30 Дек

СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК КВАЗИОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Сектор общественных благ занимает в настоящее время одну из приоритетных ролей в стратегическом планировании общественного развития. Выполняя функцию формирования социальной стабильности, он обеспечивает общество как базовыми институциональными условиями формирования человеческого потенциала, так и инфраструктурой для развития бизнеса [7, c. 84]

Традиционно общественное благо определяется как благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами или группой лиц независимо от того, платят люди за него или нет. Сегодня к общественным благам  относят образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту общественных интересов, гражданских прав и свобод, то есть услуги и функции, которые не могут быть предоставлены рынком и оплачены каждым индивидом в отдельности. [5]. Для анализа системы здравоохранения как общественного блага в первую очередь  целесообразно рассмотреть экономическую природу понятия «общественное благо».

Экономисты много лет назад обнаружили, что некоторые товары не могут эффективно производиться с помощью рыночного механизма, поскольку приносимая ими польза доступна всем, вследствие чего никто не заинтересован в том, чтобы платить за них. В 1950-х гг. в области общественных финансов основополагающей стала теория общественных благ, разработанная нобелевским лауреатом П.Э.  Самуэльсоном. Он в своей статье «Чистая теория государственных расходов» (1954) предполагал наличие двух категорий благ: обыкновенные частные потребительские блага (,…,), которые можно распределять между различными индивидами (1, 2,…, i,…, s) в соответствии с соотношением   и коллективные потребительские блага (,…,), которыми все пользуются сообща в том смысле, что потребление каждым индивидом такого блага не приводит к уменьшению объема потребления этого блага каким-либо другим индивидом, так что =  одновременно для каждого i-того индивида и для каждого коллективного потребительского блага [9, c. 371]. В современной науке коллективные блага получили название общественных.

Особая природа общественных благ заключается в том, что их потребление может быть только совместным и равным: чем больше достается одному домохозяйству, тем больше, а не меньше достается любому другому. Совместный спрос на общественные блага означает, что рыночный механизм не способен побудить потребителей обнаружить свои предпочтения в отношении таких благ. Но один индивид с его ограниченными средствами не может внести вклад в предоставление общественных благ просто потому, что его решение не влияет на их суммарное предложение; каждый получает выгоды от общественных благ независимо от того, платит он за них или нет [1, c. 549].

Отсюда вытекают три основных свойства, которым должно обладать общественное благо: несоперничество (потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другими), неисключаемость (невозможность исключения отдельного человека из круга потребителей данного блага) и неделимость (невозможность разделения блага на отдельные части). Блага, не обладающие этими свойствами, относят к частным.

Переполненная дорога, свободно доступная всем, является общественным благом в той мере, в которой пользование ею неограниченно, однако соперничество здесь налицо. Точно так же места в полупустом коммерческом театре являются общественными благами в том смысле, что соперничество отсутствует, однако пользование ими ограничено. В обоих случаях то, что кажется частным благом, является отчасти общественным, вследствие чего рыночный механизм может оказаться неспособным обеспечить оптимальное по Парето распределение ресурсов [1, c. 550].

Похожим образом, экономические выгоды здравоохранения являются личными и делимыми, а ресурсы, вложенные в систему здравоохранения, такие как врачи, здания и медицинское оборудование, покупаются и продаются на частных рынках, ориентированных на максимизацию прибыли. Тем не менее программы обязательного медицинского страхования здравоохранения возмещают только часть затрат на медицинскую помощь. Следовательно, здравоохранение представляет собой то, что можно назвать «квазиобщественным благом», и попытка производить его посредством рыночного механизма вполне могла бы привести к недоинвестированию в здравоохранение. Таким образом, квазиобщественное благо – это благо, которое одновременно обладает свойствами общественных и частных благ.

Оценивая состояние отечественной системы здравоохранения в настоящее время,  необходимо отметить существенные различия в социально-экономическом статусе пациентов (коэффициент Джини = 0,4) [6]. Возможности состоятельных людей платить за медицинские услуги стимулируют развитие частного сектора, поэтому возникает необходимость жесткого регулирования этого вопроса со стороны государства.

Компромиссные варианты развития бизнеса как поставщика медицинских услуг сегодня в России находятся на пути государственно-частного партнерства. На данный момент частный сектор является дополнительным и служит для расширения выбора потребителя. Но если он будет расти выше определенного уровня, то возможна ситуация, когда наиболее требовательные потребители выйдут из государственного сектора, снижая тем самым давление на государство в направлении увеличения расходов на здравоохранение. Это может привести к формированию двухступенчатой системы — высококачественная медицинская помощь в частном секторе для состоятельных и низкокачественное обслуживание в государственной системе для остальных. Подобная ситуация создаст опасность разрыва системы здравоохранения и маргинализации бедных слоев населения. Поэтому проблема создания такой системы здравоохранения в России, которая позволит удержать здравоохранение как систему для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению при сохранении базового принципа социальной солидарности, является в настоящее время актуальной [3].

Решение данной проблемы Правительство России видит в эффективном взаимодействии государства и частного бизнеса путем поэтапного реформирования системы обязательного медицинского страхования, что подтверждает необходимость рассмотрения системы здравоохранения в России как квазиобщественного блага.

 В своем ежегодном послании Федеральному собранию на 2015 год Президент РФ  В.В. Путин заявил: «Что касается системы здравоохранения, то в течение следующего года здесь необходимо завершить переход к страховым принципам, отладить все механизмы, чтобы не было сбоев. У нас давно об этом говорится, мы давно этим занимаемся, но по-настоящему страховая медицина так и не заработала» [8].

Вместе с тем, в рамках основных направлений бюджетной политики на 2015 год, в целях дальнейшего повышения эффективности бюджетных расходов в сфере здравоохранения предлагается принять меры по реализации стратегии развития добровольного медицинского страхования [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что потенциал государственно-частного партнерства в системе здравоохранения значителен.

В заключение статьи хотелось бы подчеркнуть, что ни государство, ни частные компании не смогут позаботиться о людях, не обладающих внутренней мотивацией быть здоровыми и предлагаем согласиться с ведущим специалистом  Всемирного банка по вопросам здравоохранения региона Европы и Центральной Азии, который говорит: «не надо думать, что во всем виновато государство или какие-то внешние причины. Россияне сами успешно укорачивают собственную жизнь чрезмерным потреблением табака и алкоголя, а также традиционных продуктов питания с избыточным содержанием холестерина. Такое положение не только способствует возникновению различных болезней, но и оказывает самое негативное влияние на экономическую ситуацию в стране. Ранняя смертность и нездоровая жизнь российских мужчин и женщин больно бьют по обществу»[2].

 Список литературы:

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. — М. : Дело Лтд, 1994. – С. 549-550.
  2. Маркез П. Возможно ли эффективное здравоохранение в России. [Электронный ресурс], URL: http://bujet.ru/article/50208.php (дата обращения: 11.12.2014).
  3. Основные вопросы экономики. Основные проблемы и отличия российского здравоохранения от других национальных систем [Электронный ресурс], URL: http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/ekonomika-zdrav/ekonomika-zdrav-4.html (дата обращения: 10.12.2014).
  4. Основные направления бюджетной политики на 2015 годи на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс], URL: http://img.rg.ru/pril/article/99/18/44/ONBP_2015-2017.pdf (дата обращения: 14.12.2014).
  5. Официальный сайт министерства финансов РФ [Электронный ресурс], URL: http:// http://minfin.ru/ (дата обращения: 10.12.2014).
  6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс], URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_32g.htm (дата обращения: 12.12.2014).
  7. Попов Е. Социальная привлекательность территории по общественным благам / Е. Попов // Общество и экономика. – 2013. – №6. – С. 84.
  8. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 [Электронный ресурс], URL: http:// http://www.garant.ru/hotlaw/federal/587192/#ixzz3MdXZpVBh (дата обращения: 12.12.2014).
  9. Самуэльсон П. Э. Чистая теория общественных расходов. // Вехи экономической мысли. Том 4. Экономика благосостояния и общественный выбор. Под общ. ред. А. П. Заостровцева. СПб: Экономическая школа. 2004. – С.
    СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК КВАЗИОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
    Written by: Ивлева Маргарита Геннадьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook