31 Окт

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Социально-демографические процессы имеют весомые последствия для развития территорий, поскольку экономика страны и ее регионов определяется не только природными богатствами, но и человеческими ресурсами. В ближайшие десятилетия России предстоит решить серьезную задачу – поддержание экономического роста в условиях сокращающегося населения. Помимо сокращения предложения рабочей силы будут происходить и ее качественные изменения, главное из которых – старение экономически активного и занятого населения. Существующие различия в экономических, социальных, природно-климатических, географических и экологических условиях регионов России определяют необходимость поиска оптимальных путей противодействия кризисным явлениям в наиболее проблемных сферах каждого субъекта РФ. В социально-экономическом развитии регионов России присутствуют такие устойчивые проблемы как общее сокращение численности населения, уменьшение трудового и репродуктивного потенциалов.

Сокращение численности населения. Одним из основных показателей, определяющих воспроизводство населения, является общий коэффициент рождаемости населения. В результате активных мер Правительства, начиная с 2006 г. растет уровень рождаемости, за 2014 г. его значение составило 13,3 чел./1000 человек населения (в 2000 г. – 8,7). Бесспорным фактором, спровоцировавшим положительную динамику уровня рождаемости, является вступивший в силу с 1 января 2007 года Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым при рождении второго или последующих детей женщина получает право на получение материнского капитала. Значимость материнского капитала была оценена при сравнении приведенного потока всех пособий на второго или последующих детей с приведенным потоком заработной платы за полтора года, что соответствует периоду отпуска по уходу за ребенком. Среднестатистическая женщина в 2007 г. оказалась бы в более выгодном материальном положении при рождении второго или последующих детей, чем при осуществлении трудовой деятельности (приведенный поток всех пособий на второго или последующих детей составил 106% приведенного потока заработной платы). Однако в 2014 г. темпы роста заработной платы опережают темпы роста социальных пособий, в результате приведенный поток всех пособий на второго или последующих детей составил 84% приведенного потока заработной платы. Результаты социологических исследований показывают, что влияние материнского капитала на решение о рождении ребенка незначительное (таблица 1).

Таблица 1

Самооценка женщинами влияния дополнительных мер государственной помощи семьям с детьми на решение о рождении ребенка, %

Год рождения ребенка Если у Вас родился ребенок в 2007-2009 гг., то повлияло ли на Ваше решение о рождении ребенка то обстоятельство, что начали реализовываться дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми?
не повлияло повлияло, появился ребенок, рождение которого до этого откладывали эти меры помогли принять решение о рождении ребенка, которого без этого не могли себе позволить трудно сказать

Первый ребенок

2007 92,6 3,7 3,7
2008 87,8 4,9 7,3
2009 89,3 3,6 3,6 3,6

Второй ребенок

2007 92,3 3,8 3,8
2008 50,0 25,0 15,6 9,4
2009 78,6 14,3 9,7 4,2

Источник: Росстат. Итоги выборочного обследования «Семья и рождаемость», сентябрь-октябрь 2009 г. [1].

Однако, при сохранении рождаемости на уровне 2008-2014 гг. через 10-15 лет, когда работающие поколения 60-70-х годов начнут достигать пенсионного возраста, без адекватной замены молодыми поколениями ситуация может значительно обостриться, что создаст препятствие для развития России.

Падение числа потенциальных матерей оказывается существенное влияние на воспроизводственные процессы населения. Абсолютное число женщин детородных возрастов в России достигло исторического максимума в 40 млн. человек в 2002-2003 гг. Однако в ближайшие годы эти благоприятные условия останутся в прошлом. С 2004 г. идет сокращение числа женщин репродуктивного возраста: на 1 января 2013 г. их численность составляла 37 млн., к 2015 г. она сократится до 35 млн., к 2025 – до 33 млн. В 2004 г., когда число рождений (1502 тыс.) было максимальным за период между 1992 и 2007 гг., на каждую 1000 женщин в возрасте 15-49 лет приходилось 37,7 рождения. Только для того, чтобы такое же число детей родилось при числе женщин в репродуктивных возрастах, которое ожидается в России в 2025 г., этот показатель должен повыситься примерно до 45,7. Однако, учитывая, что ежегодное число смертей на протяжении всего периода до 2025 г. будет превышать 2,2 млн., 1,5 млн. рождений явно недостаточно. Для того, чтобы число рождений устойчиво превышало число смертей, оно должно находиться на уровне, близком к 2,3 млн. в год. Для этого необходимо, чтобы в 2025 г. на 1000 женщин в возрасте 15–49 лет приходилось 70 рождений.

Сохранение бедности населения и дифференциации населения по уровню дохода. В период экономического подъема (2000-2007 гг.) практически во всех субъектах РФ отмечается рост соотношения среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму. Но произошедший в 2008 г. провал промышленного производства нанес заметный удар по материальному благополучию населения территорий России. Однако проводимая Правительством РФ антикризисная политика в 2008-2009 гг. позволила предотвратить рост социальной напряженности и снижение доходов населения.

В процессе экономического развития России выросли не только доходы населения, но и разрыв между уровнями доходов богатых и бедных. Об увеличении неравенства доходов в период 2000−2013 гг. свидетельствует рост коэффициента фондов (отношение среднего уровня денежных доходов 10 % самых высокодоходных слоев населения к 10 % самых низкодоходных слоев) с 13,9 раза до 16,2 раза.

За последние годы в России наблюдалась тенденция сокращения уровня бедности, подтверждением чего является снижение значения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения с 29,0% до 11,0%. В то же время динамика индикатора доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума помимо динамики показателей доходов зависит от значения и динамики изменений самого этого минимума. Выбор значений прожиточного минимума, так или иначе, достаточно субъективен, и потому снижение показателя бедности может говорить не о его реальном уменьшении, а о неоправданном занижении Правительством РФ данного показателя, что выражается, в том числе, в отставании его роста от динамики роста средних доходов.

Положение пенсионеров выглядит еще хуже. Средний размер пенсий на сегодняшний день в большинстве регионов сопоставим с прожиточным минимумом пенсионеров. С 2015 года в России начнет действовать новая формула расчета пенсии. Причем в полной мере она будет работать для тех, кто в 2015 году только начнет свою трудовую деятельность. Нынешним пенсионерам пенсии будут автоматически пересчитаны. При этом вопрос, как измениться уровень материального обеспечения пожилых людей, остается открытым. При этом дискуссии по поводу внедряемой новой пенсионной формуле свидетельствуют о недостаточной проработанности методологии и механизмов реализации инновационных проектов социальной направленности (таблица 2).

Таблица 2

Результаты опросов общественного мнения «Что думают россияне о пенсионной реформе?», июнь 2013 г.

Мнение

ВЦИОМ ООО «Инновация»
Поддерживают действующую сегодня пенсионную формулу, по которой значительную роль играет размер взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд России 16 % 17,1 %
Считают несправедливым уравнительный принцип, заложенный в действующих правилах исчисления пенсий 81 % 96,8 %
Не готовы доверить формирование накопительной части своей будущей пенсии негосударственному пенсионному фонду 62 % 46 %
Не поддерживают постепенное повышение пенсионного возраста 84 % 91,1 %
Считают, что при определении размера пенсии основная роль отводилась размеру заработной платы и продолжительности стажа в совокупности 50 % 62,2 %
Поддерживают предложение об увеличении пенсии для тех, кто имеет трудовой стаж более 30-35 лет 87 % 99,8 %
Считают, что минимальный стаж должен составлять 15-25 лет 52 % 52,6 %
Планируют продолжать работать после вступления в пенсионный возраст 56 % 57,9 %

Источник: Минтруд России.

Усиление миграционной нагрузки. Теоретически естественная убыль населения может быть компенсирована миграционным приростом. Но масштабы естественной убыли России настолько велики, что ее полная компенсация с помощью иммиграции представляется мало реальной. Естественная убыль за 1992–2008 гг. была компенсирована миграционным приростом лишь на 44%. Но даже и этот результат можно считать довольно высоким, он был достигнут только благодаря миграционному всплеску первой половины 1990-х годов, когда происходило массовое возвращение россиян из бывших союзных республик СССР. После 2000 г. миграционный прирост компенсировал всего 26% естественной убыли. В официальной Концепции демографической политики РФ до 2025 г. предполагается к 2025 г. «обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно». Этим установкам отвечает верхний вариант прогноза Росстата, как представляется, избыточно оптимистический. Согласно этому варианту, естественная убыль, а значит и потребность в компенсирующей миграции будет быстро снижаться, между 2012 и 2017 гг. она составит менее 200 тыс. человек, а затем начнет расти, в 2020 г. превысит 300 тыс. человек, и только в 2025 превзойдет 500 тыс. человек. Реалистичнее выглядит средний вариант прогноза Росстата, предполагающий более умеренные темпы улучшения показателей естественного движения населения. Но, соответственно, он требует большего вклада миграционного прироста. По этому варианту, чтобы компенсировать естественную убыль, уже в 2024 г. понадобится миграционный прирост в объеме более 800 тыс. человек в год. В случае развития по этому варианту миграция обеспечивает лишь частичную (примерно на 55%) компенсацию естественной убыли. Вследствие малой вероятности компенсации естественной убыли населения России его миграционным приростом большинство прогнозов предсказывает дальнейшее сокращение населения страны. Так, по разным вариантам имеющихся прогнозов, население России на 2025 г. составит от 128,2 млн. человек до 138,1 млн. чел. Это означает сокращение населения страны по сравнению с максимумом, достигнутым к началу 1993 г., на 10–20 млн. человек, или примерно на 7–10%.

Кроме того, проведенная оценка эффективности миграционной политики РФ еще раз подтвердила ее противоречивость и непоследовательность.  В качестве главного противоречия между миграционным законодательством РФ и практикой регулирования трудовой миграции можно выделить сокращение с 2008 г. числа квот на выдачу разрешений на работу при сохранении безвизового порядка въезда со странами СНГ. Руководству страны представляется, что понижая данные квоты, они защищают граждан РФ на местном рынке труда, однако все получается совсем не так по ряду причин:

  • как показала проведенная оценка эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Свердловской области российские граждане не стремятся замещать вакантные места, предназначенных для иностранных работников;
  • обладающих правом на безвизовый въезд граждан СНГ не останавливает отсутствие квот, но приезжая в Россию многие из них вынуждены уйти в теневой сектор экономики [2].

Таким образом, руководство страны так и не определилось с целью миграционной политики РФ: если приоритетом является национальная безопасность – необходимо отменить безвизовый порядок въезда для граждан СНГ, если же миграция расценивается как необходимый «ресурс развития страны», о чем говорится в новой Концепции миграционной политики РФ, то необходимо отменить квоты или искать более эффективные механизмы их формирования. В свою очередь современная практика регулирования трудовой миграции лишь провоцирует развитие угроз как для местных жителей и мигрантов, так и для экономики страны.

Без ответных действий на указанные социально-экономические проблемы дальнейшее развитие регионов России не очевидно. Рассчитывать на быстрый выход из сложившейся ситуации нет оснований, придется преодолевать негативную инерцию, копившуюся десятилетиями. Необходимо трезво оценить возможности и границы такого воздействия. Не все, что нас не устраивает, можно изменить. Поэтому политика должна включать в себя не только усилия по изменению неблагоприятных тенденций, но и меры по адаптации к тем из них, изменить которые невозможно.

Список литературы:

  1. Краткие итоги выборочного обследования «Семья и рождаемость» // Росстат. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm.
  2. Состояние экономической безопасности регионов России: ключевые проблемы и пути решения. Материалы к докладу Президенту РФ «О состоянии национальной безопасности Российской Федерации в 2013 году и мерах по ее укреплению», октябрь 2013 г. / под ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. 70 с.
    ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
    Выделены три основные устойчивые проблемы социально-экономического развития регионов России. Во-первых, сокращение численности населения России. Рассмотрены тенденции рождаемости населения и эффективность принимаемых правительственных мер по ее повышению. Во-вторых, сохранение бедности населения и дифференциации населения по уровню дохода. Представлена динамика доходов и материального обеспечения населения России, в частности пенсионеров. Поднимается вопрос по поводу внедряемой новой пенсионной формулы. В-третьих, усиление миграционной нагрузки. Раскрывается проблема компенсации естественной убыли населения миграционным приростом. Представлены результаты проведенной оценки эффективности миграционной политики РФ, подтверждения ее противоречивость и непоследовательность.
    Written by: Васильева Александра Владимировна, Васильева Елена Витальевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/26/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook