30 Янв

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯРАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ АРКТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время российская Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) представляет особый стратегический интерес нетолько для активного хозяйственного развития российской территории Арктики, но и как важное средство обеспеченияи глобальной защиты национальных интересов в этом очень значимом для России макрорегионе. Учитывая особенность природных объектов шельфовой зоны Арктики и существующую специфику в отработке каждого отдельно взятого месторождения, а также возрастание рисков в условиях быстро меняющегося климата, требуется интеллектуальное, исследовательское присутствие и укрепление инновационной инфраструктуры в российской Арктике. Приоритетными направлениями программы изучения российской Арктики были названы «экология, нефтегазовые ресурсы и новые функциональные материалы»[4]. И как отметил координатор программы научных исследований в Арктике, академик РАН, профессор Александр Ханчук: «в изучении окружающей среды в Арктике есть два основных аспекта – радиоактивное загрязнение и изменение климата. Изменение климата заставляет искать новые подходы в организации жизни и работы в условиях Арктики»[4]. Здесь надо заметить и то, что изменениеприродных условий воздействует на индустриальные виды хозяйственной деятельности, дестабилизируя несущую способность грунтов в условиях деградации вечной мерзлоты[5, с.79].Кроме того, существенную проблему для индустриальных видов хозяйственной деятельности будет представлять увеличение жесткости климата за счет ростаконтрастности погодных условий, которая оказывает негативное воздействие на человеческий организм и технические устройства, что требует дополнительных мер адаптации[5,с.79].

Как известно в соответствии с протоколами заседания Совета безопасности России была разработана Стратегия от 17 сентября 2008 года по вопросу «О защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике» и от 21 октября 2008 года поручением Правительства РФ. Главным образом, Стратегия предусматривает повышение эффективности всех видов экономической деятельности в Арктической зоне Российской Федерации с целью перехода к устойчивому социально-экономическому росту региона, повышению его конкурентоспособности в глобальной системе разделения труда с опорой на активное внедрение технологических, организационных и институциональных инноваций. Она ориентирована на комплексное и сбалансированное пространственное развитие в целом[6, с.5-7].

Главными преимуществами Крайнего Севера и Арктической зоны Российской Федерации является ресурсный потенциал, а также производственный комплекс, созданный в процессе его эксплуатации. Он, как известно, служит крепким основанием для возможности ориентироваться на экономическое развитие хозяйственных систем Крайнего Севера и Арктики России, основанных на дальнейшем перспективном освоении минерально-сырьевых, топливно-энергетических, биологических и многих других ресурсах Крайнего Севера и Арктической зоны РФ. Однако, сегодня необходимы и преобразования, прежде всего для усиления конкурентоспособности территориальных социально-экономических систем в происходящем процессе глобализации. Современное развитие России предусматривает значительные вложения в разработку новых проектов и технологий, а также в исследования, которые направлены на перспективное развитие Арктической зоны иориентированы, как правило, на осуществление инновационных проектов в этом макрорегионе. Еще одна задача сегодня, как одна из основных поставленных задач перед обществом, является задача управления пространственным развитием территорий. При реформированииединой системы энергетики и установлении новых рыночных правил, как известно, не в полной мере учитывался пространственный аспект российской экономики. Например, энергетический комплекс Мурманской области (полностью относится к АЗРФ) отличается, с одной стороны, наличием избыточных мощностей в условиях относительной изоляции от центрального (единого) рынка страны, и повышенными требованиями к снижению удельного энергопотребления, с другой стороны. Несмотря на избыточность энергосистемы, Мурманская область ввозит большое количество топочного мазута. Основными инвестиционными рисками реализации проектов повышения энергоэффективности являются: высокая структурная электроёмкость региональной промышленности; дисбаланс в расходах на топливо и доходах от продажи тепловой энергии; снижение её потребления в промышленном секторе; задолженность (текущая и накопленная) потребителей [3, с. 95]. Северные территории РФ, в целом, не обладают развитой нефтегазотранспортной и энергетической сетью коммуникаций. Неразвитость этой сети исторически привело к установлению особого режима жизнеобеспечения северных регионов РФ, существованию на их территории особых районов с ограниченной транспортной доступностью, еще иногда называемыми в специальной литературе «экономическими пустынями»[2]. Влияние фактора недостаточной развитости транспортно-энергетической сети Севера и ДальнегоВостока РФесть основная причина формирования здесь высокой эшелонированности региональных структур нефтепродуктообеспечения, высоких организационных и транспортных издержек функционирования локальных подсистем топливно-энергетического обеспечения. А постоянной угрозой энергобезопасности северных территорий РФ является острая нехватка перерабатывающих производств [1, с.58-59]. Существенным отличительным социально-экономическим признаком выше названных территорий можно считать еще и высокий уровень стоимости жизни населения по сравнению с другими регионами, которые не находятся в экстремальных условиях и не зависятот влияния объективных факторов окружающей среды. И, наконец, всвязи с укрупнением регионов и задачей долгосрочного социально-экономического развития территорий РФ приоритетное значение приобретают институциональные, организационно-правовые преобразования, которые должны бытькачественно новыми, и направлены на обеспечение устойчивого экономического роста в регионах.

Список литературы:

  1. Биев А.А. Перспективные источники поставок топливно-энергетических ресурсов на Севере Российской Федерации /Север и рынок формирование экономического порядка/ 2/2013, изд. Кольский научный центр.2013 –С.58-59.
  2. Гохберг Л. Переход на инновационную модель экономического роста //Стратегия 2020.URL: htt: //2020stratregy.ru/g5/
  3. Победоносцева В.В., Победоносцева Г.М. /Экономическая политика и организационно-экономические вопросы управление инвестициями в энергетическом комплексе /Социум и власть, №4 2012, изд. цент «Академия», Тюмень.- 95.
  4. http://ras.ru/news/shownews.aspx?id=74a9e95b-64f5-40bc-8b37-31780c5eed5b
  5. Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути. науч. ред. д.э.н. проф. Селин В.С., д.э.н. Козьменко С.Ю. Апатиты: КНЦ РАН.2015.- С.79
  6. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года С.5-7
    СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯРАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ АРКТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    В статье уделено внимание животрепещущим проблемам и приоритетным стратегическим направлениям изучения и экономического развития российской Арктики. Выделены главные преимущества освоения Крайнего Севера для России. В качестве примера рассмотрен энергетический комплекс Мурманской области.
    Written by: Победоносцева Галина Михайловна, Победоносцева Вероника Валерьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/15/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.01.2017_1(34)
    Available in: Ebook