30 Апр

Современное состояние инфраструктуры регионального дорожного строительства




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Выдвижение в качестве важнейших государственных приоритетов сферы дорожного строительства, как это определено в Посланиях Президентов Российской Федерации и Республики Казахстан, отвечает насущным требованиям момента. В частности, в ноябрьском, 2014 года, обращении к народу Н.А. Назарбаев еще раз отметил, что «нужно реализовать основные автодорожные проекты», поскольку «дороги — это линии жизни для Казахстана» [1].

Инфраструктура регионального дорожно-строительного комплекса представляет собой, по нашему мнению, совокупность экономических агентов, деятельность которых прямо или косвенно связана с проектированием, финансированием, сооружением, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог в регионе.

Рисунок 1. Инфраструктура дорожно-строительного комплекса

В настоящее время состояние инфраструктуры регионального дорожного строительства в Республике Казахстан осложнено следующими проблемами:

— срок службы дорожных асфальтобетонных покрытий в Казахстане (и в Российской Федерации) в 3-4 раза меньше, чем в развитых европейских странах, что во многом объясняется неудовлетворительным качеством битумов, используемых при строительстве автодорог;

— соответственно низкие сроки межремонтного периода эксплуатации автомобильных дорог;

— недостаток обеспечения дорожно-строительных компаний Казахстана высококачественным битумом (в настоящее время Казахстан занимает 117-е место из 144 стран по качеству дорог);

— повсеместное несоответствие фактических сроков осуществления дорожно-строительных работ утвержденным на проектной стадии (в том числе – и за несвоевременных поставок дорожно-строительных ресурсов).

В сферу прямого влияния дорожно-строительного комплекса, согласно данным рис. 1, кроме до­рожных организаций, входят также предприятия промышленности строительных материалов, дорожного машиностро­ения, нефтепереработки, транспорта и ряда других отраслей, обеспечивающих поставку и транспортировку продукции для дорожного строительства.

Решение проблем дорожно-строительного комплекса в Казахстане значительно облегчилось с введением в 2013 году в строй действующих предприятий Актауского битумного завода в Мангистауской области (владелец предприятия — ТОО «СП «Caspi Bitum»).

Это первый отечественный нефтеперерабатывающий завод, построенный в Казахстане в годы независимости.  Его основной продукцией являются инновационные морозо-, тепло- и износоустойчивые дорожные битумы с улучшенными характеристиками.

На протяжении пяти лет, предшествовавших строительству завода дорожных битумов, цены на дорожно-строительные материалы росли в регионе ежегодно в среднем на 12%. А ведь на долю строительных ресурсов приходится более половины (до 65%) от всех объемов финансовых средств, выделяемых на реализацию дорожно-строительных проектов.

За первый же год работы завод выпустил 131 тыс. тонн дорожных битумов, что составляет объем, необходимый для строительства порядка 400 км 2-х -полосной автодороги 2-й категории.

С выходом завода на проектную мощность и с учетом продукции других отечественных производителей полностью покрываются потребности страны в дорожном битуме, больше не предполагается поставок битума из России в расчете на полное обеспечение потребностей Казахстана за счет собственной базы производства.

Битум — важнейший компонент состава асфальтобетонной смеси, именно от него зависит уровень дорожного покрытия и, следовательно, качество автодорог. А от потребительских свойств дорог непосредственно зависят все основные технико-экономические показатели работы автомобильного транспорта: производительность автомобилей, расход топлива, износ шин, затраты на обслуживание и ремонт, себестоимость перевозок и др.

Эффективность использования актауского битума для строительства автомагистралей региона обосновывается и подтверждается также данными таблицы 1.

Таблица 1.

Основные характеристики Актауского битумного завода

1

2

1 Участники, срок,

стоимость проекта

2008- декабрь 2013 гг. 300 млн. долларов США.

АО «Каражанбасмунай», АО НК «КазМунайГаз» (в лице АО «Kazakhstan Petrochemical Industries»), «CITIC Group» (КНР); консорциум Подрядчиков АО «НГСК «КазСтройСервис» и ТОО «CITIC Construction»

2 Исходный материал Высокосмолистая нефть месторождения Каражанбас в объеме порядка 1,0 млн.тонн/год, поставка — по магистральному нефтепроводу «Каражанбас — Актау-Актауский битумный завод».
3 Ежегодный объем производства 400 тыс. тонн окисленных и 120 тыс. тонн полимерно-модифицированных дорожных битумов

15 тыс. тонн бензиновой фракции

230 тыс. тонн керосиново-дизельной фракции

220 тыс. тонн вакуумного газойля.

4 Технология Переработка нефти с получением окисленных и модифицированных дорожных битумов с помощью оборудования ЭЛОУ-АВТ.

Суточный объем переработки нефти – 3 тыс. тонн, из которых производится 1 тыс. тонн битумов.

5 Стандартизация Соответствие требованиям СТ РК 1373-2013 и лучшим международным образцам.
 

 

6

 

 

Инновационная составляющая

Полимерно-модифицированный битум (марок БНД 60/90 и БНД 90/130) за счет улучшенных характеристик по тепло-, морозо- и износостойкости продлевает срок службы асфальтобетонных покрытий в 1,5-2 раза.

Новейшая технология по рас­фасовке битума в одноразовую транспортную тару  двух видов — Биг-Беги (1000 кг) и пла­стиковая упаковка (40 кг).

 

7

 

Выгодо-получатели

Строительство международной автотрассы Западная Европа — Западный Китай, автодорог республиканского значения Шымкент — Кызылорда, Астана — Павлодар, Астана — Темиртау, Атырау — Актау. В настоящее время – строительство автотрассы Шетпе -Жетыбай –Актау (470 км).
  Перспективы Поставки в Азербайджан, Китай, Грузию и Узбекистан.

Рассматривается проект поставки дорожно-строительным организациям плавильных битумных установок с производительностью печей 4-5 тонн/час.

 

8

Количество созданных рабочих мест При строительстве – 490 единиц;

При эксплуатации — 286 единиц:

При  расширении производства – дополнительно 100 единиц.

Примечание: составлено автором по данным источника [2]

По информации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, потребность национальной автодорожной отрасли в битуме для ремонта старых и строительства новых автодорог республиканского значения в период  2008-2010 годов составляла 350 тыс. тонн. В последующий период  эта цифра возросла до 700 тыс. тонн в год и продолжает увеличиваться в связи с активным развитием дорожно-строительного комплекса РК. В 2013 году в Казахстане было произведено всего 65 тыс. тонн битумного материала [3] .

Таким образом, наличие в регионе собственного производства  дорожно-строительных материалов способствует:

— удовлетворению спроса и насыщению внутреннего рынка страны и региона битумной продукцией  (согласно прогнозам, новое предприятие сможет удовлетворить 70% перспективной потребности Республики Казахстан в дорожном битуме);

— снижению материальной составляющей себестоимости возведения и реконструкции региональной дорожной сети;

— повышению капитальности и прочности дорожных одежд, сокращению фактических затрат на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог;

— снижению уровня износа дорожных одежд  и увеличению межремонтного срока эксплуатации автодорог до 12 лет за счет применения современных технологии строительства на базе актауского битума: щебеночно-мастичный асфальтобетон и стабилизирующий слой с добавлением цемента – дорзин, защитный слой износа типа «микросюрфейсинг»;

— росту соответствия технических и транспортно-эксплуатационных характеристик дорожной сети требованиям международных стандартов;

— своевременности проведения текущих ремонтов автострад и ускорению сроков капитального дорожного строительства в силу близости и круглогодичности поставок битума в твердом состоянии;

— увеличению качества производства дорожно-строительных работ за счет сохранения всех исходных физико-химических свойств битума, благодаря избеганию потери качества при транс­портировке, а также за счет использования самых современных материалов и применения новейших технологий.

Дорожно-строительные проекты всегда являются крупномасштабными, поэтому их реализация оказывает воздействие на все региональные социально-экономические, транспортные, производственные,  экологические и иные системы, порождая в них положительные эффекты. Это особенно актуально в условиях рецессии экономики, медленного восстановления темпов экономического роста.

В целом, расширение числа участников инфраструктурной составляющей регионального дорожно-строительного комплекса дает эффект удовлетворения дорожно-транспортных потребностей и отвечает актуальным задачам ускоренной диверсификации отраслевых секторов экономики региона.

 

Библиография

  1. Назарбаев Н.А. «Нұрлы жол – путь в будущее». Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 11 ноября 2014 г.
  2. Электронный ресурс – Режим доступа: http://24.kz/ru/news/regions/item/10405-bitumnyj-zavod-v-aktau-narashchivaet-tempy-proizvodstva.
  3. Бутырина Н. Актауский битумный завод вышел на проектную мощность // Панорама. — 14.ноября 2014 г.
    Современное состояние инфраструктуры регионального дорожного строительства
    Written by: Кошимова Мира Амирхановна, Балниязова Кунслу Гаррыгуловна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/05/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook