27 Фев

СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КАТЕГОРИИ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ» В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Категория «эффективность» является одной из самых распространённых в теории и в практике хозяйствования на разных уровнях. В настоящее время данная категория широко применяется в отношении самых разнообразных явлений и процессов: макроэкономики, отрасли, предприятия, проекта, трудового коллектива или отдельного менеджера, расходов бюджета и др.

Эффективность в современной экономике становится как важнейшей целью, так и приоритетным критерием принятия управленческих решений. Фактически любое экономическое исследование включает как обязательный элемент оценку эффективности [2].

Актуальность и востребованность данной тематики обусловлена рядом факторов: закономерным увеличением числа и качества потребностей, обострением конкурентной борьбы за ресурсы и потребителя, рост соперничества между странами и корпорациями в глобальном масштабе, ужесточением экологических требований к производству во всех странах и др. Как следствие, эффективность принятия решений – важнейшее условие выживания и развития как отдельных предприятий, так и страны в целом.

Начало активным исследованиям эффективности положено в трудах классиков современной экономической теории (в частности, Д. Рикардо предлагал рассматривать эффективность в целом через соотношение результатов и затрат ресурсов – наиболее распространенный подход). Позже появилось общепринятый критерий эффективности В. Парето: «эффективность – это такое состояние системы, при которым улучшение положения любого ее элемента невозможно без ухудшения положения других» [4]. Этот подход представляет большой интерес на методическом уровне, но практически бесполезен при принятии конкретных решений.

В 20 веке исследование эффективности развивается, главным образом, на прикладном уровне, то есть на уровне отдельных предприятий и хозяйственных решений, появились общепринятые методы оценки эффективности инвестиционных проектов, финансирования, деятельности предприятия за определенный период времени и др. Наиболее развитыми являются методики оценки эффективности хозяйственной деятельности по данным финансовой отчетности, так как здесь используются объективные критерии и показатели [1].

В конце 20 – начале 21 века стали активно внедряться в практику методы оценки эффективности с использованием как количественных, так и качественных показателей («сбалансированная система показателей», «ключевые показатели эффективности» и др.). В настоящее время появляются методы оценки эффективности регионов и должностных лиц, социальных процессов, развиваются технологии аудита эффективности государственных расходов и др.

Можно отметить основную тенденцию исследований – с ростом актуальности какого-либо социально-экономического процесса появляются методики оценки его эффективности. Так, с усилением роли науки в современном обществе в 60-70-х годах 20 века появились целые системы оценки эффективности науки и инноваций, получившие статус международного статистического стандарта («Руководство Фраскати»). С увеличением расходов государства на социальные цели развиваются технологии «аудита эффективности», появляются методы оценки эффективности образования, системы здравоохранения, спорта и др.

Исследование факторов повышения эффективности экономики и конкретных управленческих решений развивалось параллельно с исследованием основной «проблемы» экономики – неограниченность потребностей и ограниченность ресурсов. Эффективное решение – это решение, которое позволяет добиваться лучшего результата с использованием меньшего количества ресурсов, либо при заданном количестве ресурсов получить наилучший результат [3].

Такой подход является преобладающим. В качестве результата в зависимости от уровня решений могут быть: доход, прибыль, доля рынка, уровень доходов населения, ВВП, промышленное производство и др. Ресурсы – это размер затрат, рабочее время, размер основных и оборотных средств и др. Среди показателей измерения эффективности можно отметить:

  • на уровне государства – прирост ВВП, уровень инфляции, темп роста доходов населения, состояние платежного баланса и др.;
  • на уровне предприятия – рентабельность, уровень прибыли, темп роста доходов и др.

В качестве факторов роста эффективности на макроуровне рассматриваются: наличие природных, географических и рекреационных ресурсов, состояние человеческого капитала, степень государственной поддержки экономики и состояние конкуренции, уровень развития науки.

Факторы на уровне предприятия: размер капитала, близость к источникам ресурсов, состояние спроса, уровень вложений в инновации, применяемые технологии, качество менеджмента.

С течением времени представления об эффективности и факторах существенно меняются. Так, если в 19 – первой половине 20 веков основными показателями эффективности были количественные (ВВП, размер инвестиций, сальдо платежного баланса и т.п.), то с середины 20 века в практику стали активно внедряться качественные показатели – состояние науки и инноваций, экологические показатели, целый ряд социальных индикаторов – продолжительность жизни, уровень заболеваемости и др. [5].

Однако, до настоящего момента общепринятым макроэкономическим индикатором остается экономический рост, который измеряется через темп прироста ВВП. Показатель широко применяется как внутри страны, так и в международной статистике.

Актуальность современных исследований эффективности обусловлена отставанием существующего инструментария анализа от состояния социума и от потребностей управления.

В настоящее время проблема оценки эффективности решается на отраслевом и ведомственном уровне, а также на уровне отдельных компаний. Вошли в оборот такие понятия, как «эффективный регион», «эффективный руководитель», «эффективная команда», «эффективный вуз» и др. Разрабатываются целые системы показателей для оценки социально-экономических объектов и отдельных лиц. При этом часто на практике деятельность оцениваемого объекта сводится не к производству необходимых обществу результатов, а к формальному достижению установленных показателей и критериев.

Есть проблемы и разногласия с оценкой эффективности на уровне макроэкономики – применять единые подходы и критерии становится невозможно. Развитые страны подходят к границе исчерпания возможностей экономического роста, традиционные инструменты его стимулирования (кредитование, поддержка малого бизнеса, привлечение дешевой рабочей силы, приток природных ископаемых из развивающихся стран, продвижение государством интересов крупных корпораций) также ограничены. Более того, разработанные критерии экономической эффективности на основе ВВП быстро устаревают и слабо учитывают реалии современного общества и специфику отдельных стран и регионов.

Принятые в мировой практике индикаторы измерения эффективности практически не могут учесть целый ряд особенностей страны и отдельных компаний. Так, эффективность в развитой экономике и развивающейся не могут трактоваться одинаково (например, прирост ВВП в 2% для большой экономики – это десятки миллиардов, а в малой – может оказаться просто незаметным). В развитых странах практически решены проблемы потребления основных товаров, в бедных странах остры проблемы голода и нехватки питьевой воды. Поэтому управленческое решение, которое устраняет проблему питьевой воды в стране с засушливым климатом, является достаточно эффективным, что может применяться для оценки работы государственных органов. В стране с избытком водных ресурсов (например, в России) такое решение является не актуальным.

Эти рассуждения применимы и для компаний:

  • что эффективно для малого предприятия, может оказаться неприемлемым для крупного монополиста;
  • эффективное решение в некоммерческой организации может являться неприемлемым для коммерческой и т.д.

На наш взгляд, сегодня назрела потребность разработки интегрированного подхода к методологии оценки социальной и экономической эффективности как взаимосвязанных и взаимозависимых категорий. Формирование такого подхода к оценке эффективности призвано устранить существующий разрыв между применяемыми подходами и потребностями практики. Это позволит сформировать дифференцированный аппарат оценки результативности принимаемых управленческих решений на разных уровнях, а также повысить их качество. Необходимо рассматривать эффективность в 4 аспектах:

  1. эффективность субъекта, характеризующая систему принятия решений (процесс делегирования власти, уровень подготовленности, система контроля, процесс выработки целей);
  2. эффективность воздействия на объект (процесс передачи информации, методы администрирования и текущего контроля, система стимулирования);
  3. эффективность протекания процесса (скорость достижения результата, уровень транзакционных издержек, способность системы к адаптации и развитию);
  4. эффективность объекта (измерение результата).

Таким образом, эффективность в целом характеризует систему принятия управленческих решений. Измерение эффективности не может быть единым для всех стран, отраслей, компаний и других социально-экономических институтов. Методики оценки эффективности, набор показателей должны учитывать: уровень развития страны и ее место в глобальной экономике; наличие и степень развития ресурсов; этап жизненного цикла предприятия; желаемые цели и интересы руководителей, работников, потребителей, контрагентов и др.

Список литературы:

  1. Карнач Г.К. Социально-экономическая среда и ее влияние на эффективность хозяйственной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Казань: Казанский государственный университет, 2002. – 172 с.
  2. Кузнецова Ю. А. О сущности категории «эффективность» в контексте территориального развития // Молодой ученый. – 2015. №8. – С. 558-562.
  3. Лимарева Ю.А., Лимарев П.В. Эволюция категории «эффективность» в экономической науке // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. – 2014. № 4 (5). – [Электронная версия] – Режим доступа: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1169 (дата обращения: 01.03.2016).
  4. Осипова Е.В. Социология Вильфредо Парето: политический аспект. – СПб: Алетейя. 2004. – 160 с. – (Серия «Левиафан: Государство. Общество. Личность»).
  5. Птушенко А. К вопросу о понятиях и критериях эффективности экономики // Общество и экономика. – 2004. № 10. – С. 157–167.
    СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КАТЕГОРИИ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ» В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
    Рассматриваются подходы к определению категории «эффективность», про-слеживается развитие представлений об эффективности. На основе сравнения различных подходов предлагается концепция интегрированного подхода к измерению эффективности с учетом комплекса факторов внешней среды.
    Written by: Карнач Геннадий Казимирович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/28/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook