31 Окт

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КАЗАХСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современном развитии общества понятие цивилизации проанализировано со всех сторон, является научным определением, но сказать о том, что оно полностью исследовано, выведено на прямую дорогу, еще трудно. На сегодня множество исследований понятий «теория цивилизации», «цивилизованное сознание», «цивилизованная программа», «национальная цивилизация», «цивилизованный путь» и т.д. показывают расширение области цивилизации и уровень развития человеческого сознания. Традиции и последовательность категории в процессе цивилизации, их взаимосвязь, тенденции развития, анализ с исторической точки зрения современного содержания контекста цивилизации и опыта казахстанской цивилизации являются необходимыми для сегодняшнего состояния цивилизации. Общественно-культурные, экономические изменения, происходящие в нашей стране, и оптимальное решение социальных проблем требует у личности образования и квалификации, деятельности и мастерства, способностей и осознанности высокого уровня культуры управления групповым, коллективным сознанием. Отвечающая требованиям личность должна выбрать цивилизованный путь, потому что мировое сообщество находится на цивилизованном пути.

В казахском обществе можно найти искры азиатской и европейской культуры и цивилизации. Если посмотреть со стороны национального менталитета, гостеприимство, присущее казахам, стало самым удобным для того, чтобы представители других народов смогли ужиться среди казахов. С религиозной точки зрения быстрое восприятие казахов или быстрое доверие другим стало для других народов показателем хорошего, эффективного  качества. В ведении хозяйства, совмещавшего азиатский и, через русских, европейские методы производства, чувствовалось национальное своеобразие, своя методика. В этом своеообразии собрались все перечисленные выше качества, как-будто создался «степной» образ.  Однако, нужно признать, что консервативный тип хозяйства и присущие этому общестенные отношения замедляли темп продвижения общественно-культурного прогресса. В мировой истории восточный тип цивилизации появился еще в глубокой древности и история казахов принимала в ней самое непосредственное отношение, поэтому отечественные исследователи проявляют особый интерес этому направлению и глубоко исследуют его.

Казахские просветители улучшение положения казахского народа, социальный и экономический прогресс связывали с влиянием более цивилизованной России. Они выступали поборниками дружбы с русским народом, пропагандировали русскую культуру и науку. В то же время передовая казахская интеллигенция видела и отмечала проблемы и противоречия царской России, критиковала ее колонизаторскую политику, грабительскую деятельность российских чиновников. В научных и публицистических статьях просветителей отразились политические события, коренным образом изменившие судьбу казахского народа, в том числе  рассматривалась и  хозяйственно – экономическая деятельность.

В трудах И. Алтынсарина (1841-1889) и А. Кунанбаева (1845-1904)  отражены значение науки и образования в жизни общества, роль труда и трудового воспитания, оседлости и земледелия для подъема хозяйственного благосостояния. По их мнению, знание, наука и искусство способны избавить народные массы от притеснений со стороны власть имущих и тем самым способствовать совершенствованию общественно–экономической жизни, достижению подлинного прогресса. Абай считал, что подлинное неиссякаемое богатство – это искусство, учиться ему – самое благородное дело. Казахские просветители создали богатейшее теоретическое и культурное наследие, оставившее глубокий след в истории и оказавшее огромное влияние на последующие поколения.

Во многом в противовес политике царизма в Казахстане усилилось движение, отстаивающее национальные интересы. Лидеры этого направления А. Байтурсынов, А. Бокейханов, М. Жумабаев и др. консолидировались вокруг общенационального издания газеты «Казах» и составили позднее костяк партии «Алаш». Они критиковали царскую колонизаторскую политику и выступали за создание независимой и самостоятельной государственности казахского народа. А. Байтурсынов  писал, что «у киргиз нет ни капитализма, ни классовой дифференциации, даже собственность не так сильно разграничена как у других народов» [1, 3-4с.]. Он считал, что основное противоречие в казахском обществе лежит не между богатыми и бедными, а между национальными интересами и царским колониальным режимом.

Ссылаясь на  теорию Ф.Листа (родоначальника исторической школы), лидеры «Алаш» боролись против насильственного насаждения новых социальных форм и отношений, предлагали сохранить кочевое скотоводство. Их взгляды основывались на анализе факторов, определяющих развитие хозяйства: природные условия Казахстана, искусность народа таковы, что им соответствует именно кочевое хозяйство. Переход к новым формам хозяйствования, в частности, к оседлому земледелию, должен происходить постепенно, а не скачкообразно. Нельзя сказать, что они были категорически против оседлости, наоборот показали возможность и выгодность сосуществования последнего с кочевым скотоводством. Интенсивное развитие скотоводства в конкретно – исторических условиях, по их мнению, стимулирует развитие таких отраслей экономики, как кожевенная и обрабатывающая промышленность.

Труды восточных мыслителей нашли широкую поддержку и среди казахских философов. Они по-своему исследовали теорию цивилизации, постарались дать собственное своеобразное понятие о развитии очагов цивилизации. Казахский ученый  А. Байтурсынов понимал классификацию цивилизации главным образом как географические факторы, то есть, как  климат, песок земли, воду, природные богатства, животный мир, демографию. Казахский ученый так характеризует первоначальные условия развития цивилизации: «Прошло много веков с изменением хозяйства, с переходом хозяйства с одного вида на другой. Это на Европейском языке называют эволюцией. Мирские дела двигаются вперед не прыжками, двигаются путем эволюции, постепенно меняясь» [2, 67 с. ]

 А. Байтурсынов сделал анализ эволюционного пути цивилизации. Ученый приходит к своеобразной мысли: «самым видным делом на свете является способ существования человека. Этот способ существования начался  с топора, вытесанного из камня, и дошел сегодня до бесчисленного множества орудий. Начиная обитать в глубоких пещерах, он сегодня владеет великолепными дворцами, спорящими своей высотой с небом. Эти деяния  на пути поиска средств существования человечества мы называем профессией, приемы, созданные орудием, мастерством» [2, 111 с.] А.Байтурсынов доказывает безосновательность суждения о том, что оседлость есть обязательное условие достижения культуры. Он делает большой научный вывод о том, что механизм казахской экономики связан вместе с изменениями в хозяйстве, с закономерностями эволюционного развития, с условиями природы, с плотностью населения, с мастерством, культурой, государственной политикой.

Ученый-просветитель И.Алтынсарин, исследовавший национально-культурные ценности, придерживаясь примеров мыслителей прошлых, предложил казахскому народу свой образец цивилизации, это был путь развития, основанный на знании и науке. Он считал, что прямым путем к цивилизации может служить совершенствование среди народа знаний и науки, культуры и достижения высот через беседы, отношения, поэтому нужно учиться у передовых народов, следовать хорошим обычаям. Вместе с этим, призывая казахов к оседлости, мечтал о занятиях какой-нибудь определенной профессией, написал с этой целью множество учебно-воспитательных рассказов, призывал молодежь к трудолюбию, к освоению профессии, к целеустремленности.  Придерживался принципов, что жизнь человека, занятого ремеслом, будет праведной и легкой для восприятия новой жизни [3, 192 с.].  С этими мыслями И.Алтынсарина перекликаются предложенные великим казахским мыслителем Абаем пути занятия торговлей, ремеслом, искусством и знаниями. Абая глубоко волновали вопросы нахождения казахским народом своего места в мировой цивилизации. С этой целью он подверг жесткой критике недостатки казахского общества своего времени.

Шаги цивилизации в дальнейшем были полностью связаны с историей денег и нашли продолжение в открытии кооперации, заводов и фабрик. В свое время кооперацию поддержал М. Дулатов, который особо выделил эффективность совместного труда. М. Сералин в своих трудах, поднимая важные проблемы перехода казахского народа к оседлому образу жизни, к занятию земледелием и интенсивному ведению скотоводческого хозяйства, доказал объективную необходимость данных вопросов.

 Интенсивное развитие производительных сил, постепенное усиление капиталистических отношений принесли в казахское общество искры азиатской и европейской культуры и цивилизации. Казахские качества, присущие национальному менталитету, дали возможность представителям других народов быстро прижиться среди казахов. Восприимчивость, доверчивость и чувствительность казахов были достаточно полезными для представителей народов извне. Так в казахской степи нашли свое продолжение культурные диалоги и трансформации, обмен и взаимоотношения цивилизации, новизна и преемственность.

Получившие высшее образование в университетах Петербурга, Москвы, Варшавы, Казани: А.Букейханов, М.Дулатов, Мустафа Чокай, Ж.Аймаутов, Б.Сыртанов, Б.Каратаев, М.Тынышпаев, С.Жантурин, С.Асфендияров и другие представители национальной интеллигенции, болели душой за народ,  придерживаясь цивилизованного примера названных выше казахских мыслителей. Мысли представителей казахской интеллегенции и патриотов Независимой родины внесли свой существенный вклад в дальнейшее формирование казахского народа как цивилизованного государства. Сохраняя национальное своеообразие казахского народа, они поставили целью достичь европейской культуры, цивилизации. Не потерявшие до сегодняшнего дня своей ценности произведения казахских мыслителей направляют наше государство к экономической и нравственной независимости, к достижению высокого уровня цивилизации.

Список использованной литературы

  1. А.Байтұрсынов. Сборник статьей.- 1915.- №145.- 3-4 с.
  2. Берденова К.Л. Евразийство в экономической и этнополитической истории Казахстана.-Алматы, 1997.-С.67
  3. Кабдиев Д. Развитие экономической мысли в Казахстане (конец ХІХ-начало ХХ века).- Алматы: Казахстан, 1978.-192 с.
    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КАЗАХСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
    В статье рассматривается важность и исторический вклад казахских мыслителей в социально - экономическом развитии страны в контексте национальной цивилизации. Сюжетные перипетии казахской современной мысли раскрывают образ человека в разных аспектах и направлениях: переосмысливается природа и сущность человека, актуализируются гендерные исследования, анализируются философско-культурные основания антропологических учений, значение религиозных традиций, формирующих образ человека.
    Written by: Тулешова Гульнара Булатовна, Сапаров Елдар Кайсарулы
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook