30 Дек

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современной науке, под Корпоративной социальной ответственностью принято понимать систему добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленную на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях.

В России развитие корпоративной социальной ответственности началось в последнее десятилетие. С тех пор число российских компаний, внедряющих в свою деятельность принципы социальной ответственности, постоянно растет. Это может быть объяснено активным продвижением российского бизнеса на международные рынки, а также стремлением компаний сделать свой бизнес более цивилизованным, упрочить репутацию в глазах заинтересованных сторон, снизить уровень нефинансовых рисков.

Необходимость повышения социальной ответственности бизнеса отмечается сегодня на самом высоком государственном уровне. При этом особо важная роль в этом процессе отводится госкорпорациям и компаниям с государственным участием. Так, в июне 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поручил Правительству Российской Федерации разработать предложения «о порядке применения добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а также об обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доля участия государства в которых составляет 100%, нефинансовых отчетов об устойчивости развития, подлежащих независимой проверке или заверению».

Стоит отметить, что электроэнергетика играет особую роль в экономике России, являясь базовой предпосылкой для развития отечественного бизнеса, жизнедеятельности общества. Ответственность электроэнергетики в целом как производственной отрасли состоит в том, чтобы в любой географической точке страны обеспечить любому и каждому добросовестному пользователю оказание услуг, которые признаны значимыми и критичными для жизнеобеспечения.

Для этого электроэнергетика должна быть способна обеспечить достаточную мощность и качественную доставку продукции. Также должна быть обеспечена надежность её критических элементов, в том числе за счет регулирования запасов топлива и поддержания нормативных резервов мощности, развития пропускной способности сетей и установления технических регламентов и т. п.

Большинство энергетических компаний России разделяют корпоративную ответственность за функционирование и развитие отрасли с другими субъектами энергетики: государством, инфраструктурными организациями, компаниями, работающими в условиях либерализованного рынка, и саморегулирующимися ассоциациями в электроэнергетике.

Именно поэтому в компаниях под корпоративной социальной ответственностью понимается: гарантия надежности и бесперебойности электроснабжения,  его доступности, в том числе [3, С.18.]:

  • территориальной доступности, когда самые отдаленные, экономически депрессивные районы бесперебойно снабжаются электричеством;
  • ценовой доступности, когда цены на электроэнергию являются экономически обоснованными и общественно приемлемыми;
  • организационной доступности, когда правила пользования услугами энергокомпаний прозрачны, общеизвестны и выполнимы, и в случае их выполнения любому и каждому пользователю не может быть отказано в предоставлении услуги.

Для успешного функционирования в рамках непрерывно изменяющейся конкурентной среды необходимо постоянно совершенствовать свою деятельность, пересматривать подходы и задачи компаний. Для этого в практике менеджмента принято применять широкий набор технологий, таких как получение аналитических заключений, различных рейтингов, проведение опросов и анализа материалов СМИ. Работа в сфере корпоративной ответственности также может быть высокоэффективной [2]. Так, для большинства компаний, ключевой смысл работы в сфере корпоративной ответственности состоит в том, что данная деятельность позволяет выявлять тенденции и ожидания внутренних и внешних заинтересованных сторон. Таким образом, внедрение механизмов КСО в практику управления компании приводит к повышению эффективности деятельности в целом, выявлению проблемных аспектов и отсутствующих или дублирующихся механизмов.

В отношении подготовки нефинансовой отчетности организаций энергетического сектора стоит отметить активное применение стандартов GRI. Система Отчетности GRI по устойчивому развитию объединяет в себя руководство и сопутствующие материалы, подготовленные GRI. Система состоит из Руководства по Отчетности, приложений к секторам, а также из технического протокола. Систему можно применять в организациях любого размера и типа, из любой отрасли или региона. Система используется тысячами организаций во всему миру, как основа для подготовки  отчетов по устойчививому развитию. Основной миссией GRI является cоздание устойчивой глобальной экономики при помощи организаций и предприятий, которые оказывают положительное влияние на на экономическую, экологическую, социальную и управляющую составляющую производства, и ведут прозрачную отчетность.

GRI участвует в нескольких глобальных стратегических партнерстваx с такими организациями как, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), Организация Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций Глобального договора (ГД ООН) [1]. Руководство GRI осуществляет успешные совместные усилия с Earth Charter Initiative, Международной финансовой корпорацией (МФК), Международной организацией по стандартизации (ИСО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Таким образом, в заключении хотелось бы отметить, что компаниях энергетического сектора России особое внимание уделяется ведению нефинансовой отчетности, выражающееся в ведении в действие механизма внутреннего контроля, как управленческого, так и профсоюзного, осуществлении различного вида контроля со стороны общества, включая участие в смотрах, конкурсах, как государственных, так и общественных, а также организацию переговорных площадок с критически настроенной общественностью, имеющей моральное право требовать диалога с компанией. Осознавая, что одностороннее принятие социальных обязательств коммерческим предприятием в конкурентной среде невозможно, компании рассчитывают на солидарную позицию других участников рынка и заинтересованное сотрудничество со стороны государства.

Список литературы

  1. http://rspp.ru — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) (официальный сайт)
  2. http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт)
  3. Данилова Е. Н. КСО как благотворительность — это прошлое. Аналитика / Е.Данилова // ЗАО ПАКК. — 2013. — №9. — С.18.
    РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
    Written by: Бутова Татьяна Витальевна, Свиридова Елена Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/20/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook