31 Окт

РИСКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И ГОСУДАРСТВА, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ В РФ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Сегодня почти каждого волнует, отразятся ли на нем санкции, принятые против Российской Федерации. Однако лишь специалисты задаются вопросом, как это повлияет на структуру налоговых поступлений в бюджет и на налоговую нагрузку населения. Для начала рассмотрим налоговые поступления в 2013 году, чтобы правильно оценить положение, в котором оказалась наша страна на данном этапе своего экономического развития.

Когда Михаил Мишустин, глава ФНС, на Расширенной коллегии ФНС России, посвященной итогам работы налоговых органов за 2013 год, говорил о налоговых поступлениях в бюджет в 2013 году, он отметил, что замедление развития нашей экономики влияет на них отрицательно, а указанная тенденция продлится также и в 2014 году. Это заявление было сделано, несмотря на то, что ФНС в 2013 году собрала на 3,4% больше налогов, чем в 2012 году (в консолидированный бюджет страны в 2013 году поступило 11,3 трлн. руб., что на 3,4% больше, чем в 2012 году, в федеральный бюджет налогов поступило 5,4 трлн. руб., что выше показателей 2012 года на 3,9%). «Эти результаты достигнуты, несмотря на резкое замедление макроэкономических показателей. В частности, рост ВВП в 2013 году замедлился с 3,4% до 1,3%, промышленности — с 2,6% до 0,3%. Инвестиции в основной капитал после роста на 6,6% в 2012 году, в 2013 году снизились на 0,3%», — сообщил Михаил Мишустин [4].

Естественно, эти факторы негативно сказались на налоговых поступлениях за 2013 год, в результате сократились сборы двух из четырех бюджетообразующих налогов — налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Причем, налога на прибыль в консолидированный бюджет было собрано 2,1 трлн. руб. (т.е., на 12% меньше уровня 2012 года), а НДС — 1,9 трлн. руб. (т.е., на 1% меньше уровня 2012 года). Компенсировать такой недобор удалось за счет роста двух других налогов «большой четверки» — НДФЛ (собрано на 10,5% больше, чем в 2012 году) и НДПИ (собрано на 4,7% больше, чем в 2012 году). Кроме того, разницу удалось сократить за счет акцизов и имущественных налогов: сборы акцизов в 2013 году выросли на 22%, а рост поступлений по имущественным налогам составил 15%. На рисунке 1 представлены данные о налоговых поступлениях в консолидированный бюджет РФ за 2013 год.

Рис.1. Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ за 2013 год

Однако уже тогда независимые эксперты были далеки от оптимизма. Так, аналитик Анна Бодрова высказала свое мнение следующим образом: «Глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что налоговые поступления за прошлый год выросли на 3,4% в годовом сопоставлении. Стоит понимать, откуда взялась эта цифра и почему она не очень-то внушительная: основным ростом показатель обязан «просадке» экономики страны и ослаблению курса российской валюты. То есть, откровенно говоря, налоговые органы особенными достижениями тут похвастаться вряд ли могут» [5].

Возникает вопрос: в условиях спада экономики как долго налоговые поступления смогут не то чтобы оставаться на достигнутом уровне, а не уменьшаться? Ведь налоги уплачивают налогоплательщики, средства которых явно ограничены, и если из года в год экономическая ситуация в стране будет ухудшаться, очевидно будет ухудшаться и положение плательщиков налогов. К тому же следует учитывать новый появившийся фактор – взаимные санкции с Евросоюзом и США, а также серьезное падение цен на сырьевые ресурсы.

Стоит отметить, что санкции против России многосложные, поскольку носят и экономический, и социально-политический характер, что осложняет анализ последствий их введения. Кроме того их отличительной особенностью является точечная направленность, то есть ограничения накладываются не только на государство в целом, как на единый геоэкономический субъект, но и на отдельных резидентов страны: на организации и физических лиц [1]. Безусловно, эти факторы необходимо учитывать при оценке рисков государства и налогоплательщиков, возникших в связи с экономической ситуацией в стране.

В первой половине 2014 года, как ни странно, также можно было наблюдать рост налоговых поступлений: их общий прирост в консолидированный бюджет Российской Федерации составил 13,9 млрд. рублей, причем наибольший прирост отмечался по следующим видам налогов:

  1. по налогу на добавленную стоимость — на 6,1 млрд. рублей или на 9,3%;
  2. по налогу на доходы физических лиц — на 5,6 млрд. рублей или на 8,3%;
  3. по имущественным налогам – на 2,3 млрд. рублей или на 8,2%.

Всего в федеральный бюджет Российской Федерации за 6 месяцев 2014 года перечислено 84,8 млрд. рублей, с ростом к уровню предыдущего года на 9,5%.На рисунке 2 графически представлена сравнительная динамика налоговых поступлений в бюджетную систему РФ за первое полугодие 2010г., 2011г., 2012г., 2013г. и 2014г.

Рис. 2. Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему РФ

И вновь обратимся к главе ФНС Михаилу Мишустину, который в основу возросших темпов роста налоговых поступлений ставит два фактора. Во-первых, как он считает, на рост налоговых поступлений во многом повлияло завершение отдельных этапов крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой сфере, за счет чего сократились расходы на амортизацию, а также замедлились темпы роста вычетов по НДС. Во-вторых, ужесточение налогового контроля: предпринятые меры позволили увеличить на 16% доначисления на одну выездную налоговую проверку и повысили среднюю суму доначислений до 10,6 млн. рублей. Свои слова глава ФНС подтвердил результатами проверок, которые создают оптимистическую (однако лишь для бюджета) картину: уровень взыскания по итогам камеральных и выездных проверок в 2013 году составлял 56%, а в первом квартале 2014 года он уже достиг 65%. Специалисты предполагают усиление фискальной направленности налогообложения к концу года. В таблице 1 приведены данные о поступлениях налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-июль 2013-2014 гг.

Таблица 1.

Поступления налогов в консолидированный бюджет РФ январь-июль 2013-2014 гг

Виды налогов

Поступления налогов в консолидированный бюджет

(январь-июль) млрд. руб.

2013 2014 Темпы роста, %
Налог на добычу полезных ископаемых 1 442,5 1 728,4 119,8
Налог на прибыль 1 217,2 1 466,9 120,5
Налог на доходы физических лиц 1 361,3 1 458,5 107,1
Налог на добавленную стоимость 1 114,9 1 302,3 116,8
Имущественные налоги 559,8 590,8 105,5
Акцизы 531,1 561,3 105,7

Серьезным ударом для российской экономики в 2014 году оказались санкции, введенные западными странами. Всемирный банк, как известно, понизил базовый прогноз роста российской экономики в 2014 году практически до уровня стагнации — до 0,5% с ожидавшихся в марте 1,1% [3]. Причем этот сценарий учитывал сохранение напряженности между Россией и Украиной, а также сохранение санкций. А вот пессимистический прогноз рассматривает введение новых санкций, и в этом случае, по мнению Всемирного Банка, ВВП РФ в 2014 году вырастет на 0,4%, а в 2015 году произойдет уже сокращение на 0,9%. Дело в том, что наша страна во многом не готова к подобным мерам. Да, Правительство РФ уже предпринимает серьезные меры по развитию реального сектора экономики, по развитию технологической основы производства и т.д., но на это, безусловно, нужно время.

В связи с изменившейся ситуацией Правительство РФ было вынуждено серьезно пересмотреть макро-прогноз на 2015г. и плановый период, и, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, повинны в этом были как раз ограничение доступа к финансовым ресурсам, к поставкам высокотехнологичного оборудования, сокращение инвестиционного и потребительского спроса и, что немаловажно, отток капитала. Бывший министр финансов России Алексей Кудрин еще ранее оценил влияние уже введенных ограничений в 1% ВВП. Как он считал, их усиление может спровоцировать рецессию, а в будущем даже привести к сокращению ВВП на 3-4%, но это зависит от того, какого рода будут санкции и на что они будут направлены. Так, например, отключение России от международной системы расчетов SWIFT, по словам Кудрина, могло бы привести к сокращению российского ВВП на 5% в течение года [6].

В Министерстве финансов также указывают на долгосрочную проблему бюджета Российской Федерации: снижение поступлений от нефтегазовой отрасли. Конечно, уже заключено соглашение о поставке нефти в КНР, но полностью это не решит возникшую проблему, которую, к сожалению, быстро преодолеть экономика РФ не в силе, слишком долго мы сидели на «нефтегазовой игле».

На состоявшемся в ноябре 2014 года в Москве Международном финансово-экономическом форуме «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности» в выступлениях видных экономистов, чиновников-практиков прозвучали различные варианты решения возникших трудностей в экономике Российской Федерации. А что если на самом деле санкции окажут лишь положительный эффект на экономику России, и совсем незачем переживать? Было отмечено, что санкции заставляют задуматься о более быстром развитии ряда значимых компонентов развития национальной экономики: национальной платежной системе, системе обмена банковской информации, о дальнейшем развитии банковского сектора и др.

Одним из самых болезненных вопросов в настоящее время является вопрос о том, как выстоят россияне перед лицом усиливающейся бедности. Ведь по состоянию на конец 2014 года официально установленная минимальная заработная плата (то есть оплата труда за полный рабочий день, неделю или месяц) составляла менее 67% прожиточного минимума трудоспособного человека[2]. Такая ситуация существует далеко не первый год, хотя она беспрецедентна и противоречит ст. 33 Трудового кодекса РФ. Вместе с этим, налог на доходы физических лиц удерживается, как известно, в том числе и с минимального размера оплаты труда. Проблема снижения налогового бремени, и особенно для низкодоходных категорий занятых, в условиях нового витка кризиса вновь усиливается. Существующие налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц не выполняют своей социальной функции, не индексируются в связи с ростом цен. Ситуация будет осложняться и с введением с 1 января 2015 года налога на недвижимость (во много раз превышающим прежний налог на имущество физических лиц), отменяющим льготы, которые крайне важны для отдельных категорий населения. Усиление же фискальной политики будет снова наталкиваться на стремление налогоплательщиков «уйти в тень».

Список литературы:

  1. Глазъев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике: научный журнал. М.: «Вопросы экономики» №9, 2014.
  2. www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
  3. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов РФ.
  4. www.nalog.ru– официальный сайт ФНС.
  5. www.rg.ru – официальный сайт Российской газеты.
  6. www.slon.ru – сайт деловых новостей.
    РИСКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И ГОСУДАРСТВА, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ В РФ
    Цель статьи - дать общее представление о налоговой системе Российской Федерации и о роли налогообложения в ее экономике. В статье рассмотрена экономическая ситуация, сложившаяся в России. Показана динамика налоговых поступлений в консолидированный и в федеральный бюджеты РФ за 2013 и 2014 годы; отражены экспертные заключения по развитию экономики России; рассмотрена проблема снижения налогового бремени налогоплательщиков-физических лиц. Сформулированы проблемы государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации.
    Written by: Гришанова Анастасия Михайловна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/26/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook