано: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» [7].

В Риме еще в древнейший период плебеи страдали от тяжелых условий займов у богатых людей; в позднейшее время выдачей денег взаймы занимались особые лица — argentarii, взимавшие крайне высокие проценты. Римское законодательство неоднократно пыталось бороться с ростовщичеством. Закон Лициния Столона (в 367 г. до н.э.) имел целью облегчить положение должников-плебеев, предписанием вычета из капитального долга уплаченных процентов и рассрочки остального долга на 3 года. Затем встречаем попытки установить законный максимум процентов, нарушение которого каралось эдилами (закон Генуция). Последняя мера, впрочем, не имела практических последствий; узаконенный максимум процента колебался в Риме между 10 и 12% годовых; только при Юстиниане он был понижен до 6% для всех обыкновенных случаев и до 8% для купцов [8].

К концу средних веков запрещение процентов постепенно отменяется, так как оказывается в слишком большом несоответствии с условиями денежного хозяйства и развивающегося торгового оборота. С этого времени правительства Западной Европы начинают определять законом максимум дозволенного процента. Так, например, в Англии высший процент при займах был определен при Генрихе VIII в 10% годовых, при Елизавете — в 6, при Анне — в 5%. В Германии, ФранцииАвстро-Венгрии и др. государствах законный максимум был установлен в 5 и 6%. Такой же высший предел процента был введен в некоторых штатах Северной Америки, где он колеблется между 5 и 10%. Взимание более высокого процента считалось ростовщичеством и наказывалось уголовным порядком.

В 1609 г. парламент Англии узаконил проценты, а впоследствии король Уильям III был поставлен в такие условия, что парламент даже разрешил еврейской семье Ротшильд учредить Английский банк с правом печатать деньги. Ротшильд стали учредителями банков в Англии, Пруссии, Франции, Испании, Голландии, США. Красноречивая цитата Амшель Ротшильда: «Дайте мне право чеканить деньги и я начхав на все законы» [9].

В России узаконенный максимум был введен с 1754 г., когда он был определен в 6%, с 1786 г. понижен до 5, а с 1808 г. вновь установлен в 6%. С этого времени взимание процентов свыше нормы считалось лихвой и каралось в первый раз штрафом в размере тройной суммы лихвенных процентов, а при рецидиве, кроме того, арестом или тюрьмой.

Почти во всех европейских государствах законы о допустимом максимуме процента отменены в 60 — 70-х годах XIX в., а в Англии — уже в 30-х годах XX в. В настоящее время такой максимум сохранился лишь во Франции, Бельгии и некоторых североамериканских штатах. Однако полная свобода в области кредита приводила нередко к эксплуатации заемщиков. Взимая высокий процент, кредиторы увеличивали свои требования в случае неисправности должников и доводили их нередко до полного разорения.

В Германии законодательство выступило против ростовщичества в 1880 г. Кто, эксплуатируя нужду, легкомыслие или неопытность другого лица при денежном займе, заставит его обещать или обеспечить имущественную выгоду, настолько превышающую обычный размер роста, что она стоит, по обстоятельствам дела, в явном несоответствии с оказанной услугой кредитора, тот, по закону 24 мая 1880 г., подвергается тюремному заключению до 6 месяцев и штрафу до 3000 марок; суд может приговорить виновного и к лишению почетных гражданских прав. В случае скрытых форм ростовщичества или занятия им как промыслом, налагаются повышенные наказания; должник имеет право требовать возврата, с процентами, всей ростовщической прибыли, а кредитор может получить обратно действительно выданную ценность.

В России узаконенный максимум процентов был отменен в 1879 г.; законный процент — 6% годовых — был сохранен только для некоторых определенных в законе случаев; по займам, в которых процент более 6%, должник, по тому же закону 1879 г., имел право во всякое время, спустя 6 месяцев после заключения сделки, возвратить занятый капитал, с письменным предуведомлением кредитора за 3 месяца. При самой отмене нормы дозволенного процента Государственный Совет высказался за необходимость уголовного преследования ростовщических сделок, в которых имеется налицо злоупотребление положением заемщика [10].

Ростовщичество запрещено в ряде религий (например, в исламе и христианстве, ограничено в иудаизме) и в некоторых странах (Иран, Пакистан).

Риба – в переводе с арабского языка означает «рост, лихва, излишек». Под риба понимается лю­бая неправомерная выгода, полученная вследствие предоставления займа или вследствие обмена. То есть под понятие «риба» подпадает любое вознаграж­дение (материальное или нематериальное), предо­ставляемое должником кредитору за полученный заем или за предоставленную отсрочку по возврату долга. А также риба означает любое излишество при обмене одного и того же товара, но различного каче­ства, т.е. при обмене меньшего количества более ка­чественного товара на большее количество того же товара, но более низкого качества.

Под ростовщичеством, как было отмечено, обычно понимают одалживание денег под высоким процентом, как правило, незаконным. Но риба в Исламе – это одалживание денег под проценты независимо от величины процента. Когда деньги одалживают под проценты, тогда сами деньги, независимо от какого-либо риска, растут со временем. Рост должен происходить путем эксплуатации труда, товара или собственности.

Риба подразделяется на два типа: Риба ан-насия, Риба аль-фадль. К Риба ан-насия относятся сделки, связанные с предоставлением займа. Риба ан-насия – это излишек, получаемый кредитором за предоставление отсрочки по погашению долга, т.е. плата должника за время. Но, согласно нормам ис­ламского права, время не является собственностью кредитора, а принадлежит одному лишь Аллаху. По­тому предоставление платы за отсрочку является не­законным. При этом плата может выражаться как в материальной, так и в нематериальной выгоде. Таким образом, если кредитор при даче займа ставит усло­вие обязательного вознаграждения за отсрочку в виде процента или в виде услуги, то такой вид сделки и есть Риба ан-насия. Но если должник добровольно решает вознаградить кредитора за предоставленный долг, и это не входит в условия предоставления займа, то данное вознаграждение не будет являться риба. На практике данный вид риба чаще всего встреча­ется в банковских сделках: процент по кредиту, га­рантированное вознаграждение по депозиту, купон по облигации и т.д. Запрет на него приводится непо­средственно в Коране. «Те, которые берут лихву, восстанут (в Судный день), как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, лихву запретил. Если к кому-либо (из ростовщиков) придет увещевание от Аллаха, и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи» (Коран, Сура 2:275).

Риба аль-фадль, при которой торговцы обмениваются одинаковыми товарами разного качества с надбавкой. Все формы лихоимства строго запрещены мусульманским шариатом. История полного запрета на риба восходит к истории, которая произошла при жизни пророка Мухаммада. Представители мекканского клана мугиритов не выплатили проценты таифскому племени Бану Сакиф (из клана Амра ибн Умайра). Из-за этого между ними возникла вражда. Тогда наместник Мекки доложил об этом пророку Мухаммаду. Когда пророк узнал об этом, ему были ниспосланы аяты: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие. Если же вы этого не сделаете, то услышьте про войну от Аллаха и Его посланника. А если обратитесь, то вам — ваш капитал. Не обижайте, и вы не будете обижены!» (Коран, Сура 26: 278-279). В ответном послании, Мухаммад обязал наместнику Мекки довести этот аят до сведения конфликтующих сторон и призвать их успокоиться. Если же это не подействует, то наместнику было разрешено применить силу.

Запрет риба в Исламе объясняется тем, что до­говора, основанные на риба, противоречат одному из важнейших принципов, заложенных в Шариате, – принципу справедливости. Так получение дохода вследствие предоставления отсрочки по займу не является справедливым, так как кредитор не участвует в формировании дополнительного дохода, т.е. не несет никаких рисков, связанных с этим, но при этом уча­ствует в получении дохода. Так кредитору гаранти­руется получение дохода независимо от того, будет ли успешным формирование дохода по предостав­ленным средствам. Все это противоречит концеп­ции справедливости – получение дохода возможно только в случае несения ответственности по рискам [11].

У ростовщиков отсутствует необходимый стимул для экономического расцвета общества. Поэтому не вкладывают капитал в проекты, создающие занятость или в базовые организации. Такое воззрение приводит к распространению в обществе деятельности, которая, очевидно, не в пользу большинству населения. Чем меньше инвестиционная деятельность в производственной сфере, тем выше уровень безработицы и связанные с ней негативные последствия. С другой стороны, промышленники из-за нехватки капитала или с целью расширения своей индустрии, вынуждены брать кредиты под высокие проценты, в результате чего растут производственные расходы (увеличивается себестоимость продукции), а также цены на товары. Плюс ко всему этому в итоге усиливается инфляция, о чем упомянули чуть выше.

В случае ростовщичества деньги становятся товаром. Например, сто единиц покупается за сто пятьдесят, что вредит обществу. Имущество должно преумножаться за счет труда и производства, а если оно начнет преумножаться без производства, то общество меняется к худшему. Так бедный становится еще беднее, а богатый – еще богаче. В принципе то, что мы наблюдаем сегодня.

Следовательно, мы видим, что риба в экономической системе общества служит источником многих экономических и социальных проблем, которые связаны между собой как звенья одной цепи.

Все ученые исламской уммы, ранние и поздние, единогласны в том, что ростовщичество и ростовщические сделки запрещены Кораном и пророческой сунной. Отрицание этого факта является неверием .

Таким образом, если лицо не несет напрямую риски, связанные с формированием дохода, то данное лицо не имеет право на получение данного дохода. В слу­чае, если заемщик потерпел неудачу, то он не только не получает дохода по своей деятельности, но и вы­нужден выплачивать кредитору вознаграждение за отсрочку, что вдвойне ухудшает его положение. При этом кредитор обогащается в любом случае. Подоб­ное приводит к несправедливому распределению до­хода среди субъектов экономики.

Кроме того, применение механизма риба является ярким примером ведения бизнеса по схеме «деньги — деньги — деньги», что отражает основной принцип современной финансовой системы «деньги должны делать деньги». Подобное ведение бизнеса является прямым противоречием нормальной и справедли­вой схеме «товар — деньги — товар». Это по своей сути приводит к чистому спекулятивному поведению, ког­да доход создается из ничего, без приложения каких-либо реальных усилий и принесения блага (пользы) обществу в виде товара или услуги, что само по себе противоречит нормальной концепции развития эко­номики.

Согласно нормальной концепции развития экономики на каждую полученную денежную еди­ницу должна приходиться единица произведенного товара или услуги. Но в случае применения риба на каждую полученную денежную единицу сверх долга не приходится никакого товара или услуги, кроме времени за отсрочку платежа. Но отсрочка платежа, т.е. время не может являться товаром, так как не мо­жет принадлежать ни одному лицу.

Основным источником риба в экономике вы­ступает банковская система. Банковская система является основой финансовой системы в целом, а финансовая система является жизненно важной ча­стью современной экономики. Современная тради­ционная банковская система полностью основана на риба. Такие банковские функции как финансиро­вание, инвестирование, привлечение капитала, на­копление и приумножение полностью основаны на Риба ан-Насия.

Примеры:

  1. Процент по кредиту. Банк, предо­ставляя кредит, не участвует в создании дополни­тельного дохода по предоставленным средствам и не несет никаких рисков, связанных с этим. Все риски, связанные с формированием дохода, ложатся на кли­ента банка (заемщика), при этом банку гарантиру­ется возврат средств и процента по кредиту. Таким образом, банк получает вознаграждение лишь за от­срочку, что является Риба ан-насия.
  2. Процент по депозиту. Данная операция схожа с кредитованием, разница заключается в том, что по депозиту клиент предоставляет банку деньги в долг под процент. Клиент самостоятельно не участвует в формировании дохода и не несет никаких рисков, т.к. банк полностью гарантирует возврат денег плюс процент за отсрочку. Данная операция также подпа­дает под понятие Риба ан-насия.
  3. Купон по облигации. Облигация является цен­ной бумагой, в основе которой лежит сделка предо­ставления денег в долг. Держатель облигации вы­ступает в качестве кредитора, а эмитент — в качестве заемщика. Сама же облигация является документом, в котором указано, что эмитент является должником держателя, а также указана сумма долга и вознаграж­дение. Таким образом, купон (вознаграждение) по облигации, также как и по любой другой долговой ценной бумаге, попадает под категорию Риба ан-насия.
  4. Привлечение средств центрального банка коммерческими банками. Механизм функционирования центральных банков по финан­сированию коммерческих банков также базируется на предоставлении займа под про­цент. По сути, центральный банк выступает в каче­стве банка банков, основанного на Риба ан-Насия.
  5. Банковские неустойки за просрочку платежа. При выдаче займа банк обычно ставит условие, что в случае просрочки платежа заемщик обязан вы­платить в пользу банка неустойку (пеню). Данные неустойки становятся дополнительными платежами, которые заемщик вынужден выплачивать банку по займу, что также относится к первому типу риба.

Взимание процента (риба) является одним из наиболее тяжких грехов. Строгий запрет на ссудный процент, провозглашенный Исламом, призван защитить интересы человечества в нравственной, социальной и экономической сферах.

Процентная ссуда наносит экономике государства серьезный ущерб. Кредитор или владелец капитала не думает об инвестировании финансов в те или иные отрасли, о реализации различных важных для общества экономических проектах. Зачем прилагать усилия и рисковать, если судный процент гарантирует ему регулярную фиксированную прибыль» А потому владелец капитала просто покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента и приобретая, таким образом, дополнительное богатство без усилий и риска, путем эксплуатации людей. Нередко и сам заемщик стремится вложить средства в преступные, незаконные отрасли производства с целью получения скорой и одновременно удвоенной прибыли.

Взимание процента разрушает важные нравственные принципы: равенство, братскую любовь и уважение, взаимопомощь, бескорыстие, справедливость. Ведь процентная ссуда — это прямая эксплуатация и вопиющая несправедливость. Кредитор не участвует в трудовом процессе и не рискует своим имуществом, но, тем не менее, получает основную сумму плюс доход. Это увеличивает тяжесть условия жизни населения, вызывает поляризацию общества и  реакционные настроения, разжигает ненависть, что не допустимо в мусульманском обществе.

Процентная ссуда создает несправедливое распределение богатства, формирует классы и, соответственно, является причиной острой классовой борьбы. Как пишет В. Павлов, доктор экономических наук: «Строжайший запрет на начисление и взимание банковского фиксированного либо ныне плавающего процента трактуется как гарантия стабильности и формирования бесклассового мусульманского общества, а также как фактор, обеспечивающий отсутствие любой эксплуатации труда капиталом» [12].

Отношение реального труда и капитала в исламской экономической доктрине объективно исключают эксплуатацию во всех ее проявлениях и формах. Получение дохода человеком, не участвующим в трудовом процессе и не рискующим своим имуществом, отождествляется в исламской экономической доктрине с реальной эксплуатацией. Как пишет В.В. Павлов: «На данном тезисе обосновываются утверждения о справедливости исламских принципов распределения богатства, об отрицании классов и классовой борьбы в мусульманском обществе, и в конечном итоге доказывается общность интересов конкретного работника и нанимателя (работодателя) в исламских хозяйственных структурах» [13]. Именно поэтому символом эксплуатации в рамках этой концепции является взимание ссудного процента. Владелец капитала, дающий взаймы под проценты, подвергается Исламом, как уже было сказано, жесткой критике. Но, сохраняя верность своей традиции, Ислам не возлагает всю тяжесть вины только лишь на кредитора. Равными соучастниками этого серьезного греха и преступления являются также сам заемщик, получающий кредит, писец, записывающий акт договора, и свидетели.

Запрет ростовщичества в Исламе является одним из ключевых факторов развития в мире самостоятельной финансовой системы, соответствующей нормам Шариата, выступающей в качестве альтернативы современной «западной» модели финансирования.

Запрет риба не является нововведением Ислама. Данный вид запрета был распространен и ранее. Примеры запрета ростовщичества можно найти как в Библии, так и в Торе. Христианство и иудаизм по­рицают ростовщичество. Так, в отдельных христи­анских и иудейских общинах запрет на ростовщиче­ство соблюдался довольно строго; например, запрет на дачу денег в долг под проценты внутри иудейской общины действует до сих пор.

Согласно христианской церкви, запрет на взимание процентов содержится в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» … «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?» [14]. В Средние века христианская церковь запрещала ростовщичество. Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 г. угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент, либо в течение 3 месяцев не отменили бы уже имеющиеся постановления [15].

В иудаизме ссуда денег под процент запрещена среди единоверцев: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». Для иноверцев таких ограничений нет. Ссуда им денег в рост не только разрешена, но и желательна: «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости… Ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» [16].

Отсюда вывод: ростовщичество – это система, основанная на принципе производства денег из денег – это ловушка для нуждающихся людей и тех, кто желает получить средства в долг для какого-то дела. Зачастую владельцы капитала, дающие людям деньги под проценты, сажают людей в долговую яму, из которой человеку трудно выбраться.

Мудрость запрета ростовщичества призвана помочь людям разобраться в этом вопросе, четко понять, что специалисты и фирмы, занятые ростовщичеством, на самом деле не занимаются благотворительностью и бескорыстным инвестированием. Они к тому же строят экономику страны не на реальном производстве и торговле, а на бумажных деньгах, которые мешают приходу новых технологий и созданию квалифицированных рабочих мест. Они прививают людям мысль о том, что можно делать деньги без конкретного труда, т.е. создавая «воздушную» прослойку между человеком и его трудом, отодвигая на второй план его усилия.

Литература:

  1. Нурлан Байжигит-углы Н. Ростовщичество и глобальный кризис. — http://www.kazreligiya.kz/?p=1611
  2. Риба – ростовщичество. — http://magas.ru/content/riba-rostovshchichestvo
  3. Пасынков А.С. Феномен ростовщичества. — http://www.economics.kiev.ua/
  4. Мямлин К. Системное ростовщичество. — communitarian.ru/…/sistemnoe
  5. Из истории ростовщичества. — http://50.economicus.ru/index.php?ch
  6. Из истории ростовщичества. http://edu.of.ru/lectures/default.asp?ob_no
  7. Харитонович Д. Из истории ростовщичества. — http://www.autolombard.ru/
  8. Ростовщичество. — http://bibliotekar.ru/ber/227.htm
  9. Ростовщичество — studopedia.ru/view_ekonomistor.php?id=16
  10. Сергуненков Б. Ростовщичество в современной России. — http://traditio-ru.org/wiki/
  11. Рыскулов А. Исламские финансы – вопрос ростовщичества. – www.muslimwomen.com.kz
  12. Расулов Я. Три этюда по исламской экономике. — http://www.imperativ.net/imp11/islam-bank.html
  13. Кредитор и должник. — www.al-hakk.com/?p=427
  14. Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884 — 1889. Глава II. Античные философы и канонисты как противники ссудного процента // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — 912 с.
  15. Бём-Баверк, Ойген фонКапитал и процент, 1884 — 1889. Глава III. Защитники ссудного процента с XVI по XVIII век. Упадок учения канонистов // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — 912 с.
  16. Момент истины. — maxpark.com/community/2100/content/1419616
    СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ РОСТОВЩИЧЕСТВА
    Потребность в денежных ссудах возникала на определенном этапе развития товарно-денежных отношений, и она удовлетворялась различными способами с древнейших времен до современности. В начале процесс процентного одалживания денег носил стихийный, бессистемный характер и назывался ростовщичеством, позднее, по мере развития государственности, ростовщичество приобретало черты банковской деятельности. В Казахстане созданы самые благоприятные условия для ростовщичества и охраны интересов банков-ростовщиков.
    Written by: .Е. Джаншанло
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/10/2017
    Edition: ВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook