30 Янв

Развитие малого и среднего бизнеса как основной фактор экономического роста России




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Малый бизнес и предпринимательство занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общества. С одной стороны, малое предпринимательство — это основа развития свободных рыночных отношений, основанных на свободе распределения всех видов ограниченных ресурсов. С другой стороны — малое предпринимательство это наиболее действенная форма повышения эффективности общественного производства, поскольку его применение, в отдельных сферах, дает ощутимый хозяйственный результат. В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99%. В этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения и производится более половины ВВП.

Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Их количество в России в 6 раз меньше чем в Германии, в 7,5 раз — по сравнению с Великобританией, в 13 раз меньше чем в США. Доля малого бизнеса в общественном производстве существенно разнится: от 10-11 % ВВП — в России до 50-60 % — в экономически развитых странах мира.

С приходом к власти в России команды В.В. Путина политика становиться более ориентированной на защиту субъектов предпринимательства, создание условий для его развития. Президент Российской Федерации В.В. Путин выделяет необходимость и обращает внимание всех руководителей регионов серьезно отнестись к развитию малого бизнеса в России «…без развития этого сектора экономики не удастся выйти из чрезмерной зависимости от энергетического комплекса, и экономика России будет продолжать зависеть от цен на нефть. Если же малый бизнес будет развиваться успешно, бюджет страны будет пополняться «вне зависимости от колебаний на внешнем рынке».

Можно выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса: несовершенство нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства; затруднение доступа субъектов малого предпринимательства к государственному и местному заказу; отсутствие реальных финансово­кредитных механизмов для инвестирования; несовершенство системы налогообложения; проблемы материально-ресурсного обеспечения малого бизнеса; трудность в осуществлении инновационных проектов и программ; неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий; проблемы подготовки специалистов для малого предпринимательства; слабая кооперация малого и крупного бизнеса; несовершенство государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса; высокий уровень монополизации рынков.

Динамика развития малого предпринимательства в Южном Федеральном округе свидетельствует, что этот институт еще не стал фактором успешного социально-экономического развития региона. Недооценка экономических и социальных возможностей малого и среднего предпринимательства могут быть расценены как крупный стратегический просчет, чреватый углублением кризиса российской экономики.

Существуют еще два десятка переменных, которые обозначают многообразные видовые различия предпринимательской деятельности. Характер организационно-хозяйственных действий зависит от размеров вовлеченных ресурсов и сфер (отраслей) их освоения. Эти действия могут выходить за пределы производства, например, в сферы политики, науки, искусства, если они ориентированы на извлечение прибыли. Эта функция присуща любой хозяйственной системе. Она вполне может реализовываться, как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики, существовать при самых разных политических режимах.

Предпринимательство обладает всеми чертами идеологии как системного мировоззрения. Оно содержит набор рационализирующих схем, относящихся как к индивидуальному действию, так и к общественному развитию, поведению фирмы и кругообороту национального капитала.

Предпринимательство предлагает относительно замкнутую систему ценностных ориентиров, таких, как независимость, самореализация, стремление к индивидуальному успеху в осязаемых материальных формах. Вброшенная в российское пространство идеологическая схема, превозносящая предпринимателя, заимствована из западного арсенала, где она задействуется для выполнения мобилизационных функций.

Российская Федерация представляет в настоящее время зону социального бедствия. По данным Госкомстата уровень безработицы в  России — 8%.  Страна испытывает негативное воздействие миграции, которая увеличивает нагрузку на рынок труда, соответственно, растет социальная напряженность.

Интерес представляет также показатель скрытой безработицы, который варьирует по России от 1,5% до 18%. Занятость в неформальном секторе экономики (в стихийной торговле и сервисе, домашнем и подсобном хозяйстве, трудовой и челночной миграции) обеспечивает стабильный достаток населению и оказывает «смягчающий» эффект на ситуацию с безработицей на региональном рынке труда. Многие сельскохозяйственные предприятия стали развивать переработку продукции — открыли пекарни, колбасные цеха, развили переработку кормов и пр. Доля новых направлений экономической деятельности для сельскохозяйственных предприятий составляет около 20% общего объема выпускаемой продукции.

Отличительной чертой безработицы в России является молодежный состав, высокий уровень образования и длительный период пребывания в реестре безработных. Особенно «молодая» безработица в Чеченской Республике и Республике Дагестан. Здесь каждый десятый безработный — молодой человек в возрасте до 20 лет, а каждый третий — от 20 до 39 лет. Доля молодежи среди безработных повышена в Кабардино- Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках. Особенностью безработицы на Северном Кавказе является ее застойный характер.

В целом по стране при   относительной стабилизации  рынков труда продолжает обостряться проблема занятости населения в регионах России  на локальном уровне — в малых монофункциональных городах и сельской местности. Во многих регионах страны существенно ограничены возможности трудоустройства, а тем более создания новых рабочих мест. Достаточно широкое распространение получила самозанятость населения, теневая и криминальная экономика. Главные отрасли теневого оборота в России: нелицензированное производство нефтепродуктов и их продажа; неофициальное кустарное производство морепродуктов и их реализации; нелицензированное производство винных и коньячных фальсификатов под известными торговыми марками из собственного и контрабандного спирта; нелегальное производство и сбыт водки; неучтенная вырубка леса и ее экспорт и пр.

Например, в Республике Дагестан доля теневого сектора экономики составляет 73%. В Республике Северная Осетия-Алания экономическая жизнь концентрируется вокруг водочной промышленности. По данным МВД РФ здесь выпускались каждые две из пяти бутылок водки, производимых в России. В Чеченской Республике важной частью теневой экономики долгое время были кустарные нефтепромыслы, где перерабатывались расхищаемые нефть и конденсаты, т.е. техногенные нефтепродукты.

В силу различных стартовых условий и уровней развития производительных сил регионов, а также в результате перераспределения финансовых потоков, к настоящему времени значительно возросла межрегиональная дифференциация в области производства продукции, что связано с эффективностью функционирования реального сектора экономики. В условиях кризисной социально-экономической ситуации, в большинстве регионов, объективно необходима реализация региональной политики, предусматривающей расширение сотрудничества между регионами, согласованность действий по взаимному развитию, разрешению противоречий и споров. Для этих целей созданы межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

Малое предпринимательство как субъект экономики существует в России более десять лет. Завершение этапа становления малого предпринимательства потребовало решения задач по рационализации его отраслевой структуры, выравниванию региональных диспропорций, повышению экономической эффективности этого сектора экономики. Его развитие призвано решить ряд социально-экономических проблем: создание политической стабильности в обществе; формирование рациональной структуры реального сектора экономики; образование среднего класса; смягчение безработицы; рост доходной части бюджетов всех уровней.

Анализ размещения малых предприятий по регионам Российской Федерации показал, что более 70% их расположено в европейской части России. Наибольшее количество малых предприятий находится на территории Центрального и Северо-Западного экономических районов. Каждое пятое малое предприятие функционировало в г. Москве, каждое восьмое — в г. Санкт-Петербурге. Реализация региональных программ поддержки малого предпринимательства позволяет организовать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентирует предпринимателей на решение приоритетных задач региона, расширяет сферу их деятельности за счет приватизации государственной и муниципальной собственности, позволяет регулировать предпринимательскую деятельность экономическими методами.

Серьезной проблемой, мешающей равномерному развитию малого предпринимательства, является высокая социально-экономическая дифференциация регионов Российской Федерации. Она во многом обусловлена объективными факторами, в том числе природно — климатическими условиями, наличием ресурсов, полиэтническим разнообразием и их культурно-историческим прошлым.

В Российской Федерации сформирована система поддержки малого предпринимательства. В системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопросами занимаются как подразделения различных органов исполнительной власти, так и самостоятельные структурные подразделения: управления, департаменты, отделы, министерства. Созданы советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в субъектах РФ.

Существующие недостатки в действующем законодательстве заполняются подзаконными актами, в связи с чем, на региональном уровне появляются нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству. Принятие многочисленных ведомственных и региональных дополнений, разъяснений, инструкций разрушает правовое поле регулирования, создает благоприятную среду для злоупотреблений и вызывает серьезное недовольство предпринимателей. Ликвидация такой практики — важная задача упорядочения нормативной правовой базы регулирования для малых предприятий.

Рассматривая глобальные проблемы малого предпринимательства, следует выделить три задачи, которые необходимо решить, т.к. бизнес — это экономическая и социальная основа общества. Первая задача — это преодоление экономических и административных барьеров. Вторая крупная проблема — это доступ бизнеса к финансовым ресурсам. Третья проблема, одна из самых крупных в развитии бизнеса — это налоговый пресс.

В настоящее время существует реальная необходимость в разработке новой парадигмы развития российского малого предпринимательства и функционирования систем его государственной поддержки. Российский малый бизнес в реальном секторе экономики представлен следующим образом: в промышленности действуют 15-16% от общего количества российских МП, в которых работали 22-23% среднесписочного числа занятых и, производилось 21-23% объема выпущенной продукции. Более развит малый бизнес в строительстве, в котором функционируют 16-17% от общего числа малых предприятий, где сосредоточены 24% числа занятых. В объеме строительной продукции на малый бизнес приходится около 23%.

Анализ финансового состояния малого предпринимательства в сфере реального сектора экономики и опрос предпринимателей выявил, что субъекты малого предпринимательства готовы увеличить объем продукции в 2-3 раза при условии, что совокупный объем всех налогов и отчислений не превысит 15%. Будущее российского предпринимательства определяется возможностями развития реального производства и формирования кооперационных связей малых и крупных предприятий. Основные формы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса — это система субподряда, лизин, франчайзинг, «инкубаторы» малого и среднего бизнеса.

Конкретными мерами государства по устранению административных барьеров могут послужить: корректировка законов в пользу населения и предпринимателей; запрет контролирующим органам взимать плату за выполнение своих функций и проведение дополнительных (платных) экспертиз; запрет на взимание платы за проезд по государственным дорогам, за въезд в населенные пункты, проезд через мосты, нарушающих конституционное право граждан на свободу передвижений.

В настоящее время внешняя среда для малого предпринимательства в России остается неблагоприятной. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как поддержкой процесса саморазвития бизнеса. Государство должно создать условия, в которых предприниматель сможет эффективно достигать целей, прежде всего экономических: максимизации прибыли, эффективности инвестиций, собственного благополучия, минимизации риска, защиты собственности и личности. Предпринимательство должно обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка: рост благосостояния, поддержание занятости  населения, социально-политическую стабильность, укрепление национальной безопасности и экономической мощи.

Основной приоритет государственной политики поддержки предпринимательства должен быть отдан предпринимательству, ориентированному на инновации, а также на те формы предпринимательской деятельности, которые дают комплексный, мультипликативный эффект. Речь идет об интеграции экономических, социальных, политических и нравственных факторов с учетом особенностей российского хозяйствования, таких его форм, как ремесленничество, народные промыслы, кустарничество.

        Перспективным направлением государственной политики в области малого предпринимательства, с целью обеспечения доступа к финансовым ресурсам, является путь распределения кредитных рисков между банками, лизинговыми компаниями и государством. Основным условием успеха системы будет являться доверие банков к специальным гарантам в лице гарантийных фондов.

Для аккумулирования внебюджетных финансовых ресурсов необходимо инициировать создание кредитных кооперативов, обществ, союзов взаимного кредитования и страхования инвестиций в малый бизнес на местах, с одновременным обеспечением условий для централизованной закупки кредитных ресурсов на рынке, с их последующим распределением по умеренным ставкам между субъектами кредитной кооперации.

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, являются приоритетными направлениями налоговой политики и являются необходимыми условиями улучшения налогового климата для малых предприятий. Система является «прозрачной», как для самих налогоплательщиков, так для налоговых органов и, будет способствовать с одной стороны — усилению контроля, а с другой стороны — к увеличению инвестиционной активности предпринимателей.

В области использования муниципальной собственности для нужд малого предпринимательства необходимо: разработать и принять нормативные документы, определяющие специальные условия с применением льгот, преференций, порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и оборудования предприятий, находящихся в федеральной собственности — малым предприятиям, на условиях долговременного хозяйственного ведения, долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг.

В целях повышении эффективности ведения предпринимательской деятельности, содействовать развитию электронных форм ведения бизнеса, осуществлять пропаганду возможностей новых информационных технологий, разрабатывать и внедрять на региональном уровне целевые программы развития электронной коммерции. Взаимодействие крупных и малых предприятий должно быть построено на основе синергического эффекта в pамках общей хозяйственной структуры за счет взаимного использования каждым предприятием конкурентных преимуществ своего контрагента.

Повышение эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства требует наличия ряда внешних условий, в первую очередь таких, как стабильность деятельности субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки, достаточное государственное финансирование, льготное налогообложение. К 2016 году должно быть завершено создание целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях, с переносом центра тяжести на муниципальный уровень.

  1. Реализация мероприятий региональных программ поддержки малого предпринимательства позволит: снизить уровень безработицы; обеспечить насыщение товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства; создать новые рабочие места, прежде всего в производственной сфере и сфере услуг; увеличить вклад в ВВП России; увеличить налогооблагаемую базу и пополнение бюджетов; обеспечить создание элементов инфраструктуры, доступных для малых предприятий и оказывающих информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую и другие виды поддержки МП.
  2. Приоритетными направлениями расходования средств на реализацию региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должны стать:  формирование инфраструктуры поддержки малых предприятий; создание механизмов обеспечения гарантий в малом и среднем бизнесе; поддержка и развитие эффективных производств, обеспечивающих создание новых рабочих мест; насыщение товарного рынка продукцией местных производителей, необходимых и выгодных для экономики России.
  3. Комитетам по малому и среднему бизнесу и предпринимательству органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  необходимо предоставить право оперативно, в зависимости от сложившейся ситуации, изменять статьи финансирования программ в рамках общей суммы.

Библиографический список:

  1. Кузин М.Г. Цивилизованный институт заработной платы. Научный вестник АИТОНК. Пятигорск 2013.
  2. Цуканов В.А. Хозяйственная экономическая активность населения Северного Кавказа // Научный вестник АИТОНК. Пятигорск, 2008.
  3. Цуканов В.А., Кузин В.П. Трудовая занятость населения ЮФО в контексте трансформации социально-экономической парадигмы. Научные труды. — Т.21. — М.: С-КФ МАДИ (ГТУ), 2008.
  4. Цуканов В.А., Бикетов В.Г. Целевые программы социально-экономического развития ЮФО. Сборник научных трудов. — Т.7, — Пятигорск.: УИБиП, 2008.
  5. www. garant.ru
  6. www.consultant.ru
    Развитие малого и среднего бизнеса как основной фактор экономического роста России
    Written by: Межидова Диана Висхановна, Кудусов Л.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/30/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook