28 Фев

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

По классификации Всемирного банка  Республика Казахстан входит в группу стран со средним уровнем дохода. За последние 10 лет денежные доходы населения увеличились в среднем в 5 раз, зарплата в 6 раз, минимальная заработная плата в 25 раз. За годы независимости в РК были созданы необходимые условия для динамичного роста национальной экономики. На протяжении 2003­-2013 гг. ВВП увеличился почти в 7 раз, с $30,8 до $202 млрд., а ВВП на душу населения состав­ляет $11,5 тыс.  Ежегодно экспертами ООН ведется мониторинг уровня развития более 170 стран мира. В последние годы Казахстан занимает стабильно 75-80 места [1, с. 14]. По рекомендациям ООН отношение доходов 10 % самой богатой части населения к доходам 10 % самой бедной части не должна превышать цифры десять, так как этот показатель определяет также  социально-политическую ситуацию в стране. Стабилизирующим элементом в обществе может быть увеличение количества среднего класса и для этого следует развивать предприятия малого и среднего бизнеса (далее МСБ). В данный сегмент экономики можно подтянуть мощный интеллектуальный потенциал, инновационные технологии, которые обеспечат занятость населения, подготовку квалифицированных кадров. Малый и средний бизнес в Казахстане должен стать не только локомотивом экономики для вхождения в число 30 конкурентоспособных стран мира, но и основой, обеспечивающей снижение социально-политической напряженности в дальнейшем.

Динамичное развитие сектора малого и среднего бизнеса нуждается в адекватном финансовом обеспечении, в частности, усилении потока кредитных ресурсов, направляемых в этот сектор экономики, повышении эффективности их использования. По данным Национального банка в Казахстане в 2012 году инвестиции в основной капитал осуществляются, прежде всего, за счет средств хозяйствующих субъектов – 56,8%, иностранных инвестиций  — 25,2% и бюджетных вливаний  — 12,6%. Заемные средства, включающие кредиты банков второго уровня и прочие источники финансирования составляют всего-навсего 5,4%. Наблюдается практически полное отсутствие финансовой поддержки начинающего предпринимателя из-за значительного риска не возврата финансовой помощи. С другой стороны основной целью коммерческих банков является не кредитование МСБ, а извлечение максимальной прибыли.

В западных странах доходность от всех основных видов экономической деятельности примерно одинакова, поэтому банки равно кредитуют: промышленность, торговлю, сельское хозяйство, сферу услуг. В результате кредитные ресурсы выделяемые на развитие МСБ распределяются довольно равномерно. В Казахстане же различные сектора экономики имеют разные уровни доходности. Например: торговлю или сферу услуг кредитовать выгоднее, а промышленность невыгодно. Поэтому, деньги коммерческие банки распределяют наиболее вредным и разрушительным образом, т.е. почти исключительно в коммерцию, сферу услуг, в деятельность посреднических фирм, в финансовые спекуляции или экспорт сырьевых ресурсов. В результате, в Казахстане малый и средний бизнес не может стать локомотивом внедрения инновационно — технологических ресурсов в Агропромышленном комплексе. Фактически коммерческие банки из-за рисков не способствуют развитию МСБ.

К примеру, в России в последние годы для начинающих предпринимателей появилась возможность получения альтернативных кредитов через систему кредитной кооперации [1, с. 14]. Существенный импульс развитию системы кредитной кооперации в России был дан в 2001 году, после принятия Закона РФ «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Одним из главных проблем кредитной кооперации являются высокие ставки на выдаваемые займы, что вызвано тем, что практически единственным источником заемных средств кооперативов являются личные вклады граждан. Если кооператив станет больше и возникнет конкуренция, то и ставки по займам станут ниже. Если кооперативы смогут получать более дешевые ресурсы, то станет еще одним фактором снижения ставок по займам [2, с. 44].

Необходимо оказывать поддержку тем предпринимателям, проекты которых направлены на решение определенных социальных проблем. Благодаря этому предприниматели уже будут способны  встать на ноги самостоятельно.

В сфере малого бизнеса существует еще много проблем и одной из первоочередных является кредитование. Задачу по регулированию и поддержке предпринимательства, включая формирование финансового рынка, необходимо решать как на центральном, так и на местном уровне.

В настоящее время в связи с отсутствием доступа фермеров, мелких предпринимателей и владельцев личных подсобных хозяйств к финансовым ресурсам все большее распространение может получить новая форма организации финансовой взаимопомощи на селе — сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. Их основной деятельностью является мобилизация сбережений членов кооператива, привлечение заемного капитала и использование этих средств для выдачи займов членам кооператива.

Сельскохозяйственный кредитный кооператив  — это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, основанное на членстве и объединении их имущественных паев, в целях сбережения денежных средств членов кооператива и выдачи им займов [3, с. 65].

Ресурсы СКПК состоят из следующих источников:

— паевой фонд;

— все виды займов членов и ассоциированных членов;

— капитализированная прибыль;

— проценты по Предоставленным займам и прочим размещениям;

— привлечения средств извне – кредитные ресурсы банков, бюджетные средства разных уровней (республики, местного).

Кооператив принимает в виде займов сбережения членов кооператива и ассоциированных членов, по которым выплачивает проценты, и выдает займы, членам кооператива, взимая с них проценты. Размер процентов за привлекаемые кооперативом займы устанавливается в соответствии с учредительными и внутренними документами.

Практика показывает, что данные средства направляются в основном на мелкие расходы, что не приводит к более крупной капитализации, так основу финансовых вложений осуществляют банки, в том числе с государственным участием.

Ввиду недостаточной залоговой обеспеченности для кредита многие кооперативные предприятия не могут в полной мере использовать данный инструмент для развития и расширения производства. Для этого необходимо создавать кооперативные предприятия с участием государства, как ассоциированного члена с капиталом 80% на начальном этапе.

Привлекательной формой кооперации, по мнению экспертов [4, с. 14], являются кредитные кооперативы разных типов. Это самая быстрорастущая и многочисленная группа организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги и активно развивающих программы кредитования предпринимателей.

Опыт развитых стран показывает, что система сельской кредитной кооперации может развиваться параллельно с потребительской кооперацией граждан.

Кредитные кооперативы занимают особое место и с точки зрения их вклада в финансирование малого предпринимательства. Во-первых, их деятельность основана на типичных для Казахстана принципах коллективного управления и совместного распоряжения собственностью – в данном случае денежным средствами, что повышает доверие к ним со стороны населения и предпринимателей. Во-вторых, кредитные кооперативы могут действовать в тех районах, где нет альтернативного предложения финансовых ресурсов, например в сельской местности  нашей республики, на ограниченных или локальных рынках.

Следовательно, институты кредитной кооперации выполняют функции развития предпринимательства двумя способами: как путем прямого кредитования бизнес-проектов, так и за счет стимулирования потребительского спроса на продукцию и услуги, производимые в том регионе или районе, где действует кредитный кооператив.

Таким образом, при осуществлении в нашей стране реформы перед вступлением в ВТО возникает  проблема выработки и практики, которые позволяли бы организации поддерживать конкурентоспособность  в обозримой перспективе.

Нами предлагается:

  • в корне изменить отношение к предпринимательству не только правоохранительным органам, но и проверяющим и контролирующим органам;
  • изменить механизм и схемы кредитования МСБ, убрать посреднические (паразитирующие) элементы;
  • изменить работу кредитно-гарантирующих центров;
  • продумать механизм защиты МСБ от коррупции;
  • постепенно переходить к западным стандартам организации работы МСБ;
  • создать условия большего внедрения МСБ в высокотехнологические отрасли промышленности;
  • организовать четкий мониторинг и стимулирование развития МСБ со стороны Правительства по развитию МСБ.

Очевидно, что проблема развития малого предпринимательства также связана с обеспечением продовольственной безопасности в Казахстане, так как по данным статистики, к примеру, 90% мясной продукции производится подсобными хозяйствами в сельской местности .

Уровень продовольственной безопасности находиться в зависимости от степени развития агропромышленного комплекса и его инфраструктуры [5, с. 7]. Сложившаяся в прошлом система специализации и размещения отраслей агропромышленного производства, и сформировавшиеся межрегиональные продовольственные связи учитывали, прежде всего, общегосударственные интересы. Эта система функционировала, хотя далека от совершенства. Двадцатилетний период реформирования аграрной сферы экономики Казахстана характеризуется искажением отработанных ранее пропорций, разрывом традиционных продовольственных и сырьевых связей, региональным сепаратизмом в области продовольственной политики. Экономические реформы привели к пониманию того, что этот процесс не может быть осуществлен успешно без активного вмешательства государства.

В Казахстане для обеспечения продовольственной безопасности  созданы за годы независимости базовые условия, присущие экономически развитым странам, а именно [6]:

  • приняты меры государственного регулирования экономики на макроуровне;
  • разработана система законодательства, обеспечивающая функционирование рынка, исключающая разночтения между законодательным актами различного уровня;
  • сформирована налоговая, кредитная, ценовая политика, отвечающая интересам отечественных товаропроизводителей;
  • создана производственная и обслуживающая рыночная инфраструктура.

Обозначенные вопросы развития финансового обслуживания производства продовольствия связано, на наш взгляд, с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО. В  этих условиях полная либерализация торговли и открытость рынков может привести в неконкурентоспособности продукции казахстанских производителей не только на внешнем рынке, но и на внутреннем рынке, вследствие чего страна может пережить очередной глубокий системный кризис в экономике.

Развитие малого предпринимательства и его доступности к финансовым кредитным ресурсам, по нашему мнению, будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности и дальнейшему успешному  развитию отечественного аграрного производства в преддверии ожидаемых интеграционных процессов (Таможенный союз Казахстана, России и Республики Беларусь, ВТО  и т.д.) и непрерывно расширяющихся рынков и усиливающейся внутренней и внешней конкуренции.

 

Список использованной литературы:

  1. Отчет Всемирного банка. Алматы, 2010.
  2. Байниетова М., «Малый бизнес как фактор развития конкуренции»- Саясат-Policy — 2005, №7, с.42-44.
  3. Официальный сайт АО «Аграрной кредитной корпорации», www.acc.kz
  4. Назарбаев Н.А. Выступление на 2-м экономическом референдуме предпринимателей 31 октября 2009 года.
  5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, — www.minagri.kz.
  6. Концепция устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2012 — 2014 годы, — www.minagri.kz.
    ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
    Written by: Женсхан Дарима, Есенбаева Айнур Ергешовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/10/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook