26 Мар

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Информатизация общества в России представляет собой неотъемлемую часть процесса информатизации мирового сообщества в целом и тесно связана с процессом глобализации.

В современной России сохраняется отставание от стран-лидеров по информатизации. Опираясь на успешное использование программно-целевого подхода в информатизации общества в таких странах, как Германия, Ирландия, Франция, США, Южная Корея и других, Россия также обратилась к применению программно-целевого подхода для вывода страны на мировой уровней по данному показателю [1, с.159].

Важной характеристикой применения программно-целевого подхода в информатизации общества выступает ее стремительное развитие и охват практически всех сфер общественной жизни, поэтому она имеет стратегическое значение для экономики страны. Такой характер информатизации обуславливает первую методическую проблему применения программно-целевого подхода в информатизации общества, которая заключается в большом количестве действующих целевых программ на разных уровнях.

В настоящее время разработка и реализация целевых программ по информатизации общества в России происходит согласно четырем основным стратегическим документам, утвержденным Президентом и Правительством Российской Федерации в период с 2008 года по 2013 год. Одной из важнейших среди целевых программ в сфере информатизации общества является государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)».  Кроме того, программно-целевой подход в информатизации общества осуществляется через ведомственные и региональные целевые программы.

В связи с широким спектром целевых программ, возникают сложности с проведением комплексной оценки эффективности информатизации общества в России. Для решения данной проблемы, на взгляд автора, необходимо представить целевые программы по информатизации общества в более систематизированной форме, например, аналогично тому, как представлены целевые программы по развитию инноваций в России на соответствующем интернет-портале. При этом необходимо показать соподчиненность целей и задач целевых программ, что является важнейшим признаком применения программно-целевого подхода.

При осуществлении мониторинга реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)»   применяется методика, разработанная в соответствии с пунктом 40 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588.

Подчеркнем, что в рамках данного методологического подхода эффективность выполнения программы рассматривается как степень достижения запланированных результатов при условии соблюдения обоснованного объема расходов.  В то время как в экономике аналогичное определение дается понятию результативности.

Степень  достижения запланированных результатов оценивается по трем параметрам:

  1. Соотношение плановых и фактических значений показателей решения задач и выполнения подпрограмм;
  2. Выполнение мероприятий программы и подпрограмм в соответствии с планом реализации программы — соблюдение сроков и соответствие фактического результата ожидаемому;
  3. Соотношение планового и фактического объема финансирования мероприятий программы и подпрограмм.

Используемые в настоящее время в России методики оценки эффективности применения программно-целевого подхода в информатизации общества не предполагают расчет непосредственного экономического эффекта от информатизации.

Экономический эффект от информатизации общества может рассчитываться, как суммарный прирост прибыли организаций за счет экономии расходов и увеличения выручки. Пути достижения такого эффекта могут быть через экономию за счет увеличения производительности труда, а также сокращения расходов на осуществление документооборота и через другие показатели, зависящие от особенностей работы организации. Также необходимо оценивать социальный и экологические эффекты, а само внедрение информационных технологий, на взгляд автора, не должно рассматриваться как эффект информатизации общества.

Стоимостная оценка экономического эффекта от применения программно-целевого подхода в информатизации общества присутствует в аналитических отчетах, касающихся зарубежных целевых программ. Например, в результате реализации Стратегии электронного правительства, в 2006 году Министерство сельского хозяйства США опубликовало отчет, в котором была обнародована его экономическая выгода от реализации программы интегрированной системы электронных закупок, составившая 8 423 213 долларов [2].

Кроме того, при реализации программно-целевого подхода в информатизации российского общества наблюдается проблема отставания внесения изменений в нормативно-методическую базу. Например, Федеральный закон «Об электронной подписи» появился лишь в апреле 2011 года через 11 лет после начала действия программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Хотя соответствующие задачи находят свое отражение в целевых программах, оценить результативность таких мероприятий сложнее, чем результативность внедрения информационных технологий. Корректировка  показателей выполнения данных задач выступает еще одним направлением для совершенствования методики оценки результатов данных целевых программ.

В настоящее время при оценке целевых показателей не учитывается использование при этом отечественных или зарубежных информационных технологий. Выделение в Государственной программе «Информационное общество Кузбасса» на 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19 сентября 2014 г. № 367, в отдельную подпрограмму «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в транспортной сфере Кемеровской области» является уникальной особенностью данной программы. Однако по результатам на 1 июля 2015 года ее выполнение практически срывается, в то время как показатели, связанные с закупкой и внедрением зарубежных информационных технологий, выполняются в целом успешно, что затрудняет следование экономики курсу импортозамещения. На взгляд автора, именно разграничение в методике оценки эффективности показателей по внедрению отечественных и зарубежных информационных технологий способно плодотворно повлиять на решение данной проблемы.

В завершении статьи необходимо резюмировать основные направления совершенствования методики оценки эффективности применения программно-целевого подхода в информатизации общества:

  1. Формирование системы комплексного представления результатов целевых программ разных уровней;
  2. Разграничение показателей эффективности и результативности целевых программ;
  3. Совершенствование показателей обновления нормативно-правовой базы;
  4. Разграничение целевых показателей внедрения отечественных и зарубежных информационных технологий.

В дальнейшем в исследовании планируется развитие данных направлений с целью разработки рекомендаций по совершенствованию методики оценки эффективности применения программно-целевого подхода в информатизации общества в России.

Список литературы:

  1. Лисичкин В.А., Вирин М.М. Формирование информационного общества: проблемы и перспективы: монография. М.: ИСПИ, 2008. – 272 с.
  2. Сединкин М.А. Возможности применения зарубежного опыта формирования электронного правительства в России// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.М., 2011.№ 3

Научный руководитель — д-р экон. наук, профессор Е. А. Федулова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье описан опыт использования программно-целевого подхода в информатизации общества в России и за рубежом. Целью исследования является выявить основные направления совершенствования методики оценки эффективности этого процесса. Для ее достижения были использованы сравнительный анализ, синтез, аналогия, дедукция и индукция. В результате исследования были разработаны четыре основные направления совершенствования данной методики.
Written by: Ашмарова Ольга Викторовна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 12/23/2016
Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
Available in: Ebook