22 Сен

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Сложившаяся в России система разграничения расходных полномочий в целом соответствует потребностям социально-экономического развития страны. Сфера образования в этом отношении не является исключением. В настоящее время расходы, связанные с высшим профессиональным образованием, преимущественно финансируются из федерального бюджета. Средне-специальное, общее, дошкольное и дополнительное  образование отнесены к вопросам ведения органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Особое значение для государства и его стабильного развития имеет устойчивость системы общего среднего образования. Достаточное финансирование школ, детских дошкольных учреждений, а также различных организаций дополнительного образования позволяет заложить основы успешного существования государства. Ведь человеческий капитал играет решающую роль в обеспечении инновационного развития страны. В этой связи вопросы оценки деятельности системы  финансирования расходов на образование   на муниципальном уровне,  а также проблема оптимизации образовательных расходов  видятся весьма актуальными.

В современных условиях под оптимизацией категорически нельзя понимать сокращение количества бюджетных учреждений. Сегодняшние реалии требуют   рассматривать оптимизацию как способ достижения высокого качества услуг в бюджетной сфере. В отношении образовательных учреждений речь идет о таком  подход к формированию сети, который обеспечил бы максимально комфортные условия для потребителей услуг, а также доступ к услугам  всех категорий граждан, в том числе с ограниченными  возможностями.

Рассмотрим состояние системы  финансирования образования на муниципальном уровне  на примере бюджета городского округа Мичуринск Тамбовской области. Проанализируем долю расходов на образование в городском бюджете (таблица 1).

Таблица 1.

Доля расходов на образование в бюджете  городского округа Мичуринск Тамбовской области на 01.01.2016

Показатели 2013 год 2014 год 2015 год Отклонение 2015 года от 2013 года, +, —
Расходы всего, млн. руб. 988,6 1155,6 1348,8 +360,2
Расходы на образование, млн. руб. 689,5 839,3 742,1 +52,6
Доля расходов на образование в бюджете, % 69,7 72,6 55,0 -14,7

Таким образом, общие расходы на образование города Мичуринск составляют в среднем за три года более 65 %. Их существенный рост  в 2014 году  связан со строительством нового детского сада. Некоторое снижение доли расходов на образование в 2015 году объясняется увеличением финансирования  раздела «Национальная экономика» (значительные средства были выделены на  ремонт дорог).

Динамика расходов на образование городского округа Мичуринск отражена в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика расходов на образование бюджета городского округа Мичуринск Тамбовской области за 2013-2015 годы, млн. руб.

Показатели 2013 год 2014 год 2015 год Отклонение 2015 года от 2013 года, +, —
Расходы на образование, всего 689,5 839,3 742,1 +52,6
В том числе:

-дошкольное образование

253,1 361,9 248,9 -4,2
-общее образование 377,4 421,5 434,1 +56,7
-молодежная  политика 3,5 3,7 3,7 +0,2
-другие вопросы в области образования 55,5 52,2 55,4 -0,1

Данные показывают, что   на общее образование  выделяется более половины всех средств.  Также значительны расходы на дошкольное образование (в среднем за три года 37,7 %). В отношении учреждений дополнительного образования, которые   включены в подраздел «Другие вопросы в области образования», за последние годы не наблюдается роста расходов,  а их доля незначительна (в среднем 7,3 %).  Это говорит о том, что по-прежнему ощущается острая нехватка средств местных бюджетов.  Вместе с тем, для развития  муниципалитетов, укрепления их статуса важным является  наличие широкого спектра учреждений дополнительного образования. В Мичуринске-Наукограде РФ  сформировалась уникальная система таких учреждений, позволяющих всесторонне развивать у подрастающего поколения  творческие и физические способности. В отношении учреждений дополнительного образования важным направлением укрепления финансовых основ  является привлечение внебюджетных источников, в том числе спонсорских средств, а также участие в конкурсах различного уровня на получение грантов.

Укрепление доходов местных бюджетов в целом позволит выделить дополнительные средства на образовательные цели. В свою очередь рост расходов на образование на муниципальном уровне не только обеспечивает качество бюджетных услуг, но и имеет серьезное общегосударственное значение. Вложения в образование относятся к весьма перспективным инвестициям. Высокий уровень подготовки школьников предоставляет более широкие возможности в сфере профессиональной подготовки. В конечном итоге это будет способствовать повышению уровня жизни граждан и тем самым достижению стабильного развития экономики и социальной сферы как отдельных муниципалитетов,  так и государства в целом.

Список литературы:

1.Климанов В.В., Бабко  Н.В.  Подушевое финансирование в общем среднем образовании/В.В. Климанов, Н.В. Бабко// Финансы. – 2007. — № 2. – С. 12 — 15

2.Методические рекомендации по внедрению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в отраслевом аспекте (образование) – М.: Издательство «Дело», 2010. – 40 с.

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
Финансирование образования выступает необходимым условием успешного социально-экономического развития как регионов, так и страны в целом. На уровне муниципалитетов расходы на образование сконцентрированы в области общего, дошкольного и внешкольного образования. Вопросы оптимизации таких расходов в условиях финансовой нестабильности являются весьма актуальными и перспективными.
Written by: Кириллова Светлана Серафимовна
Published by: Басаранович Екатерина
Date Published: 12/08/2016
Edition: euroasia-science_30_22.09.2016
Available in: Ebook