25 Авг

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Республика Коми с 2013 года осуществляет развитие экономики региона путем организации государственного финансирования в формате программного республиканского бюджета, планируемого на три года. В государственных программах по девятнадцати отраслевым и трем стратегическим направлениям [2] заложено поэтапное развитие Республики Коми (далее – РК) до 2020 года, с прогнозированием до 2030 года [1]. С 2013 по 2014 годы результаты реализации государственных программ оценивались по степени достижения целей и решения задач государственной программы, подпрограмм, оценки степени реализации основных мероприятий, ведомственных целевых программ, а также по запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета РК. Эффективность реализации каждой программы получала оценку «высокая»  (при значении 0,90), «удовлетворительная» (0,75), «неудовлетворительная» (в остальных случаях), по следующей формуле [3]:

 — эффективность реализации государственной программы;

 — степень реализации государственной программы;

 — эффективность реализации подпрограммы;

 — коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей государственной программы (фактические расходы в разрезе подпрограмм).

Действовавшая с 2013 по 2014 годы система оценки результатов достижений программ региона фактически оценивала кассовое освоение бюджетных средств, а по качеству оценки результаты были завышены, т.к. имея высокую оценку, в разрезе по мероприятиям многие показатели результативности программ достигнуты не были. По мнению автора, оценивать эффективность реализации программных расходов бюджета на развитие отрасли необходимо именно по конкретным достигнутым результатам [5].

Новая методика оценки эффективности государственной программы рассматривает программу как стратегический документ в качестве рейтинговой структуры и включает в себя оценку качества работы на всех этапах – от планирования на этапе формирования программы по целям и структуре и увязки целей и задач на всех уровнях исполнения до управления программой на этапе её реализации в течение бюджетного года [4]. Итоги за 2015 год являются не столько оценкой, сколько выводами для планирования бюджета РК на 2017-2019 годы, в условиях сжатия экономики и ограниченности ресурсов бюджета.

Таблица 1.

Результаты оценки эффективности реализации

государственных программ Республики Коми за 2013 — 2015 годы

(по направлению «Новое качество жизни») [5]

Наименование государственной программы Оценка  2014 г./ 2013 г. Вывод

2014 г./

2013 г.

Оценка за 2015 г. Вывод по 2015 г. Эффект
1 Развитие здравоохранения 0,97/ 0,96 Высокая/ Высокая 68,53 Адекватна  
2 Развитие образования 0,97/0,99 Высокая/ Высокая 69,78 Адекватна  
3 Социальная защита населения 1,05/1,06 Высокая/ Высокая 72,03 Умеренно эффективна  
4 Развитие строительства … 0,98/ 0,95 Высокая/ Высокая 71,00 Умеренно эффективна  
5 Содействие занятости населения 1,03/ 1,20 Высокая/ Высокая 63,57 Адекватна  
6 Защита населения и территорий РК от чрезвычай-ных ситуаций… 1,15/ 4,15 Высокая/ Высокая 73,94 Умеренно эффективна  
7 Культура Республики Коми 0,99/0,93 Высокая/ Высокая 76,91 Умеренно эффективна  
8 Развитие физической культуры и спорта 0,87/0,79 Удовл./ Удовл. 84,14 Умеренно эффективна  
  Итого по направлению: 1,00 / 1,38 Высокая 72,49 Умеренно эффективна  

Введен этап экспертной оценки, повышающий объективность оценки.

Таблица 2.

Результаты оценки эффективности реализации

государственных программ Республики Коми за 2013 — 2015 годы

(по направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики») [5]

Наименование государственной программы Оценка  2014 г./ 2013 г. Вывод

2014 г./

2013 г.

Оценка за 2015г. Вывод по 2015 г. Эффект
1 Развитие экономики 1,08/ 0,92 Высокая/ Высокая 72,03 Умеренно эффективна  
2 Развитие промышленности 1,05/ 0,80 Высокая/ Удовл. 64,43 Адекватна  
3 Информационное общество 1,04/0,80 Высокая/ Удовл. 74,87 Умеренно эффективна  
4 Развитие транспортной системы 1,04/0,88 Высокая/ Удовл. 86,22 Эффективна  
5 Развитие с/х… 0,90/0,94 Высокая/ Высокая 72,56 Умеренно эффективна  
6 Воспроизводство и использование природных ресурсов… 1,16/1,01 Высокая/ Высокая 82,73 Умеренно эффективна  
7 Развитие лесного хозяйства 0,87/0,81 Удовл./ Удовл. 66,74 Адекватна  
  Итого по направлению: 1,02 / 0,88

Высокая/ Удовл.

74,23

Умеренно эффективна

 

 

На этапе самооценки республиканские органы исполнительной власти, являющиеся ответственными исполнителями программ, заполняют унифицированную анкету на основании годового отчета о ходе их реализации. Следующий далее этап экспертной оценки специалистами Министерства экономики РК и Министерства финансов РК позволяет независимо оценить качество формирования по целям и структуре, качество планирования  и эффективность реализации (по уровню управления программой и достигнутым результатам).

Таблица 3.

Результаты оценки эффективности реализации

государственных программ Республики Коми за 2013 — 2015 годы

(по направлению «Эффективное государственное управление») [5]

Наименование государственной программы Оценка 2013г. 2014 г. Вывод 2013г.

2014 г.

Оценка за 2015 г. Вывод по 2015 г. Эффект
1 Кадровая политика в системе гос.управления… 1,03/ 0,96 Высокая/ Высокая 69,52 Адекватна  
2 Управление гос.имуществом… 1,28/ 1,00 Высокая/ Высокая 69,37 Адекватна  
3 Управление гос.финансами… 0,98/ 0,97 Высокая/ Высокая 92,52 Умеренно эффективна  
4 Юстиция и обеспечение правопорядка С 15 апреля 2016 года, на основании распоряжения Правительства РК от 15.04.2016 N 168-р

(не оценивается)

  Итого по направлению: 1,10/ 0,98

Высокая / Высокая

77,14

Умеренно эффективна

 

Анализируется целостность каждой программы в части отсутствия невзаимоувязанных и противоречащих  целей и задач, а эффективность расходов соотносится на конкретные достигнутые результаты по основным мероприятиям. Если программа сформирована некорректно или не соответствует Стратегии-2020 [1], то она и не отвечает установленным к документу стратегического планирования требованиям, поэтому роль её результатов значительно снижается, равно как и оценка новой методики [4]. Оценки результатов за 2015 год отличаются от итогов за 2013-2014 годы по причине  комплексного подхода  планирования и реализации программ в единое целое [5].

Категоричность ответов в анкете для оценки эффективности государственной программы (Да (max по удельному весу вопроса) / Нет (0)) позволяет исключить средние оценки, использование которых не имеет ценности при стратегировании.

Рейтинговые оценки по четырем качественным уровням в зависимости от диапазона набранных при заполнении анкеты оценки баллов являются источником важной информации для регионального правительства при определении приоритетов в развитии региона, точек роста, опасных «очагов» при бюджетном планировании, а именно [4]:

  • Оценка «Эффективна» (85-100 баллов) — цели и приоритеты по целевой программе расставлены верно, механизмы и инструменты управления государственной программой привели к достижению запланированных результатов (1 программа);
  • Оценка «Умеренно эффективна (70-84 баллов) – в целом государственная программа поставила перед собой четкие цели и приоритеты, является хорошо управляемой системой, но стоит обратить внимание на механизмы и инструменты по достижению ее цели, чтобы достичь более высоких результатов (10 программ);
  • Оценка «Адекватна» (50-69 баллов) — по государственной программе наблюдается «информационный разрыв» между первичными элементами (целью, задачами, мероприятиями, индикаторами), также для достижения лучших результатов необходимо пересмотреть механизмы и инструменты по достижению цели, а также провести мероприятия по улучшению контроля и управления программой (7 программ);
  • Оценка «Неэффективна» (0-49 баллов) – государственная программа не смогла достичь запланированных результатов из-за отсутствия ясности в отношении цели или приоритетов, плохого управления, или какой-то либо другой значительной слабости программы.

Если программа не набирает при оценке баллов, соответствующих одному из вышеуказанных рейтингов, то в результате оценки выявлена ошибка репрезентативности, недостаточный объем данных не позволяет анализировать государственную программу в качестве рейтинговой структуры, следовательно, считать её документом стратегического развития.

По итогам оценки реализации государственных программ РК за 2015 год только одна из них признана эффективной, а 56 процентов «денег» программного бюджета РК, куммулируемых в десяти программах региона, использованы «умеренно эффективно» и нуждаются в доработке. Более трети программного бюджета (39 процентов) имеют «информационный разрыв» и нуждаются в качественно новом формировании [5].

 

Список литературы:

  1. Постановление Правительства РК от 27.03.2006 N 45 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года// [Электронный ресурс]:  http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/strategy/.
  2. Распоряжение Правительства РК от 30.06.2011 N 252-р (ред. от 15.04.2016) «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Коми».
  3. Приказ Минфина РК, Минэкономразвития РК от 30.12.2011 № 263/487 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Республики Коми»// [Электронный ресурс]: http://econom.rkomi.ru/econom _rkomi/cel_prog/norm/.
  4. Приказ Минфина РК № 255, Минэкономразвития РК № 379 от 30.12.2015 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Республики Коми» // [Электронный ресурс]: http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/cel_prog/gosprogramm/.
  1. Информация о результатах мониторинга реализации государственных программ Республики Коми //[Электронный ресурс]: http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/cel_prog/gosprogramm/.
    РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
    В статье представлены методики оценки эффективности результатов реализации государственных программ Республики Коми. Результаты внедрения новой методики в оценке следует использовать в бюджетном планирования на 2018 год. Государственные программы сосредотачивают большие возможности в развитии Коми региона в целом.
    Written by: Ревако Елена Александровна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/12/2016
    Edition: euroasia-science.ru_#29_25.08.2016
    Available in: Ebook