31 Окт

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В РИТЕЙЛЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Одной из особенностей последнего времени стало бурное развитие розничной сетевой торговли в России. По данным Росстата в июле 2013 года их доля от общего оборота торговли составляла 21,1%, а в июле 2014 года — уже 22,1 %. Согласно «Прогнозу социально-экономического развития России в 2015–2017гг.», разработанному Минэкономразвития, розничный товарооборот будет демонстрировать позитивную динамику. Так рост объема продаж в 2015году предположительно  составит 100,6 % к 2014 году, а в 2016 году 102,9% к предыдущему году. Оборот розничной торговли в Российской Федерации в 2014 году составил 26356,2 млрд. рублей. Обычно в статистических данных оборот розничной торговли приводится в фактических ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи. [6,с.5]. В таблице 1 приведены первые десять регионов РФ, по развитию сетевой торговли на своей территории.

Таблица 1.

  Доля торговых сетей в розничной торговле регионов РФ[7].

Субъект РФ

 

Удельный вес оборота розничных торговых сетей в общем обороте розничной торговли субъекта

Российской Федерации,

в процентах

 

Оборот розничной

торговли на душу

населения в 2012 г.,

тыс. руб.

 

Прирост оборота

розничной торговли

на душу населения в

2012 г. по сравнению

с 2011г., в процентах

 

январе-августе

2013 г.

в 2012 г.

 

1 г. Санкт-Петербург 52,3 51,9 169,3 12,4
2 Ленинградская область 38,8 37,0 132,3 8,9
3 Республика Адыгея 34,8 32,2 129,4 26,9
4 Республика Марий Эл 33,4 26,2 81,1 11,9
5 Псковская область 31,8 31,8 115,3 11,9
6 Новгородская область 30,8 30,8 122,6 14,3
7 Мурманская область 30,4 29,4 157,5 10,5
8 Кемеровская область 30,2 7,8 115,7 11,0
9 Владимирская область 30,2 31,4 103,8 21,8
10 Ненецкий автономный

округ

29,8

 

29,3 145,4 9,3

Следует отметить, что регион Московская область в этом списке на 11 месте, а г. Москва на 48 месте.

В настоящее время рынок розничных торговых сетей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насыщен присутствием как отечественных местных ритейлеров, так и западных компаний. К ним относятся следующие компании: «Магнит Групп», «X5 Retail Group» (в который входят такие местные сети, как  «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», «Копейка»),  компания «Интерторг» в Северо-Западном регионе, владеющая торговыми сетями «Народная 7Я СемьЯ», «Идея» и «Spar». Среди западных компаний наиболее явно представлена французская компания «Auchan», как в виде гипермаркетов, так и в виде других ее форматов, финская сеть «Prisma» (финский холдинг «S-Group»), «Metro Cash&Carry».

Российский ритейл остается стабильно растущим сектором экономики. Но вместе с ростом увеличивается и конкуренция между его игроками. Развивая свой бизнес, ритейлеры стали уделять пристальное внимание сокращению издержек и оптимизации операционных расходов, а также повышению лояльности покупателей [2].

В такой ситуации ритейлеры вынуждены искать все новые пути привлечения покупателей, среди которых большое значение имеют и технологические новинки, позволяющие сделать процесс обслуживания удобным и эффективным. В таких условиях ИТ-рынок предлагает ритейлу массу инновационных решений для интеллектуального процесса продаж.

Ключевым фактором, определяющим в настоящее время развитие ритейла, является изменение культуры потребления. Сегодня потребители предъявляют все больше требований, как к наличию необходимых товаров, так и к их качеству, к месту совершения покупок, к предоставляемому сервису в магазине. Будущее ритейла заключается в приближении на максимальном уровне к потребностям клиента, повышении комфортности процесса покупки.

Ориентация на потребности клиента и управление его лояльностью – ключевые тренды информатизации ритейла. В целях привлечения покупателей и повышения их лояльности к своим магазинам розничные сети прибегают к различным маркетинговым стратегиям и инструментам. Более того, в условиях конкуренции компании стремятся снизить издержки на обслуживание потребителей и повысить качество предоставляемых услуг, не увеличивая при этом цену на предлагаемую продукцию. Завоевание как можно большей целевой аудитории при эффективном расходовании средств на обслуживание становится приоритетной задачей для предприятий розничной торговли. Одним из решений данной проблемы может стать внедрение инноваций в процесс взаимодействия компании с покупателями.

Инновация в торговле – это совокупность определенных процессов, происходящих внутри торговой организации и приводящих к повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда и увеличению прибыльности [3, с.29].

Основная задача инновации в торговле – обеспечить высокое качество процессов купли-продажи и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом. Очень важно внедрение технологий, позволяющих более эффективно использовать здания, торговые площади, торговое оборудование, технические средства, программные продукты, а также создавать необходимые условия для роста производительности труда, снижения затрат и повышения эффективности работы организации в целом.

Успешное развитие ритейла сегодня напрямую зависит от внедрения новых IT-решений. По совокупности факторов информационные технологии оказываются серьезным конкурентным преимуществом, открывающим перед бизнесом новые пути развития [1,с.384].

Помимо основных задач по автоматизации бизнес-процессов торговых сетей особое внимание уделяется технологиям разработки и обеспечения «правильных IT-коммуникаций» с покупателем с учетом смещения акцентов в сторону формата самообслуживания.

Привлекательность инновационных технологий самообслуживания заключается:

­ в новизне – данные технологии стали внедряться на рынках различных стран относительно недавно, ежегодно их ассортимент пополняется новыми видами, которые способствуют упрощению деятельности  компании, сокращению времени потребителя, затрачиваемое на покупки (от электронных весов до личных помощников покупателей в розничной торговле);

­ в практической применимости – возможность их использования практически во всех сферах экономики;

­ в реализуемости – ряд технологий самообслуживания были положительно восприняты потребителями и уже продолжительное время активно ими используются, но в то же время появление каждого нового вида технологий на рынке (касс самообслуживания, например) требует от компании-производителя подробного исследования поведения покупателей и их потребностей в конкретном нововведении;

­ в запросах потребителей – первоначальной потребностью покупателей было более быстрое обслуживание и сокращение расходов, в дальнейшем появилось желание выполнять определенные действия, не выходя из дома или в одном месте, 24 часа в сутки и при этом получать удовольствие от совершаемых действий.

Одним из видов технологий самообслуживания является RFID-технология. Самыми очевидными преимуществами RFID-технологии (метод автоматической идентификации объектов посредством радиосигналов) является полный контроль над товародвижением, повышение качества обслуживания, минимизация ошибок и защита от краж. В таблице 2 представлен международный опыт использования RFID-технологии [4,с.31].

Таблица 2.

 Результат применения RFID крупными ритейлерами

Компания Уровень применения Результат применения RFID-технологий
Wal-Mart На уровне отдельных единиц товара и на примере отделов джинсов и мужского белья. — снизились трудозатраты на инвентаризацию до 25% (чем больше будет число учитываемых единиц товара – тем выше будет процент снижения);

— снизился объем запасов – минимум на 2%, что существенно для такой крупной компании;

— увеличился объем продаж от 2 до 15%;

— сократились потери краж на 1—15%. Точный учет потерь позволит вовремя возместить эти товары в торговом зале, что усилит финансовый эффект от борьбы с кражами.

Metro Group В системе поставок товаров от поставщиков – на склады и в магазины сети. — существенно снизилось количество ошибок в доставке товаров и, соответственно, количество претензий, связанных с задержками;

— время, затрачиваемое на разгрузку фур, сократилось на 15%;

— время, затрачиваемое на проверку соответствия полученных товаров сделанным заказам, сократилось на 50%;

— сократилось количество случаев отсутствия товаров на складе.

Стоит отметить, что во многих отечественных розничных магазинах уже представлены различные виды технологий самообслуживания. Согласно прогнозу IDC Russia Vertical Markets 2013–2017 IT Spending Forecast, наиболее высокие темпы роста российского IТ-рынка ожидаются в секторе ритейл – в среднем 10,7% в год. Это говорит о том, что российские розничные компании понимают, насколько важно использовать и постоянно модернизировать IТ-инфраструктуру для построения конкурентоспособного бизнеса в условиях роста требований покупателей и меняющегося внешнего окружения.

Системы самообслуживания, полуавтоматические системы и сопутствующие услуги NCR имеют популярность, как в сфере розничной торговли, так и в других сферах: финансов, пассажирских перевозок, здравоохранения, развлечений, гостиничных услуг, в игорном бизнесе и в государственных учреждениях более 100 стран мира.

Сеть партнёров NCR предлагает системы самообслуживания и автоматизированные системы оказания услуг NCR по всему миру, обеспечивая компании присутствие на рынке более чем 120 стран [5].

Возможность  интеграции  программного обеспечения  позволили компании NCR и ее партнерам «New-Vision» и «ШТРИХ-М» выиграть тендер на проект касс самообслуживания в крупной российской торговой сети «Магнит».

Сеть «Магнит», являющаяся крупнейшим российским ритейлером в сфере продуктов питания и товаров первой необходимости,  в результате тендера  выбрала кассы самообслуживания  NCR. В ходе оценки участников тендера, компания зарекомендовала себя как поставщик самого гибкого оборудования, способного интегрироваться в системы любой сложности. В комплексном предложении  компания NCR совместно с компанией «ШТРИХ-М» встраивает фискальные решения в кассы самообслуживания, а компания «New-Vision» поддерживает интеграцию с существующей инфраструктурой  «Магнит».

Системы самообслуживания уже несколько лет внедряют в магазинах Европы и остального мира. Сейчас ими уже оборудованы многие гипермаркеты сетей «Auchan» и «Tesco», причем в некоторых магазинах на таких аппаратах совершается примерно 50% всех покупок.

Существует несколько систем самообслуживания. Например, в магазинах могут установить специальные кассы самообслуживания, больше похожие на офисные МФУ: набрав продукты в корзину, покупатель подходит к такой кассе и самостоятельно прогоняет товар через сканер, а затем оплачивает покупку через банковскую карту. Есть другой вариант: клиент ходит по магазину со специальным считывающим устройством и, кладя в корзину, считывает с товара данные; при этом платит за покупку по стандартной схеме — отдавая деньги или карту кассиру. Наконец, существует и третий вариант: покупатель подходит с выбранным товаром к работнику магазина, тот сканирует товар и выдает чек, но расплачивается покупатель самостоятельно через специальный терминал. При этом он не может выйти из магазина с товарами до тех пор, пока не оплатит покупку, — блокирующий шлагбаум открывается только после перевода всех денег.

Кассы самообслуживания – все еще новое решение в России. Тестовые испытания оборудования показали: новая технология привлекла внимание покупателей и оказалась  востребованной. Благодаря технологии касс самообслуживания покупатели смогут оплачивать  покупки в удобном для них режиме, а сам процесс станет интересным и еще более быстрым.

Также,  можно отметить основные преимущества технологии самообслуживания в розничной торговле, как для клиента, так и для компании.

Для клиента это, в первую очередь, экономия времени, а также четкость действий, объективность, предоставление услуг круглосуточно. Для компании: снижение операционных издержек и расходов  по расширению торговой площади, повышение конкурентоспособности и увеличение доли рынка, укреплению лояльности клиента.

С другой стороны, розничные сети также столкнуться с основными недостатками технологий самообслуживания в ритейле:

­ для клиента: боязнь «технологического прогресса», т. е. недоверие машинам, технические неполадки, необходимость простого обучения при первом использовании;

­ для компании: необходимость крупных вложений на внедрение качественных аппаратов, техническая поддержка.

Инновационные технологии в розничной торговле будут интенсивно развиваться, так как ритейл является двигателем продвижения товаров от производителя к конечному потребителю. Крупные торговые сети заинтересованы в развитии конкурентных технологий, поэтому актуальность разработки и внедрения инновационных решений в области сетевого бизнеса заключается в постоянной необходимости торговых сетей совершенствовать свои конкурентные преимущества, что в конечном итоге приводит к более высококачественному удовлетворению нужд потребителей.

 Список литературы:

  1. Мальцева О. И., Гнедов Г. В. Инновации в современной торговле // Научные записки ОрелГИЭТ. – 2010. – № 2. – С. 384-386.
  2. Розничная торговля в мире и в России: статистика, причины, выходы из положения [Электронный ресурс] // АИР. Агентство по инновациям и развитию. URL: http://www.innoros.ru/publications/interesting/12/roznichnaya-torgovlya-v-mire-i-vrossii-statistika-prichiny-vykhody-iz-p
  3. Сологубов К. В. Инновации в розничных торговых сетях //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. Выпуск №7 – 2012.- С.29-30.

Пецольдт К., Коваль А. Г., Григорьева А. С. Инновации в розничной торговле: технологии самообслуживания как путь повышения конкурентоспособности компаний // Инновации. – 2012. – № 7. – С. 78-85.

  1. Миронова М. На волне RFID // Точка продаж. – 2013. – №75, январь-февраль. – С. 23-36.
  1. Ритейл является инициатором и потребителем ИT-инноваций [Электронный ресурс] // CNews. Издание о высоких технологиях. URL: http://www.cnews.ru/reviews/new/it_retail_2013/interviews/vladimir_sologubov/
  2. Смирнов А.Б., Соломатин А.Н. Оценка и прогнозирование торгово-закупочной деятельности.//Учебник, СПбГТЭУ,2015.-95с.
  3. www.gsk.ru, Доля торговых сетей в розничной торговле регионов РФ.
    РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В РИТЕЙЛЕ
    Розничным сетям необходимо адаптироваться к изменениям во внешней среде с учетом быстрого развития современного рынка и использовать их для совершенствования собственных конкурентных преимуществ. Одним из решений может быть использование различных видов инноваций. Но ритейлеры сталкиваются с некоторыми проблемами, которые не позволяют им в полной мере использовать стратегию инноваций в своей деятельности. Однако очевидными преимуществами обладают RFID-технологии.
    Written by: Исакова Марина Валерьевна, Смирнов Андрей Борисович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook