28 Фев

Современные тенденции развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга и факторы его совершенствования




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Совершенствование гостиничного комплекса Санкт-Петербурга может происходить только в тесной взаимосвязи с индустрией туризма. Следует выделить следующие основные факторы, влияющие на развитие гостиничного комплекса Санкт-Петербурга, с определением ранга каждого из них (таблица 1).

Таблица 1.

Факторы, влияющие на развитие гостиничного комплекса
Санкт-Петербурга

Факторы

Ранг

Создание портфеля актуальной региональной законодательной поддержки индустрии гостеприимства и приоритетных стратегических ориентиров её развития 1
Достаточное бюджетное финансирование индустрии туризма и гостиничного хозяйства 2
Привлечение отечественных и иностранных инвестиций в сферу индустрии гостеприимства Санкт-Петербурга 3
Эффективная маркетинговая политика в области рекламы и продвижения гостиничного комплекса Санкт-Петербурга на российском и зарубежных рынках 4
Соответствие цены и качества предоставляемых услуг гостиничного комплекса 5
Развитая инфраструктура индустрии гостеприимства 6
Благоприятный визовый режим 7
Развитая система профессиональной подготовки кадров для гостиничного комплекса и ее научное обеспечение 8
Наличие достоверной и полной статистики по состоянию и тенденциям развития индустрии гостеприимства 9

Современными тенденциями развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга являются [1, с.59]:

ожесточение конкурентной борьбы в условиях рынка покупателей, вплоть до полного вытеснения конкурента с рынка;

усиление позиций на рынке международных гостиничных концернов и объединений;

перенос центра тяжести на инвестиции в средние и малые гостиницы;

новая политика «торговой марки» гостиничных объединений (простота и функциональность обстановки гостиничных номеров, территориальная экспансия);

вытеснение с рынка малых и средних предприятий гостиничного комплекса.

Поскольку экономика региона не является полностью самоорганизующейся системой, то, естественно, она нуждается в целенаправленных регулирующих воздействиях на всех уровнях управления. Следовательно, актуально формирование единой государственной политики в области развития и совершенствования гостиничного комплекса, основанной на принципах стратегического планирования и прогнозирования.

Главная цель стратегического планирования — разработать, принять и реализовать такую стратегию, которая не просто соответствовала бы приоритетам и интересам определенных групп лоббирования, а объективно ориентировалась бы на перспективные цели развития туризма, с учетом складывающейся и прогнозируемой экономической конъюнктуры. Таким образом, обоснование приоритетных направлений регулирования и продвижения гостиничного комплекса предполагает проведение прогнозно-аналитических работ на основе количественного и качественного подходов.

Реализацию политики в области повышения эффективности функционирования индустрии гостеприимства целесообразно осуществлять на основе комплекса федеральных, региональных и муниципальных целевых программ развития туризма, которые являются эффективным способом концентрации ресурсов (материальные, финансовые, трудовые, информационные) для решения актуальных проблем развития гостиничного хозяйства [2].

Недостатки правового механизма государственного регулирования в области туризма и гостиничного хозяйства являются следствием несовершенства организационного механизма, задача которого должна заключаться в обеспечении согласованных действий всех участников системы. Среди основных субъектов регулирования рынка туризма и гостиничного хозяйства можно отметить: международные правительственные и неправительственные туристские организации; государственные, региональные и местные органы власти (Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, Управление по туризму Ленинградской области, Управление гостиничного хозяйства при Администрации Губернатора Санкт-Петербурга); общественные ассоциации по видам бизнеса; специализированные компании по туризму, отели, многопрофильные турфирмы, инвестиционные компании. Государственно-частное партнерство может стать действенным инструментом привлечения инвестиций в индустрию туризма и гостиничного хозяйства, повышения эффективности ее функционирования в целом.

Этапы регулирования развития и повышения эффективности функционирования гостиничной индустрии Санкт-Петербурга с учетом настоящей ситуации и существующих механизмов представлены в табл. 2.

Учитывая, что гостиничное хозяйство является составной частью туризма, необходимо обобщить принципы и методы регулирования туристской отрасли и применить их к гостиничному комплексу, с учетом его специфики. На этой основе может быть предложен инструментарий продвижения гостиничного комплекса Санкт-Петербурга на внешнем и внутреннем рынках (табл. 3).

Таблица 2.

Этапы регулирования развития и повышения эффективности функционирования гостиничной индустрии Санкт-Петербурга

Этапы Меры
1. Оценка состояния гостиничной индустрии с точки зрения соотношения спроса и предложения сбор статистических данных из различных источников;

анализ примеров успешных мировых центров туризма;

проведение маркетинговых исследований, в том числе экспертных и социологических опросов.

2. Разработка предложений по регулированию гостиничной индустрии определение целей и задач регулирования и развития;

разработка механизма регулирования;

выбор наиболее эффективных способов и методов регулирования;

оценка результата регулирования.

3. Разработка комплекса дополнительных подходов по регулированию разработка комплекса мер;

обоснование целесообразности их проведения;

описание этапов их реализации.

Таблица 3.

Инструментарий продвижения гостиничного комплекса

Санкт-Петербурга на внешнем и внутреннем рынках

Области Инструментарий регулирования
Правовая сфера совершенствование законодательства;

таможенное регулирование; установление правил въезда, выезда и пребывания туристов;

борьба с преступностью и коррупцией.

Экономическая сфера управление качеством;

целевое бюджетное финансирование программ развития туризма;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в индустрию.

Научно-образовательная сфера развитие научного исследования в сфере гостиничного комплекса;

создание информационно-аналитической базы;

повышение уровня квалификации кадров.

Сфера организации туризма формирование имиджа города как центра делового туризма;

содействие в продвижении национального продукта на отечественном и мировом рынках туризма;

создание условий для целевого использования инфраструктуры;

координация деятельности государственного и частного секторов в области регулирования туризма.

Для обеспечения эффективного продвижения гостиничного комплекса Санкт-Петербурга на российском и мировом рынках необходимо выделить следующие цели и задачи:

оценка существующего потенциала и возможностей территории;

координация работы профессионалов;

определение норм и стандартов качества услуг туризма и гостиничного хозяйства и персонала организаций по проведению деловых мероприятий;

обеспечение обмена информацией между всеми заинтересованными участниками рынка туризма, в том числе по вопросам выбора места, даты и условий проведения мероприятий, а также консультирование их по вопросам взаимодействия с местными властями.

Одной из главных причин недостаточного развития туризма в Санкт-Петербурге является невнятность государственной и региональной политики в отношении стратегии развития. Действенным инструментом повышения эффективности регулирования является законодательное обеспечение в сфере туризма и гостиничного хозяйства. Как показывает мировая практика, инвесторы и бизнесмены идут туда, где высок уровень экономической активности. Вместе с тем они требуют профессиональные услуги высокого уровня, определенного ассортимента и качества, которые характерны для развитых рынков. Наличие данных характеристик услуг туризма является одним из самых важных сигналов для инвестора, что регион привлекателен, ведение бизнеса здесь соответствует общепринятым международным нормам. По этой причине индустрия туризма и гостиничного хозяйства требует внедрения новейших технологий обслуживания и сертификации предоставляемых услуг. Таким образом, международные стандарты качества услуг туризма и гостиничного хозяйства являются фактором инвестиционной привлекательности [3, с.106].

Как следствие, актуально рассмотрение вопросов системного управления качеством в сфере услуг туризма на базе международных стандартов, в частности, на стандартах качества гостиничных, транспортных услуг и услуг питания туристов, обслуживающего персонала по системам ISO-9000, Европейского стандарта услуг (EuSS), Европейского гостиничного стандарта (EuHS), Европейского ресторанного стандарта (EuRS). Соответствие международному стандарту гарантирует высокий уровень менеджмента качества, а значит реальную возможность выхода на мировые рынки.

Еще одним способом достижения требуемого соответствия «цена-качество» является предоставление гостиницам и ресторанам льготного налогообложения. В этом случае государственные органы должны контролировать этот процесс.

В рамках политики управления качеством предлагается привлекать компании, предоставляющие услуги туризма, к маркетингу территории. Это предполагает определение компаний, уровень услуг которых соответствует общепринятым мировым стандартам, и, следовательно, способных обеспечить надлежащий уровень и качество обслуживания туристов. Обеспечение индустрии туризма и гостиничного хозяйства кадрами, отвечающими мировым стандартам, является необходимым условием для устойчивого развития и приближения всей туристской индустрии Санкт-Петербурга к мировым стандартам.

Для разрешения кадровой проблемы в короткие сроки необходимо решение следующих приоритетных задач:

  1. Создание межвузовского учебно-методического центра для практической подготовки студентов, включающего учебную гостиницу и учебный ресторан. Центр должен обеспечить проведение практических занятий и деловых игр одновременно для студентов высших и средних учебных заведений.
  2. Увеличение государственного заказа на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием для сферы туризма и гостеприимства. Так, только планируемое увеличение номерного фонда в Санкт-Петербурге до 34000 номеров потребует (исходя из норм практики) специалистов общим числом 25-35 тыс. человек (в зависимости от звездности, объема и качества дополнительных услуг). При этом необходимое число специалистов со средним профессиональным образованием составит 17 — 25 тысяч. К сожалению, решение данной проблемы значительно затруднено в связи с тем, что подавляющее число средних учебных заведений, готовящих специалистов в области гостеприимства, подчинено различным ведомствам и Министерствам, а не Комитету по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга. Подготовка кадров для индустрии гостеприимства в этих учреждениях ведется исключительно на коммерческой основе. В связи с этим представляется целесообразным предусмотреть государственный заказ на подготовку указанных специалистов на конкурсной основе среди всех средних учебных заведений, включая негосударственные.
  3. Учитывая увеличение числа иностранных туристов в Санкт-Петербурге в преддверии проводимого в 2018 г. Чемпионата мира по футболу, а также строительства гостиниц, необходимо при подготовке специалистов со средним специальным образованием предусмотреть прохождение ими зарубежной практики для освоения международных стандартов качества гостиничных услуг.

Предлагаемая программа развития туризма и гостиничного хозяйства в Санкт-Петербурге должна включать следующие основные разделы:

  1. Формулировка цели и задач программы (на основе аналогового и сценарного метода).
  2. Разработка основных направлений и механизма реализации программы: развитие системы государственного регулирования и поддержки индустрии туризма и гостиничного хозяйства; развитие материально-технической базы индустрии туризма и гостиничного хозяйства; маркетинг и продвижение продукта гостиничного комплекса Санкт-Петербурга; определение основных направлений развития туризма; обеспечение безопасности туристов в Санкт-Петербурге; научно-методическое обеспечение, подготовка кадров; определение основных технико-экономических условий для реализации программы.
  3. Определение необходимых ресурсов и источников финансирования.
  4. Оценка ожидаемого результата от реализации программы.

Грамотно построенная программа развития туризма и гостиничного хозяйства как отдельного инвестиционного проекта выступает фактором эффективной реализации всей программы.

Список литературы:

  1. Филипповский В.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства – М.: Финансы и статистика, 2007. – 173 с.
  2. Печерица Е.В. Позиционирование предприятий индустрии гостеприимства в условиях конкуренции : монография. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, 2010. – 163 с.
  3. Никифоров И.В. Стратегия управления инвестиционной привлекательностью в гостиничном бизнесе. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2012. — 131 с.
  4. Пекарская О.А. Эффективность управления гостиничным предприятием//Материалы Международной научно-практической конференции «Современное общество: образование и наука». Часть 5. – Тамбов: Издательство ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. — С. 113 – 118.
    Современные тенденции развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга и факторы его совершенствования
    Written by: Пекарская О.А.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/10/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook