30 Янв

ПРОБЛЕМЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Необходимость возврата НДС из бюджета возникает у предприятий нередко, и, хотя эта операция трудноосуществима, заниматься ею  бухгалтеру приходится. Контактируя с поставщиками товаров и услуг, предприятие оплачивает НДС с закупаемой части товара (услуг) в цене, а, реализуя их, начисляет налог, и разницу между начисленным налогом и вычетом уплачивает в бюджет. Если вычеты превышают начисление, то речь идет о возмещении налога из бюджета.

Сложности с возмещением НДС из бюджета объясняются применением  мошеннических схем по возврату налога. Поэтому позиция налоговиков заключается в поиске разнообразных формальных оснований для отказа в возврате НДС. Безосновательное заявление о возврате налога из бюджета рассматривается, как мошенничество. Это карается судебными органами в соответствии с принятыми по данной статье УК реальными сроками лишения свободы, даже в том случае, если от ИФНС получен отказ в возврате налога.

Принимая решение о начале работы по возмещению налога из бюджета, и заявляя об этом ИФНС, руководителю и бухгалтеру организации следует подготовиться к всевозможным выездным налоговым проверкам, в ходе которых может быть проверена полностью вся деятельность предприятия, а не только конкретные сделки, явившиеся основанием для возврата НДС.

Обязательным условием для возврата налога является наличие всех документов, подтверждающих заявленную сумму. Нередки случаи, когда в результате таких проверок вместо разрешения к возврату НДС, компания получает внушительное доначисление налога.

Теоретически простая процедура порядка проведения возврата НДС происходит в несколько этапов:

  1. Составление декларации и подача ее в ИФНС. Этот документ подтвердит превышение суммы вычетов над начисленным за оспариваемый период НДС и сумму разницы, подлежащей возврату на счет налогоплательщика.
  2. По факту предоставленной декларации проводится налоговая камеральная проверка. Её результаты подтвердят или опровергнут обоснованность указанной к возврату суммы. Результаты проверки оформляются актом, в котором указываются установленные нарушения (при их наличии). Если нарушений не установлено и выносится решение о возмещении средств на счет налогоплательщика, то приниматься такое решение должно в течение 7 дней со дня окончания проверки.
  3. При получении разрешения к бюджетному возмещению НДС, что бывает нечасто на таком этапе, но все же бывает, налогоплательщик получает средства на счет или погашает другие налоговые обязательства из этих сумм и работает в обычном режиме.

Обычно руководитель ИФНС, акцентируя внимание на выявленных актом проверки нарушениях, отказывает в возмещении НДС. При несогласии с таким оборотом событий апеллировать следует к вышестоящему налоговому органу, как правило, это — УФНС России по субъекту Федерации.

В случае отсутствия результата, следующим этапом является обращение в суд для обжалования решения. Подобные дела рассматриваются в Арбитраже, но для вступления в силу решения, компании необходимо выиграть суды первой и апелляционной инстанций. ФНС имеет право на кассацию или обжалование решения в надзорной инстанции. Если окончательное решение принято в пользу налогоплательщика, он вправе получить автоматическое бюджетное возмещение по исполнительному листу и потребовать от ИФНС оплаты судебных издержек — стоимость госпошлины и юридических услуг.

Компания имеет право на взыскание процентов в случае задержки возврата суммы НДС при нарушении сроков, если разрешение на возмещение получено. В этом случае по прошествии 11 дней после окончания проверки на сумму возмещения налога начисляются проценты за просрочку платежа по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Указанные выше необходимые этапы работы по возврату налога на счет предприятия складываются в следующий алгоритм: проверка декларации с предоставлением необходимого пакета документов; ознакомление с актом проверки, его подписание и составление протокола разногласий, если есть необходимость; апелляционная жалоба;        решение УФМС;          арбитражный спор; исполнение судебных решений.

Очень важно на этапе подготовки к сдаче документальных подтверждений для возмещения НДС определить весь пакет документов, необходимых для подтверждения законности требований компании. Практика показывает, что основным требованием к оформлению документов является безукоризненно правильное и четкое заполнение всех полей и реквизитов, наличие подписей и печатей. Потребуются документы: счета-фактуры, полученные и выданные; накладные на получение и отпуск товаров; документы, подтверждающие факт оплаты и реализации — чеки, платежные поручения; книга покупок и продаж; журнал регистрации счетов-фактур, полученных и выданных. Все документы должны быть грамотно составлены, подписаны, скопированы и идентичность их с оригиналами подтверждена печатью организации и подписью должностного лица.

В случае, если все документы, предоставленные в налоговую инспекцию, правильно оформлены, акт проверки достаточно лоялен, а разрешение на возмещение НДС из бюджета не получено, то решение проблемы однозначно — апелляция к вышестоящей инстанции и последующее обращение в суд, в случае повторного отказа. Отказ налоговиков не всегда бывает мотивирован. Зачастую в акте проверки может быть не зафиксировано ни одного нарушения, а отказ в возмещении получен, и действия ИФНС не имеют логических обоснований.

 Возврат НДС при экспорте товаров за пределы России имеет свои отличия, что связано с особенностями исчисления НДС по внутренним и экспортным операциям.

Например, компания купила товар внутри России. Предположим, что его покупная стоимость составляет 118 руб., в том числе   НДС — 18 руб. При продаже его внутри России, например, за 125 руб., в т.ч. НДС -19,07 руб., компания получает доход в размере 7 руб., из которого перечисляется в бюджет НДС в сумме 1,07 руб. (19,07 руб. — 18 руб.).

 Если тот же самый товар, за ту же цену,  компания продает на экспорт, тогда начисленный НДС составляет 0 руб., т. к. ставка НДС при экспорте 0%, а  НДС к вычету -18 руб., тем самым, бюджет должен 18 руб. экспортного НДС. Отсюда, компания имеет дополнительно к доходу в сумме 7 руб., экономию средств, в виде НДС, в размере 18 руб.

Новация возврата экспортного НДС в том, что компании следует заявить требование о возврате НДС и пройти камеральную проверку всей деятельности за квартал.

С целью совершенствования налогового администрирования Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» внесен ряд существенных изменений в налоговое законодательство.

Так, с 1 января 2014 года все налогоплательщики и налоговые агенты, на которых возложена обязанность подачи налоговой декларации по НДС, в обязательном порядке подают декларации по НДС в электронном виде по установленному формату по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Кроме этого, с 2015 года введена обязанность расширенного декларирования операций, связанных с исчислением и уплатой НДС. В налоговой декларации по НДС будут отражаться сведения об операциях налогоплательщика из книги покупок и книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Указанные изменения дают возможность создать автоматизированный инструмент камерального контроля по сопоставлению покупок и продаж различных организаций. Такой механизм позволит непосредственно после представления налоговой отчетности выявлять и пресекать попытки мошеннического возмещения НДС из бюджета.

В свою очередь, упростится процесс камеральной налоговой проверки добросовестных налогоплательщиков. Исчезнет потребность в истребовании значительных объемов документов, поскольку подтверждение реальности и достоверности указанных в декларации данных будет производиться автоматически.

Таким образом, возмещение НДС из бюджета сложная, но вполне осуществимая операция. Бухгалтер, ответственный за проведение операции должен быть предельно внимателен и к оформлению документов, и к подаче заявления. Наибольшей проблемой может стать камеральная проверка. Однако следует помнить, что налоговые органы не вправе затребовать какие-либо другие документы, кроме тех, которые подтверждают взаиморасчёты и проведённые операции с указанным в заявлении контрагентом.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: «КноРус», 2015.
  2. Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути решения. Монография. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
  3. Мандрощенко О.В. Проблемы обложения НДС инвестиционной деятельности// Сибирская финансовая школа.- Новосибирск, 2009.- N4
    ПРОБЛЕМЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ
    Written by: Мандрощенко Ольга Валентиновна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/30/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook