28 Апр

РАЗВИТИЕ РЫНКА ЗЕМЛИ И ПЛАТЕЖИ ЗА ЗЕМЛЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Формирование и развитие рынка земли — одно из важнейших направлений земельной реформы в Казахстане, реального обеспечения права собственности граждан и юридических лиц на земельные участки. К основным механизмам платного землепользования относятся: нормативная цена земли или ее кадастровая стоимость, рыночная стоимость земли, земельный налог, арендная плата, плата за сервитуты, залоговая стоимость земельных участков и другие регуляторы рыночного оборота [4, с. 169]. Основой формирования рынка земли является возможность свободно осуществлять на нем сделки купли-продажи. Рынок земли в Казахстане формируется по двум направлениям: продажа государством земельных участков из государственной собственности в частную собственность по нормативной стоимости – первичный рынок земли; осуществление различных сделок с земельными участками, находящимися в частной собственности граждан и юридических лиц – вторичный рынок. В Республике Казахстан в качестве нормативной цены выступает кадастровая (оценочная) стоимость земельного участка — расчетная стоимость земельного участка, применяемая при продаже государством земельного участка или права аренды на него, определяемая на основе базовых ставок платы за земельные участки, периодически уточняемых согласно официальной статистической информации об общем уровне инфляции, и поправочных коэффициентов к ним [2, с. 15]. На основе кадастровой стоимости исчисляется плата за возмездное предоставление (продажу) государством права частной собственности и за продажу права аренды на земельный участок. Ниже приводятся базовые ставки платы за земельные участки в областных центрах Республики Казахстан и в городах Алматы и Астана (таблица 1), утвержденные совместными решениями исполнительных и представительных органов и введенные в действие, согласно статье 10 Земельного кодекса Республики Казахстан [2, 20]. Базовые ставки платы за земельные участки по представленным в указанных таблицах населенным пунктам разработаны РГП «НПЦзем» и его филиалами на основе комплексного сравнительного подхода с использованием информации о сделках на рынке земли и иной недвижимости. В процессе оценки проводился анализ рентообразующих факторов, включая качество и местоположение земельных участков, уровень социального обустройства и инженерно-транспортного обеспечения территории и др. [4, с. 170].

Таблица 1

Информация по базовым ставкам платы за земельные участки в областных центрах и городах Алматы и Астана

№ п/п Города Базовые ставки тг./м.кв
1 Астана 6683
2 Алматы 6200
3 Актау 1815
4 Актобе 1287
5 Атырау 2240
6 Караганда 1660
7 Костанай 1357
8 Кокшетау 950
9 Кызылорда 1230
10 Павлодар 1365
11 Петропавловск 1270
12 Тараз 1040
13 Талдыкорган 1150
14 Уральск 1140
15 Усть-Каменогорск 2114
16 Шымкент 1275

Рисунок 1. Значения базовых ставок платы за землю в РК

 

Первичный рынок земли включает в себя операции по предоставлению земельных участков из государственной собственности в частную собственность на возмездной основе путем единовременной продажи, либо в рассрочку, а также продажа права землепользования на возмездной основе (продажа права аренды на земельный участок несельскохозяйственного назначения). Земли населенных пунктов, промышленности и иного несельскохозяйственного назначения для предпринимательских целей предоставляются государством только на платной основе. Дополнительно, сверх установленных норм, земельные участки для вышеуказанных целей предоставляются на платной основе [4, с. 175]. По состоянию на 1 декабря 2015 года в республике было продано 1228,6 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения на сумму 19,1 млрд. тенге. Динамика продажи государством земель сельскохозяйственного назначения с момента введения частной собственности на данную категорию земель представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика продажи государством земель сельскохозяйственного назначения, тыс. га

Показатели Годы
2013 2014 2015
Продано земель (нарастающим

итогом)

1 115,6 1220,3 29,9
в том числе:

продано земель за год

119,5 104,7 84,8

В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами необходимо дальнейшее вовлечение земель в рыночный оборот.

Список литературы

  1. А.Н. Асаул, С.Н. Иванов, М.К. Старовойтов Экономика недвижимости Учебник для вузов. — 3-е изд., исправл. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. -304 с
  2. Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.04.2015 г.)
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003 года № 890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду»
  4. Сводный аналитический отчет «О состоянии и использовании земель Республики Казахстан за 2015 год», Астана
    РАЗВИТИЕ РЫНКА ЗЕМЛИ И ПЛАТЕЖИ ЗА ЗЕМЛЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
    В последние годы наметились позитивные сдвиги в реформировании земельных отношений и развитии земельного рынка в Республике Казахстан. Рыночный характер использования земельных ресурсов закреплен в комплексе законов о земле. Рынок земли – главный инструмент проведения земельной реформы в Казахстане. Бесплатность пользования землей являлось одной из главных причин неэффективного использования в сельском хозяйстве, высокой землеемкости в градостроительстве и промышленности.
    Written by: Николайчук Анна Анатольевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/20/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook