30 Дек

СРУКТУРА И СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Маркетинговый потенциал региона является одним из дискуссионных понятий маркетинга территорий. Это связано с тем, что данное понятие имеет сложную структуру, поскольку маркетинг региона связан как с продвижением его конкурентных преимуществ, т.е. с социально-экономическим потенциалом, так и с развитием маркетинговых механизмов реализации этого потенциала. Маркетинговый потенциал региона можно определить как комплекную характеристику возможностей позиционирования и продвижения его уникальных конкурентных преимуществ для различных целевых аудиторий (сегментов). Маркетинговый потенциал региона включает два структурных блока характеристик: потенциал рыночной конкурентоспособности, т.е. социально-экономический потенциал региона, рассматриваемый в аспекте наиболее значимых объектов маркетинговых воздействий; потенциал маркетингового продвижения, т.е. накопленный опыт использования методов и инструментов маркетинга территорий в отношении различных объектов регионального хозяйства [1, с. 40].

Рассмотрим специфику маркетингового потенциала региона на примере Волгоградской области. Согласно проекту Инвестиционной стратегии Волгоградской области на период до 2020 года, к конкурентным преимуществам региона относятся:

  • значительный природно-ресурсный потенциал, в том числе достаточные запасы минерально-сырьевых ресурсов (нефти, газа, калийных солей, бишофита и др.);
  • высокий промышленный потенциал, в том числе многоотраслевая структура промышленности с высокой долей обрабатывающих производств;
  • развитая инженерная инфраструктура и наличие значительной энергетической базы (Волжская ГЭС, теплоэлектростанции), наличие резервов мощностей по газоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению;
  • значительный научно-технический и инновационный потенциал;
  • благоприятные условия для развития сельскохозяйственного производства (особенно производства зерна);
  • выгодное географическое положение, создающее возможности интеграции в международные транспортные коридоры, а также близость к мировым рынкам;
  • мощный транспортный комплекс (железнодорожный узел, магистральные автодороги, международный аэропорт, Волго-Донской судоходный канал, выход в акватории морских портов Каспийского, Черного, Азовского, Балтийского и Баренцева морей);
  • уникальные рекреационные ресурсы;
  • высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами;
  • перспектива проведения в Волгограде Чемпионата мира по футболу 2018 года [3, с. 86].

В Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года определены следующие региональные конкурентные преимущества:

  • широкий природно-ресурсный потенциал, включая достаточное количество минерально-сырьевых ресурсов;
  • развитое промышленное производство с высокой степенью диверсификации;
  • благоприятные условия для развития высокоэффективного сельскохозяйственного производства;
  • выгодное географическое положение, позволяющее вести активный товарообмен с близлежащими регионами и формирования трансконтинентальных транспортных коридоров;
  • наличие высококвалифицированных кадров и инновационного потенциала [5, с. 28].

Конструктивно-критический анализ указанных конкурентных преимуществ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, данные преимущества носят достаточно абстрактный характер и не обладают выраженной уникальностью, что затрудняет их позиционирование и продвижение. Во-вторых, выделенные конкурентные преимущества не ориентированы на конкретные целевые аудитории (иностранных и отечественных инвесторов, местный бизнес, инорегиональных партнеров, население региона, туристов и т.д.). Так, различные категории туристов предпочитают разные виды отдыха (этнический, военно-патриотический, культурный, образовательный, деловой, экстремальный, водный, лечебно-рекреационный и т.д.), в разрезе которых у любой регион не может быть конкурентоспособным в одинаковой степени. В-третьих, многие конкурентные преимущества имеют явный традиционалистский характер и не отражают актуальных изменений. Например, доля машиностроения в экономике Волгограда (промышленного центра региона) в течение последних 10 лет сократилась в 5 раз и продолжает снижаться, ведущие промпредприятия банкротятся (ОАО «Химпром», Волгоградский алюминиевый завод) или находятся в предбанкротном состоянии. Это привело к превалированию сырьевых производств в структуре региональной промышленности и, соотвественно, некорректности выделения диверсифицированного промышленного комплекса в качестве конкретного преимущества региона. В этой связи оценка потенциала рыночной конкурентоспособности Волгоградской области затруднена и требует специальных, более детализированных исследований.

Потенциал маркетингового продвижения Волгоградской области, как и большинства субъектов РФ, остается достаточно низким. Вместе с тем, в Волгограде была разработана и официально утверждена маркетинговая стратегия развития территории городского округа, в которой были зафиксированы принципы, объекты и технологии позиционирования и продвижения города на внешние рынки. Однако степень реализации данной стратегии была предельно низкой, в условиях экономического спада и рецессии осуществлялись в основном низкобюджетные мероприятия, что не принесло целевых результатов. В связи с принятием Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» данная стратегия утратила силу и, в лучшем случае, будет включена в структуру стратегии социально-экономического развития Волгограда в качестве отдельного блока. В рамках негативного сценария маркетинговый подход будет полностью аннигилирован из системы регионального стратегического планирования и управления, что, видимо, станет общероссийской тенденцией [4, с. 89].

Список литературы:

  1. Фролов, Д.П. Достижения и методологические проблемы маркетинга территорий [Текст] / Д.П. Фролов, Д.Е. Матыцин, Ю.В. Шамин, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 35. – С. 38-41.
  2. Фролов, Д.П. Маркетинг наноиндустрии региона: принципы, концепция, механизм [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 22. – С. 16-28.
  3. Фролов, Д.П. Региональный маркетинг в действии: случай Волгоградской области [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Маркетинг в России и за рубежом. – – № 3. – С. 81-88.
  4. Фролов, Д.П. Маркетинговая парадигма стратегического территориального менеджмента [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Менеджмент и бизнес-администрирование. – – № 2. – С. 84-98.
  5. Фролов, Д.П. Маркетинговая стратегия региона в действии (опыт Волгоградской области) [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. – – № 31. – С. 22-32.
    СРУКТУРА И СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
    В статье рассматривается необходимость в более детальном изучении понятия «маркетинговый потенциал региона», что продиктовано сложной структурой. Описывается специфика маркетингового потенциала региона на примере Волгоградской области.
    Written by: Шишков Вячеслав Анатольевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook