30 Май

Проблемы развития субъектов малого предпринимательства




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Развитие предпринимательства есть сложный и длительный процесс во времени и основной задачей государства является систематическое участие в его деятельности. Для этого есть много разных предпосылок, одной из которых является то, что   малый бизнес, являясь неотъемлемой частью крупного производства, дополняет его и тем самым позволяет освободить крупный бизнес от несвойственных им функций. Малое предпринимательство  более эффективно использует различные ресурсы, заполняет те ниши в которых крупные предприятия не смогут эффективно работать, создает новые рабочие места и управляет затратами производства в более коротком инвестиционном цикле. Малый бизнес есть   надежный источник поступления денежных средств в бюджеты всех уровней, в то числе  и во  внебюджетные фонды. Предпринимательство позволяет более динамично формировать средний класс страны, который выступает гарантом политической стабильности в современном обществе.

Вместе с тем развитие предпринимательства чрезмерно отстает от потребности и потенциала отечественной экономики. Процесс развития проходит в медленном ритме, чередуясь с резкими провалами. Наиболее крупные последние такие провалы были в 2011 и 2013гг., в результате введения высоких ставок на страхование во внебюджетные фонды. После ухода большого количества предпринимателей с рынка пришлось вводить изменения в принятое законодательство. Такой уход исчислялся миллионами субъектов малого предпринимательства, и это  резко отразилось на развитии малого бизнеса.

Не взирая на то, что на протяжении более, чем двух десятков лет на государственном уровне было принято множество различных программ развития и поддержки малого предпринимательства, мы все равно уступаем в этом плане странам с развитой рыночной экономикой по качественным и количественным показателям. «Малое предпринимательство в рыночной экономике многих развитых стран — ведущий сектор, определяющий качество, структуру и темпы экономического роста ВНП…. На долю малого бизнеса приходится от 60 до 70% ВНП. В ряде стран, таких как Великобритания, США, Франция, Япония, Германия,  основную часть — 99,3-99,7% от общего количества предприятий составляют малые и средние фирмы……На долю таких фирм приходится почти половина объема производимого продукта. Малые и средние предприятия создают около 75-80% новых рабочих мест в отличие от крупных предприятий, где происходит сокращение занятости»[4].

Наиболее широкое распространение, в отличие от развитых стран,  в отечественной экономике получило такое явление, как посредническая деятельность. Такое явление не всегда положительно сказывается на развитии экономики страны.

Также малое предпринимательство получило широкое распространение в непроизводственной сфере — в сфере услуг (торговля, общественное питание, парикмахерские, ремонт автомобилей и прочее). В строительной сфере малое предпринимательство, после введения института саморегулируемых организаций (СРО), фактически ушло оттуда, не в силах выплачивать большие взносы. Необходимо отметить рост высоких технологий в IT-секторе, так только в 2015 году было поставлено на экспорт продукции на сумму более 7 млрд.долл. Прорыв случился после введения санкций со стороны ЕС, США и ряда других стран, а до этого мы имели нулевой результат.

По словам Президента РФ В.В. Путина, Россия инвестирует в IT-секторе меньше, европейских  стран. «В ЕС примерно 2,4% от ВВП, а мы, да, пока вкладываем меньше -1,2% от ВВП»[5]. Но при этом по его словам предпринимаются различные шаги  в развитии данного направления. Такого успеха удалось достичь за счет введения льготного режима и различных преференций.

Баланс распределения субъектов малого предпринимательства по стране крайне неравномерный, более половины находится в 8-ми субъектах России. При этом на долю Москвы и С-Петербурга выпадает более одной трети всех малых предприятий.

В этой связи подъем и рост количества субъектов малого бизнеса наиболее актуален для небольших и средних городов страны, особенно моногородов, лишившихся крупных предприятий. Для решения такой проблемы, необходима государственная поддержка, а это в свою очередь позволит решить вопросы занятости населения, пополнения доходной части местных бюджетов. Отсюда очень важен подъем  и рост малого бизнеса для малых и средних городов России, которые объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития. «Его разумная финансовая материальная и информационная поддержка может стать важным направлением реализации муниципальной промышленности и социальной политики.

Однако на сегодня существует повсеместно целый ряд проблем в развитии малого бизнеса, который продолжает находиться в сложном положении из-за недостатка финансово–кредитных средств, отсутствия собственной современной материально-технической базы и достаточного уровня опыта у многих предпринимателей-бизнесменов, усложненности порядка получения кредитов, неразвитости региональных систем судебно-правовой защиты, отсутствия должного механизма взимания налогов и платежей, должной социальной защищенности работников малых предприятий, обеспечения безопасности и охраны труда и здоровья работников в малом бизнесе, а также криминализация этой сферы деятельности»[2].

Размеры налоговой и страховой нагрузки лишают возможности формировать запасы оборотных  средств, своевременно менять основные фонды. Снижение остроты данного фактора, а равно и упрощение налоговых процедур должны являться приоритетными аспектами налоговой политики государства, направленными на улучшение деятельности субъектов малого предпринимательства. Такая политика благоприятно сказывается на увеличении  количества хозяйствующих субъектов в легальном обороте.

Немаловажной проблемой для развития предпринимательства в стране на всех этапах является административная составляющая. «Высокая степень администрирования заставляет предпринимателей заставляет предпринимателей не только опасаться что-либо предпринимать, а наоборот, обуславливает использование такой защитной реакции, как уйти в «позицию ожидания» или еще хуже того — «в тень». Такое развитие экономической политики ведет к высоким государственным расходам из-за перекоса в структурах учреждений и, как следствие, низкой управляемости»[1].

 Низким является показатель инновационной активности субъектов малого бизнеса. Это конечно в свою очередь связано с некоторой инертностью средних и крупных предприятий в реализации инноваций. Такое явление негативно сказывается и на инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

«Государственные дотации крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных вложений в крупные предприятия объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых предприятий в объеме внутреннего валового продукта увеличивается в основном за счет собственных вложений»[3]. Поэтому инвестиционная помощь со стороны государства субъектам малого предпринимательства позволит добиться высоких конкурентных преимуществ не только на отечественном, но и на зарубежном рынке в претворении главной задачи — обеспечении общества продукцией высокого качества и создания новых рабочих мест при минимальных затратах, тем самым решая социальные вопросы.

А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, т.е. в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.

Субъекты малого предпринимательства   чрезвычайно мобильны, а потому постоянно заинтересованы в аккумулировании и внедрении прогрессивных технологий, но они не располагают для этого  лабораторно-исследовательской  научной базой и научными сотрудниками, а расходы на приобретение новой техники или технологий часто оказываются не под силу. В данном случае посредником в их передаче могли бы стать  Вузовские малые инновационные предприятия  или общества, объединяющие субъектов малого предпринимательства. В известной мере малое предпринимательство могло бы оказывать поддержку в инвестиционной области для проведения  исследований и выполнения небольших разработок. Такие шаги помогают оперативно создавать небольшие по объему новые технологии, способствующие наращиванию производства в части импортозамещения. Коммерциализация НИОКР в малом бизнесе может  способствовать быстрой окупаемости инвестиций при ограниченных или небольших объемах финансирования. На современном этапе большие возможности открываются в области сотрудничества Вузов с субъектами малого предпринимательства, а  предприятия могли бы стать опытно-производственной базой Вузов.

Несмотря на трудности, с которыми встречаются субъекты малого предпринимательства в России, количество и качество все-таки улучшается, поскольку в результате перманентных реформ освобождается большая часть работников. Они в свою очередь  самостоятельно ищут пути в сфере своего задействования в экономике страны.  Такой сферой и является в первую очередь малый бизнес, являющийся   инициативной формой ведения хозяйства.

Таким образом, субъекты малого бизнеса, как одна из составляющих элементов экономической системы государства должны быть защищены, экономическим  и административным методами. Формами государственной поддержки субъектов малого предпринимательства должны стать:

-законодательство, носящее преференциальный характер;

-упрощенные налоговые и страховые процедуры;

-снижение административных барьеров;

-льготные кредитные ставки;

-расширение банковского  кредитования;

-развитие микрофинансирования;

-расширение применения лизинговой формы и другое.

Благодаря устойчивой государственной поддержке в стране смогут оптимально сочетаться различные типы предприятий и секторы экономики. Решение таких  и ряда других проблем может позволить сделать государственную политику в отношении субъектов малого предпринимательства  более прозрачной и последовательной.

Литература

1.Ахметов Л.А., Чернопятов А.М. Проблемы развития предпринимательства в экономике страны// Ученые записки Российской академии предпринимательства: «Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России». Вып. 45. Научно-практическое издание. М.: РАП- 2015.  АП «Наука и образование». С.7-19.

2.Чернопятов А.М. Трансформация институциональных условий и их влияние на предпринимательскую деятельность: монография /А.М. Чернопятов. М.: Изд-во РАГС, 2011.-248с.

3.Чернопятов А.М. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации: монография/А.М. Чернопятов. — М.: Издательство «Палеотип», 2014. -100с.

4.Chernopyatov A.M. A role of the state is in development and adjusting of institucional’noy environment of Russian enterprise. Raleign, North Carolina, USA: Lulu Press, 2016. 259p.

5.https://life.ru/t/технологии/951110/putin_eksport_ittiekhnologhii_sostavliaiet_7_mlrd_dollarov

Проблемы развития субъектов малого предпринимательства
Автором рассматриваются направления и проблемы развития субъектов малого предпринимательства в России. Проводится анализ процесса преобразований в экономической составляющей страны. Рассматриваются факторы, влияющие на развитие субъектов малого предпринимательства. Показаны успехи, недостатки и пути улучшения развития субъектов малого бизнеса.
Written by: Чернопятов А.М., Юн М.А.
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 06/07/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.05.2017_05(38)
Available in: Ebook