28 Ноя

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РАЙОНОВ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В свете современной экономической политики Российской Федерации надо отметить, что, актуальное стимулирование реализации масштабных проектов социально-экономического развития районов Крайнего Севера и Арктики подразумевает в первую очередь решение проблем, связанных с инновационными технологиями, с финансовым капиталом, а также с человеческими ресурсами. Важность и своевременность, насущность исследования проблем социально-экономического развития северных районов и территорий Арктики в условиях нарастания мировой экономической нестабильности и обострения борьбы за ресурсы вполне очевидна. Арктика и северные пространства богаты ценными природными месторождениями, но в то же время отличаются  неоднородностью развития, большим количеством специфических  особенностей природно-климатических условий.  Сегодня понятно и то, что разработка и осуществление экономических подходов к освоению любых регионов мира и  Арктической зоны особенно должны вестись с серьезным учётом возможностей повышения  устойчивости их развития.

Арктический регион в настоящее время является регионом геостратегических интересов Российской Федерации. Природно-ресурсный и экономический потенциал районов Арктики играет важную роль не только в развитии  национальной экономики, но и оказывает существенное влияние на устойчивое развитие российских регионов расположенных в этой зоне. К примеру, Мурманская область (отнесена к арктической зоне)  изначально  формировалась как единая природно-хозяйственная система, достигшая в настоящее время определенного уровня кластерной вязкости. Осью этого структурного единства является единый инфраструктурный комплекс, на который спроецированы объекты добычи и переработки рудных ископаемых и обеспечивающие их функционирование объекты хозяйственно-социального комплекса. Инфраструктурный комплекс — сфера ответственности федеральных и региональных органов государственного управления, в связи, с чем планы его развития лежат в основе региональных программ, которые будут включены в Государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020года»[5]. Особую роль здесь играет учет основных факторов, которые способствовали бы стабильному экономическому развитию Севера и Арктики, благоприятствуя устойчивому хозяйствованию в сложных геополитических и природно-климатических условиях, сбалансированности состояний социальной сферы и окружающей среды, преодолению кризисов. К настоящему времени в Мурманской области, которая полностью отнесена к Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) был разработан проект «Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Мурманской области в 2015 году». Этот проект, по словам губернатора данного региона М.Ковтун имеет три основных направления, которые соответствуют следующим пунктам федерального плана:

  1. повышение сбалансированности областного бюджета;
  2. активизация экономического роста;
  3. обеспечение социальной стабильности.

В перспективе предполагается, что новая модель региональной экономики будет строиться на значительном улучшении бизнес-климата; стимулировании технологического перевооружения всякого производства; внедрении современных энергосберегающих и экологически совместимых технологий. Такой модели потребуется качественно новый уровень государственного управления и повышения прозрачности работы исполнительных органов власти. Геостратегические интересы России всегда были устремлены к Северу и Арктическому региону. Российская Федерация видит свое будущее развитие в тесной связи с северными и арктическими субъектами РФ. Сегодня свое внимание исследователи и, в том числе, экономисты обращают вглубь арктических морей: при 10-миллионном населении Север даёт 60% валютных поступлений в казну страны ежегодно [6].

В настоящее время назрела потребность в применении современных подходов и новейших технологий, а также в использовании техники нового поколения. Такая необходимость возникает и в связи с извлечением огромных природных богатств Арктики и их переработки в будущей перспективе. Устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации предполагается осуществлять на основе «системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, участия государства в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем, а также создания  экономических механизмов стимулирования    хозяйственной деятельности [1]. А внедрение технологических, организационных и продуктовых инноваций в арктической экономике, смогло бы иметь в прогнозный период безусловный приоритет и, способно было бы нейтрализовать негативное действие здесь объективных высоких производственных издержек. Следует отметить, что Арктическая зона Российской Федерации встроена в Российский Север в том плане, что многие субъекты страны имеют как арктические, так и северные территории.  Надо заметить и то, что Крайний Север занимает около 60% страны с населением примерно 6%, а арктические регионы – 20% и 1,4%  соответственно. С точки зрения хозяйственных процессов и жизнедеятельности в целом – это самые сложные территории с наиболее высокими издержками. При этом энергоресурсы составляют в северных регионах до 30% общих затрат, а в отдельных арктических территориях достигают 40%. Поэтому повышение энергоэффективности является здесь доминирующим фактором, затрагивающим интересы всех секторов экономики и уровней власти [4, 193с.].            В 2010 году в регионе были утверждены  долгосрочные целевые программы по энергосбережению и повышению эффективности до 2015года включительно для целого ряда муниципальных образований ( г. Апатиты, г. Кола. Ковдорский район и др.) и для Мурманской области в целом  до 2020 года. Механизмы реализации этих программ в качестве механизмов привлечения долгосрочных инвестиций в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе, и жилом фонде включают, в числе прочих, механизмы государственно-частного партнерства при реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры на основе концессий и моделей «строительство-собственность-эксплуатация-передача».

Важными факторами, которые оказывают серьезное влияние на формирование государственной политики, а также на хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации являются: -экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях; — очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения; -удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов РФ; — низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий [2]. Но освоение и использование зоны Арктики в качестве ресурсной базы Российской Федерации предусматривается национальными интересами нашей страны. И несмотря на удорожание затрат в сравнении с  центральными российскими регионами предполагается за счет арктической ресурсной базы в перспективе обеспечивать решение многочисленных проблем социально-экономического развития России, а промышленное использование природно-ресурсного потенциала дает возможность вовлекать в эксплуатацию новые месторождения. При этом надо заметить что, например, «добыча  нефтегазового сырья на территориях российской Арктической зоны не решает все проблемы этих территорий. При нефтедобыче северные территории не освобождаются от завоза топлива (продукты нефтепереработки), а при добыче природного газа от необходимости создания соответствующей инфраструктуры» [3. с.403].

Прогноз рентабельности освоения арктических шельфовых месторождений основывается и на растущем спросе динамично развивающихся стран БРИК, а также на применении инновационных технических и технологических решений. Довольно значительные резервы территорий Севера и Арктики Российской Федерации есть и на перспективу в направлении  развития предприятий горнопромышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса, агропромышленного комплекса, рыбопромышленного комплекса, а также транспортного комплекса.

 Список литературы:

  1. Об утверждении государственной программы российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».Электронный ресурс: Постановление Правительства РФ от 21.04. 2014 № 366. режим доступа: htt://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162195/99
  2. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу /http://www. gov.ru/documents/sections/3/ 18сентября 2008, Пр.-1969
  3. Победоносцева Г. М., В.В.Победоносцева//Социально-экономическое развитие регионов Севера при реализации нефтегазовых инвестиционных проектов // Научное обозрение №8, 2014, Саратов – с.403
  4. Селин В.С., Васильев В.В. Взаимодействие глобальных национальных и региональных экономических интересов в освоении Севера и Арктики. Апатиты: изд. КНЦ РАН. 2010. 193с.
  5. http://www. arctic-today.ru/index.php/rajonirovanie-arktiki/29-rossijskaya- arktika-stoletie-poiskov-i-sporov
  6. http://www. com/ru/russia.html
    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РАЙОНОВ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ
    Статья представляет собой общий обзор проблем социальной и хозяйственной деятельности в регионах российских Арктики и Крайнего Севера и современных подходов и тенденций их решения. Особое внимание уделено анализу основных программных документов Правительства Мурманской области в сфере обеспечения её эффективного устойчивого развития.
    Written by: Победоносцева Галина Михайловна, Победоносцева Вероника Валерьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/22/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook