28 Фев

Рынок туризма. Стейкхолдеры (заинтересованные лица)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Деятельность по организации туров предполагает партнерство туроператора со всеми субъектами туристической деятельности: государством, авиаперевозчиком, средствами размещения, экскурсионными бюро, досуговыми организациями. В мировой практике накоплено огромное количество примеров и форм сотрудничества всех заинтересованных сторон в развитии туристической отрасли. Возможны различные по сложности и степени вовлеченности формы, способствующие продвижению этой сферы деятельности и пробуждению интереса  частных инвесторов.

Основным  действующим лицом в индустрии туризма выступает государство.

Всемирная туристическая организация (ВТО) настоятельно рекомендует всем странам, сформировать специальную структурную единицу государственного управления туризмом, предметом деятельности которой будет исключительно туризм. Эта организация должна усилить важность задач и укрепить роль этой сферы сектора в структуре экономики. Она будет выполнять множество функций:

  • формирование и осуществление государственной политики в сфере туризма;
  • разработка целевых программ развития туризма;
  • согласование деятельности всех сторон многофункционального комплекса, где туризм выступает важным связующим звеном;
  • создание нормативно-правовой базы;
  • определение основных финансово-экономических показателей развития туризма;
  • разработка профессиональных стандартов;
  • продвижение отечественного туристского продукта;
  • поддержка международного партнерства в сфере туризма;
  • предложение действенных мер, привлекающих отечественные и зарубежные инвестиции в туристскую индустрию;
  • отбор приоритетных направлений для государственных инвестиций в укрепление инфраструктуры туризма;
  • поддержка национальных производителей туристского продукта;
  • содействие внедрению инновационных продуктов в туристическом бизнесе;
  • предоставление консультационных услуг всем заинтересованным в развитии туризма сторонам;
  • работа по поддержанию сохранности и результативному использованию туристских ресурсов;
  • деятельность по восстановлению и развитию традиционных национальных центров туризма, формированию новых туристских объектов с богатыми природными и историко-культурными возможностями;
  • создание туристских информационных центров;
  • регламентация профессиональной деятельности в туризме;
  • научно-исследовательская деятельность в сфере туризма.

Перечисленные ВТО мероприятия требуют внушительного содействия со стороны государства. К сожалению, те события, которые планируются государством до 2020 года, не обеспечивают такую поддержку. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» [1], включает в себя перечень мер, поддерживающих, прежде всего, развитие культуры, туризму отводится второстепенная роль, тогда как во всех международных рекомендациях развитие туризма невозможно без поддержки специальных органов управления только туризмом. А также, эти меры не носят системный характер, и не меняют отношение государства к этой сфере.

Интересен опыт Турции, где туризм является серьезной статьей дохода в бюджет страны, благодаря эффективной помощи государства. Принят комплекс мер, в рамках государственной политики, разработанный для привлечения инвестиций. Предложенная программа стимулирования капиталовложения специально разработана для поощрения инвестиций с целью импортозамещения стратегически важной промежуточной продукции и снижения зависимости от ввоза промежуточной продукции.

Новый подход к стимулированию инвестиций предусматривает решение следующих задач: уменьшение дефицита платежного баланса страны, усиление поддержки инвесторов, вкладывающих в развитие слабо развитых регионов, привлечение разнообразных инструментов помощи, поощрение кластерной деятельности, а также содействие инвесторам, на условиях передачи технологий.

Для ускорения этого процесса, особая поддержка предоставлялась предприятиям, готовым к освоению капиталовложений до конца 2014 года. Достаточным для того, чтобы проект считался инициированным, освоение 10% вложений от общей стоимости.

Меры содействия инвесторам могут быть сгруппированы следующим образом:

  • меры, стимулирующие инвестиции;
  • меры, стимулирующие экспорт;
  • фискальные и не фискальные методы привлечения инвестиций в Турцию.

Государственная поддержка предпринимательства в Турции осуществляется по следующим направлениям:

во-первых, предоставляются преференции в части уменьшения величины налога на прибыль предприятиям, созданным иностранными инвесторами в Турции.

Содействие государства проявляется в уменьшении ставки налога на прибыль для организаций, доходы которых заработаны благодаря инвестициям в приоритетные отрасли и особые регионы. Это касается основного туристического региона Антальи, который являет собой  зону свободной торговли.

Главными инструментами привлечения инвестиций выступают:

— таможенные пошлины на ввезенные машины и оборудование, освобождение от которых возможно для предприятий, имеющих  сертификат стимулирования капиталовложений;

НДС. НДС не облагаются национальные закупки импортного оборудования также для проектов с сертификатом стимулирования капиталовложения. 

— региональная схема стимулирования капиталовложения. Поддержка со стороны государства того или иного сектора определяются в зависимости от региональной компоненты и его экономического уровня. Причем, и национальные, и иностранные предприятия имеют одинаковые возможности относительно  государственной поддержки.

Рассчитывать на поддержку со стороны государства можно в следующих объемах:

  1. Минимальные вложения 200 тыс. турецких лир, максимальные — 2 млн. для малого и среднего бизнеса, для предприятий другого типа – 1 млн. турецких лир;
  2. Государственная помощь 200 тыс. турецких лир для предприятий, занимающихся финансовым лизингом.
  3. Размер налога на прибыль может быть снижен до 90 %, что допустимо для предприятий, имеющих сертификат стимулирования инвестиций, который выдается Управлением Казначейства и действует в некоторых регионах, определяемых Советом Министров.

Наиболее удачный пример взаимодействия  бизнеса с государством в Турции демонстрирует сфера туризма, которая дает значительную часть дохода казны Турции. Только за год она составляет порядка 20 млрд. долларов. Механизм взаимодействия примерно таков: инвестор представляет региональным властям проект строительства отеля. После его одобрения, застройщику продается по символической цене земля. В зависимости от привлекательности региона, региональные власти оценивают будущую инфраструктуру, и в случае, если объект расположен не в самом экономически успешном регионе, берут на себя затраты по обустройству инфраструктуры. Далее, размер капиталовложений и количество созданных рабочих мест определяют величину и содержание льгот для инвестора. Они могут быть следующими: на определенный период времени частично или полностью государство освобождает застройщика от налогов, предоставляет электричество и воду со скидкой 20-50%, оплачивает страховые взносы. Взносы в фонд социального страхования возмещаться государством в случае создания дополнительных рабочих мест из расчета минимальной заработной платы. Подобные льготы имеют также инвесторы, которые работают в экономически не развитых районах или делают вложения в экспортноориентированные отрасли [2].

Во-вторых, государство предоставляет льготы по кредитам и осуществляет поддержку в погашении процентов по займам. Эта помощь со стороны Казначейства охватывает, прежде всего, предприятия, работающие с привлечением  сертификата стимулирования инвестиций. Подобные льготы предлагаются для инвестиционных проектов малого и среднего предпринимательства, инновационных разработок, в области охраны окружающей среды и региональных проектов, выбранных приоритетными для экономики Турции. Это касается отелей, занимающих активную позицию в обустройстве и охране окружающей среды.

Помощь со стороны Казначейства осуществляется в размере 5 % по займам в турецких лирах и 2 % по займам в иностранной валюте. Сроки погашения процентов по займу Казначейством определяются максимум на четырехлетний период.

В-третьих, льготы, вплоть до отмены, по подоходному налогу с заработной платы;

В-четвертых, стимулирование притока частных инвестиций в развитие объектов туристической инфраструктуры (отели, санатории, объекты развлечений) путем предоставления налоговых льгот, льгот по покупке/аренде земельного участка, гарантий для получения кредитов, снижения коммунальных платежей и др.;

В-пятых, совместное финансирование маркетинговых мероприятий по продвижению туристического направления через национальные туристские организации.

Другим заинтересованным лицом выступают туроператоры. Они вынуждены заключать партнерские союзы между собой. Особенно важны для них договоренности по поводу чартерных авиаперевозок.

Поэтому важнейшим стейкхолдером на рынке туризма являются перевозчики.
Международная ассоциация воздушного транспорта (International Association of Air Transportation) – IATA. Организованная в 1919 г. и реформированная в 1945 г., IATA выступает профессиональным объединением, альянсом авиационных компаний, осуществляющих международные перевозки. Функционирует она как координатор функционирования международных авиакомпаний. Главная цель ассоциации – гарантия безопасности и увеличение результативности авиаперевозок во всех частях земного шара.

Основная функция, осуществляемая Ассоциацией, — регулирование международного коммерческого авиационного транспортного потока, внедрение единых для всех членов ассоциации стандартов и процедур, регламентация тарифов на пассажирские перевозки на международных маршрутах для всех субъектов Ассоциации.

Туроператоры сотрудничают с IATA посредством ее особого подразделения –International  Travel Agents Network (IATAN), Международную организацию агентов авиакомпаний, а также через международные организации гражданских аэропортов.

Механизм партнерства туроператоров и авиакомпаний в формировании турпакета проявляется в следующих формах:

— бронирование мест и приобретение авиабилетов через агентства авиакомпании;

— бронирование мест и приобретение авиабилетов через сервисы он-лайн бронирования;

— квотирование мест на регулярных авиарейсах путем заключения договора с авиакомпанией;

— создание агентства по продаже авиабилетов для клиентов и заключение агентского соглашения с авиакомпанией;

— формирование чартерных авиарейсов для туристских перевозок.

Для эффективной и качественной работы туроператор должен обладать умением грамотно отобрать самый подходящий и выгодный кластер предложений авиаперевозчиков, а также суметь заключить эффективный контракт на авиаперевозки туристов. Именно поэтому туроператор должен разбираться во всех тонкостях, достоинствах и проблемах взаимоотношений с авиакомпанией. Знание особенностей партнеров и методов их работы, позволит избежать многих неприятных неожиданностей.

Также в компетенции туроператора входит умение грамотно бронировать авиабилеты, работать со стоками, выстраивать тарифную политику совместно с авиаперевозчиком, политику преференций и бонусов, владеть принципами профессиональной этики при бронировании авиабилетов.[3]

Многие туроператоры для укрепления позиций на рынке, предпочитают приобретать собственные самолеты. Так, руководство OTI групп (крупнейший туроператор со штаб-квартирой в Турции, в России представителем его является Coral активно сотрудничает с авиакомпанией «Выборг»: холдинг закупил авиалайнеры, которые являются собственностью Coral. Таким образом, вслед за «Пегасом», Tez Tour, «Анексом» OTI групп дополнил число туроператоров, имеющих собственную авиакомпанию.

Это определенный риск, и полагаться только на собственные силы, т.е. на собственного авиаперевозчика было бы опрометчиво. Но, как правило, все туроператоры страхуются, определяя долю собственных возможностей до 50% объемов авиаперевозок туроператора. Другая ситуация может быть экономически оправдана, в том случае, если туроператоры действуют на самых востребованных направлениях — Турции и Египте, которые гарантированно дают неплохие объемы, а, значит и хорошую загрузку бортов. В ситуации же форс-мажора, как это было в Египте в 2012 году, оператор либо страхует риски, либо вынужден терпеть двойные убытки.

Ключевым сейкхолдером на рынке туризма выступают также meet-компании (в данном контексте – посредники). Таким посредником для туроператора “Лабиринт” являлся “Идеал-тур”. С целью минимизации рисков, “Лабиринт” выбрал своим партнером «Идеал-тур», который задолжал» Оренбургским авиалиниям», по разным оценкам, от 1,5 млрд. до 4 млрд. рублей. В результате неудачного выбора партнера в августе 2014 года туроператор “Лабиринт” объявил о банкротстве.

Наиболее часто встреч следующий механизм  взаимодействия туроператора и иностранных meet-компаний.[4]

Многие туроператоры пользуются услугами meet-компаний. Совместная деятельность их складывается  по-разному. Это зависит от  реальных и потенциальных возможностей партнеров, стратегических решений в рыночном пространстве, их конкурентных позиций, сферы интересов туроператора. Все предложенные варианты взаимодействия партнеров укладываются в 3 направления: сотрудничество в обработке разовых заявок, работа на условиях квотирования и туристический кредит.

Разовые заявки — организационно самая легкая в использовании и практически не требующая риска со стороны туроператора форма сотрудничества. Туроператор делает запрос под конкретного туриста, получив предварительно оплату за турпакет. Реализация этой схемы такова:

— первым шагом является запрос туроператора на установленное число мест в выбранном туристом отеле на нужную ему дату;

— дожидается одобрения meet-компанией обозначенных в контракте условий тура, переводит в указанный в подтвержденной заявке срок оговоренную  сумму денежных средств (в рублях или валюте);

— следующим шагом meet-компания передает туроператору ваучер (документ на поселение), который в дальнейшем при предъявлении документа подтверждающего личность туриста, вручает ему турагент, для предъявления в аэропорту места прибытия представителям meet-компании.

В том случае, если туроператор занимает прочное положение на рынке, т.е. поток туристов неизменно высок, степень риска не значительна, для него наиболее приемлема квотированная форма работы с meet-компанией. Это выводит партнерство обоих субъектов на другой уровень. Meet-компания гарантирует запрашиваемое число мест в о в обозначенном в документе отеле к моменту заселения туристов.

Таким образом, оба партнера уверены в выполнении взаимных обязательств и получают возможность экономить ресурс на дополнительный запрос сведений о наличии мест в средствах размещения на курортах. Эта форма партнерства является более гибкой в отличие от блочной системы приобретения туроператором гостиничных номеров. Meet-компании не требуют аванса, и предоставляют возможность маневра, в зависимости от типа договора. Например, можно отказаться от квоты полностью или частично за обусловленное количество дней до прибытия туристов без штрафных санкций. Квоты бывают разными:

— безотзывные и отзывные. Безотзывные квоты, что следует из названия, предусматривают введение штрафных санкций в случае отказ от них, применяются meet-компаниями в наиболее активный сезон и относительно наиболее востребованных и популярных отелей;

— разовые или цикличные. Разовая квота используется один раз и касается  конкретного тура, цикличная же квота обычно действует в течение более длительного времени, предполагает не одно прибытие туристов к месту отдыха. Как правило, российские туроператоры заключают договор на определенный период, самую активную часть сезона;

— жестко и свободно фиксируемые. Жесткая квота возможна применительно к определенной гостинице, как правило, это квота на фиксированное число мест в особенно востребованных российскими туристами отелях Турции – «Rixos», «Xandu». Свободно фиксируемая квота используется по отношению к категории отелей,  например, квота на n-е число мест в отелях категории 5* в регионе Анталия, n-е число мест в отелях категории 3* в регионе Бодрум, n-е число мест в отелях 4* в регионе Даламан. Эта система получила название Fortuna. Выбор гостиницы, в которой собирается отдыхать турист, определяется наличием мест на момент отдыха.

Туристический кредит – известная форма партнерских отношений между туроператорами и meet-компаниями, у которых давнишние и прочные связи, высокий уровень доверия, позволяющий выстроить взаимные отношения, применяя упрощенные схемы расчетов и многообразные бонусы и скидки.

Цель туристического кредита заключается в особой форме финансовых взаимоотношений, например, перечислении установленного размера валютных средств на счет зарубежного партнера. Размер определяется тщательным планированием туроператором туристического потока перед началом сезона и может изменяться в достаточно широком диапазоне – от десятков тысяч до миллионов долларов. На основании договора создается депозит оператора, благодаря которому происходит постепенное погашение этого туристического кредита meet-компанией, ей осуществляется «наземное обслуживание» забронированных оператором туристов в зачет оплаченной им суммы.

Партнерами регулярно формируются отчетные документы, например, в виде акта объема выполненных работ, где указывается стоимость услуг, оказанных meet-компанией оператору, и размер оставшихся средств на счете оператора. Остатки на счете, туроператора, возникшие в результате уменьшения турпотока по сравнению с запланированным размером туристического кредита, он в праве либо возвращать в конце сезона, либо переносить на будущий сезон.

Туристический кредит эффективная форма взаимоотношений. Предоставляется он туроператору и обеспечивается значительными скидками в самое востребованное время, когда третий участник партнерства также занят оплатой своих блоков в отелях с целью последующего их предоставления meet-компании. Образцом подобного очень эффективного трипартизма является сотрудничество туроператора Coral, инкаминговой компании Odeon turs и авиаперевозчика Уральские авиалинии. Все партнеры обеспечивают друг другу синергетический эффект.

Таким образом, туристический кредит можно рассматривать как эффективную форму партнерских отношений и новую форму рыночных возможностей, которая дает дополнительные бонусы в конкурентной борьбе, несмотря на необходимость существенных затрат туроператора. Конкурентные преимущества позволяют последнему реализовывать предложения иностранных отельеров и авиаперевозчиков по самым выгодным ценам, а также серьезно сокращает издержки, связанные с перемещением денежных средств и ведением бухгалтерии. Взаимодействие между туристическим оператором и meet-компанией оформляется соглашением о взаимном сотрудничестве сторон, где определяется статус, права и обязанности партнеров. При этом в обязанности meet-компании входит:

— предоставление исходных данных (каталог предложений meet-компаний, цены и тарифы, описание отелей, экскурсионных программ и т. д.);

— информирование туроператора обо всех потенциальных трансформациях обстоятельств совместной работы, таких как изменение цен, корректировка графика заездов, информация о специальных предложениях;

— систематическое оповещение туроператора о наличии свободных и горящих мест в предлагаемых отелях;

— своевременное (в течение обозначенного в контракте срока) подтверждение заявки туроператора;

— обеспечение «наземного обслуживания» соответственно договорным условиям;

— постоянное проведение аудита и предоставление отчета о выполнении взаимных обязательств с предоставлением соответствующих документов туроператору;

— выплата туристическому оператору вознаграждения в соответствии с договором. Размер его от 10% от стоимости «наземного обслуживания».

К зоне ответственности туроператора относится:

— предоставление своевременного бронирования в определенной договором форме (форма заявки на бронирование);

— информирование meet-компании о заказчиках (фамилии, имена, паспортные данные), номер рейса прибытия и вылета;

— полная информация о месте отдыха, особенностях размещения, доставке к месту отдыха и обратно;

— своевременное перечисление денежных средств за «наземное обслуживание» своих туристов meet-компании;

— оплата штрафных санкций;

Таким образом, рынок туризма имеет сложную структуру и состоит из огромного количества субъектов, от взаимодействия которых зависит успех деятельности.

Один из ключевых субъектов взаимодействия на рынке туризма – государство – не предпринимает и не планирует практических шагов для поддержки туризма, кроме некоторых изменений в законах и законодательных актах (создание и функционирование саморегулируемых организаций в туристической сфере; внедрение добровольной единой системы аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков; введение профессиональных стандартов в сфере туризма; реорганизация системы государственной и ведомственной, статистической и финансовой отчетности в сфере культуры и туризма и т.п.

В партнерских отношениях на рынке туризма нет незначительных субъектов. Невозможно грамотно и бесперебойно наладить работу без тесного сотрудничества со службами наземного обслуживания самолетов (хэндлинг), наземными перевозчиками, обеспечивающими трансфер и другими заинтересованными лицами, которые в данной статье не были освещены, но являются не менее значимыми.

Библиографический указатель:

  1. http://mkrf.ru/dokumenty/583/
  2. http://www.nam.kiev.ua
  3. http://www.oturbiznese.ru/56.html
  4. http://otherreferats.allbest.ru/sport/00158617_0.html.
    Рынок туризма. Стейкхолдеры (заинтересованные лица)
    Written by: Фонова Нина Георгиевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/10/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook