22 Сен

ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Эффективная система обеспечения экономической безопасности – вопрос «жизни» любого государства. Одной из первоочередных государственных задач предстает достижение такого уровня экономической  безопасности, который бы обеспечивал внутреннюю стабильность, активное участие страны в международном разделении труда и одновременно гарантировал национальную безопасность. Сегодня этот вопрос приобретает особую актуальность для любого государства, и в том числе Узбекистана, стремящегося занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Мировое хозяйство как продукт развития открытых экономик представляет собой международную общность взаимосвязанных и взаимообусловленных национальных экономик. Она представляет целостность неоднородных национальных хозяйств, объединяет в себя экономики различного уровня либеральности, степени развития и специализации производства.

Развитие мирового хозяйства неизбежно ведет к экономической  интеграции стран, которая представляет собой высшую ступень глобализации. Глобализация означает превращение национальной экономики в органическую часть мировой экономики.

Среди факторов глобального действия, которые собственно говоря и создают основу процесса глобализации, есть такие, которые привели к тому, что многие страны в значительной мере утратили свой суверенитет и экономическую самостоятельность. С другой – эти же факторы способствовали развитию целых регионов мира [6, с. 19-20].

Образно выражаясь, глобализация – «не абсолютное зло и не абсолютное благо» [7, с. 6]. Вряд ли можно сказать, что глобализация («мондиализация») «благоприятствует отношениям силы и неравенства», как считает французский ученый М.Шемилье-Жендро [9, р. 127, 137]. В социально-экономической жизни государств объективно значимым становится использование позитивного влияния глобализации (интеграция и сотрудничество, иностранные инвестиции, свободное движение капитала, товара и рабочей силы и т.д.) и необходимость «парализовать» негативы (геополитическое давление, «размывание» суверенитета и экономической независимости, проведение идеологического воздействия, агрессивное  продвижение «массовой культуры»), порождаемые ею.  Идея «глобализация с человеческим лицом» [8], провозглашенная ООН, предполагает учет всех этих обстоятельств.

Вместе с тем, специалисты в области международных экономических отношений подчеркивают, что современная эволюция мирового рынка не обязательно ведет (хотя часто этим сопровождается в действительности) к утрате национального начала, национального лица в экономике [5, с. 9-10].

Для того, чтобы в современных условиях не утратить приоритетов национального развития в экономических преобразованиях исключительно важным становится учет требований экономической безопасности.

Основная проблема, порождаемая глобализацией мирового экономического развития состоит в том, что усложняется решение вопроса извлечения выгоды от внешнеэкономической деятельности при одновременном укреплении суверенитета и экономической независимости. Трудно определить меру одного и другого. Часто многие попадают в крайности, когда либо усиление независимости ведет к ухудшению материального положения населения, либо прогресс в хозяйственном развитии достигается за счет утраты суверенитета. Естественно, что влияние описанных процессов неоднозначно для отдельных национальных экономик. Одни из них способствуют ускорению экономического развития, другие наоборот – сковывают отечественных производителей, усиливают степень их отсталости и вытесняют их не только с мирового, но и внутреннего рынка.

Поэтому, несмотря на, казалось бы, однозначную поддержку мировой общественности принципов свободы торговли, протекционистские меры продолжают активно использоваться практически всеми странами мира. Тут возникает проблема совместимости одного и другого. А экономическая безопасность, как отмечается специалистами [4, с. 61], определяется оптимальным сочетанием свободы торговли и протекционизма в зависимости от структуры экономики.

Поскольку при условии открытости национальной экономики – одного из ведущих принципов современного рыночного развития – большинство производителей непосредственно оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью, то данный аспект экономической безопасности получает исключительно широкое распространение.

Поэтому вопросы открытости национальной экономики следует внимательно рассматривать в единстве с сущности самой модели перехода к рынку.

За короткий исторический период независимого развития Узбекистана проведена огромная работа по становлению республики как суверенного государства. Сегодня Узбекистан на полноправной основе входит в состав самых авторитетных и влиятельных международных организаций, наращивает дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми органами, негосударственными и неправительственными организациями.

В основе формирования внешнеполитических и внешнеэкономических связей Узбекистан придерживается выработанных еще в первые годы независимости Первым Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым следующих основополагающих принципов:

во-первых, верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных интересов;

во-вторых, равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела других государств;

в-третьих, открытость для сотрудничества вне зависимости от идеологических воззрений, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранению мира и безопасности;

в-четвертых, приоритет норм международного права перед внутригосударственным;

в-пятых, развитие внешних связей как на основе двусторонних, так и многосторонних соглашений.

Успешное развитие внешних связей по различным направлениям международных отношений Узбекистан воспринимает как гарантию безопасности и стабильности [2, с. 224].

Надо отметить, что за годы независимости в Узбекистане были выработаны и стали последовательно проводиться в жизнь ряд основных принципов построения взаимоотношений с другими странами. Наиболее важным стал такой принцип построения внешней политики, который предопределял равноправие и взаимную выгоду, невмешательство во внутренние дела других стран. «Узбекистан открыт миру. И мы ощущаем, что и мир проявляет огромный интерес к Узбекистану. А это — лучшая гарантия для устойчивого развития Узбекистана. В этом мы видим свидетельство тому, что Узбекистан становится все более и более привлекательным, как с позиций вложения капитала, так и с позиций обеспечения стабильности в регионе, как составной части всеобъемлющей глобальной безопасности» [2, с. 224].

Кроме того, Узбекистан твердо придерживается позиции не входить в сферу влияния какого-либо государства и самостоятельно определять взаимоотношения со всеми странами мира вне зависимости от идеологических воззрений, исходя из своих национально-государственных интересов.

На этой основе, наша страна последовательно придерживается принципа установления взаимовыгодных связей, как двусторонних, так и многосторонних договорных отношений, в том числе через углубление сотрудничества в рамках международных экономических союзов, в которые Узбекистан вступил и стал активным их участником.

Все это позволило говорить о том, что Узбекистан как суверенное государство стал активно вести работу по формированию открытой экономики. При этом было определено, что основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных связях, международном разделении труда.

Последовательное осуществление мер по углублению экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной экономики, исходит из того, что рыночная экономика — это свободная экономика, которая носит открытый характер, несопоставима с изолированностью и замкнутостью. Поэтому чем дальше происходит продвижение страны к рыночной экономике, тем более выраженной должна быть открытость национальной экономики. Рыночная экономика исключат замкнутость, полную самообеспеченность собственными товарами и услугами, но предполагает постоянные внешние связи национальных экономик. Открытость экономики означает доступность ее для других, широту внешнеэкономических связей.

В нынешних условиях преимущества открытой экономики разнообразны. Узбекистан имеет следующие преимущества от открытой национальной экономики:

Во-первых, страна за счет использования преимуществ мирового разделения труда получает качественно новую возможность ускорять и увеличивать прирост своего национального дохода по мере возрастания доли ВНП, поступающей в   международный оборот, сверх реальных возможностей внутреннего производства. То есть внешнеэкономические связи национальной экономики начинают играть роль важного интенсивного фактора экономического роста.

Во-вторых, за годы независимости в Узбекистане интеграция с мировым хозяйством позволило форсировать развитие необходимых механизмов и институтов рынка. Это, прежде всего – совершенная конкурентная среда, фондовый рынок, кредитование и страхование. Такое развитие способствовало формированию подлинной многоукладной экономики, устранило коренные различия в экономических системах между Узбекистаном и другими странами.

В-третьих, перевод прежних межреспубликанских поставок на коммерческую основу в рамках системы экономических отношении между государствами СНГ освободило их от давления тех факторов, которые действовали в системах распределения и ценообразования при командно-административных методах. Соответственно это  способствовало расширению возможности повышения эффективности внешней торговли.

В-четвертых, на базе нового баланса потребностей и ресурсов на мировом рынке облегчается выбор независимой структурной политики, отвечающей национальным интересам. Страна перестала быть чисто ресурсно-сырьевой базой бывшего единого народнохозяйственного комплекса. В итоге постепенно реализуется возможность формирования новой внешнеэкономической специализации Узбекистана при последовательном снижении в его экспорте доли сырья и неуклонном повышении доли готовой продукции с более высокой стоимостью, добавленной обработкой.

В-пятых, при достигнутом уровне внешнеэкономической деятельности Узбекистан приобретает острую, чисто хозяйственную заинтересованность в участии в международных экономических и финансовых организациях, в использовании их помощи для реализации своих экономических интересов на многосторонней основе.

Сегодня мир становится целостной и взаимозависимой системой, в которой нет места автаркии и самоизоляции. Это обусловливает необходимость выработки принципиально новых подходов при формировании современных международных отношений, взаимодействии с международными структурами и участии в их деятельности.

ХХI век, очевидно, будет веком глобализации в международных отношениях. В этих условиях процесс интеграции, расширения участия суверенных государств в международных институтах и организациях необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как мощный фактор устойчивости, стабилизации как отдельных регионов, так и в целом — в масштабе всей планеты.

Здесь уже не стоит вопрос, участвовать или нет в международных интеграционных процессах. Для Узбекистана, как независимого государства, решающее значение приобретает прежде всего строгое соблюдение тех основополагающих принципов внешней политики, о которых говорилось выше, базирующихся на разумной целесообразности и долгосрочных интересах нашего государства, общества и человека.

Говоря об интеграции, Узбекистан исходит из того, что существуют различные механизмы и формы сопряжения интересов и типы интеграции. Это обусловлено различными стартовыми условиями стран, стремящихся к партнерству и сотрудничеству. Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, говоря о том, что, Узбекистан, одновременно участвуя в интеграционных процессах на различных уровнях — глобальном и региональном, тем не менее придерживается одного важного принципа: сближение с одним государством не означает удаление от другого. «Мы, – подчеркивал Ислам Каримов, – против того, чтобы укрепление партнерства с одним субъектом происходило за счет ослабления партнерских отношений с другими» [2, с. 226].

Из этого следует, что Узбекистан стремится занять достойное место не только в мировой экономике, но и политике.

Так как критерием открытости являются экспортный потенциал, место импорта в потреблении, доля иностранных инвестиций в экономике.

Кроме того, на современном этапе «открытая» экономика связана с мировым хозяйством тремя основными каналами: международной торговлей товарами и услугами, международным движением капиталов, международным обменом национальных валют.

Относительно новых независимых государств, проходящих стадию становления рыночного хозяйства, они неизбежно оказываются втянутыми в процессы интернационализации. Прежде всего, потому, что внешние источники экономического роста, наряду с внутренними, имеют для них огромное значение. Но при этом надо учитывать то, что уровень «открытости» экономики непосредственно связан с результатами осуществления рыночной трансформации.

Вместе с тем, «открытую» экономику необходимо рассматривать как противоречивый процесс, поскольку страны одновременно заинтересованы как в открытии своей экономики, так и в защите ее от негативных воздействий внешних факторов. Отсюда вытекает, что «открытость» экономики порождает, с одной стороны, проблему зависимости или уязвимости, а с другой стороны, и проблему обеспечения экономической безопасности в условиях роста взаимопереплетенности национальных экономик.

«Узбекская модель» перехода к рыночной экономике учитывает то, что степень открытости должна всегда органически сочетаться с реальным состоянием дел в области конкурентоспособности товаров и услуг национального производства, ибо в противном случае может сформироваться ложная открытость, которая, в свою очередь, может привести к фактическому снижению уровня экономической безопасности.

В мировой практике довольно четко прослеживаются два варианта структурной перестройки экономики. Первый полагается главным образом на стихию рынка (США, Англия), а второй – опирается преимущественно на возможности более или менее жесткого государственного регулирования (некоторые государства Запада, Япония, Китай и большинство новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии).

Рыночный механизм – это механизм саморегулирования, но он имеет недостатки: в нем бывают срывы и обвалы, временами он оказывается недееспособным; есть сферы экономики, которые этот механизм бессилен регулировать. Это угрожает экономической и социальной безопасности государства. Поэтому не следует абсолютизировать рынок, исходя из принципа «рынок (спрос и предложение) решает все». В силу этого рыночное регулирование дополняется государственным регулированием. Государственное регулирование экономики  – это поддержание государством равновесного состояния экономики с целью стабилизации ее развития (антицикличное регулирование экономики, государственные заказы для увеличения рыночного спроса, стимулирование роста производства путем налоговых льгот, безвозмездная помощь в виде субсидий и дотаций, антиинфляционное и антимонопольное регулирование и  т.д.).

Государство охраняет интересы производителей и потребителей от ассиметричной рыночной информации, защищает собственность и права потребителей. Меры государственного регулирования экономики предусматриваются его экономической политикой, которая определяет цели, способы и средства достижения общих целей.

Важным компонентом открытости экономики является внешнеэкономическая деятельность. Рассмотрение внешнеэкономической деятельности через функционирующие связи и экономические интересы позволяет связать внешнеэкономическую деятельность с проблемами открытой экономики. В таком случае получается, что открытая экономика – это такая экономика, в которой осуществимы все законные формы экономических интересов посредством требующихся форм связей.

Масштабы, объемы, эффективность внешнеэкономической деятельности весьма существенно зависят от уровня и качества организации и координации большого числа процессов и процедур, регулирующих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство, научное и техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия фирм, организаций, акционерных обществ, принадлежащих различным странам.

Поэтому государственный аппарат, правительственные органы, негосударственные национальные и международные организации уделяют большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей. От характера регулирования во многом определяется степень либерализации национальной экономики и степень ее открытости.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности использования ограниченных производственных ресурсов и оптимизации структуры потребления.

При этом, государственное регулирование внешнеэкономических связей может осуществляться при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей, в конечном счете, заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию всех видов интересов субъектов внешнеэкономической деятельности при условии поддержания экономической безопасности государства.

Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институциональная и правовая структуры.

Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли (или фритредерство).

Обычно совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.

Институциональные и правовые структуры формируются из различных международных и национальных актов, договоров, соглашений, норм, правил, обычаев и т. д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.

Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей, важнейшая предпосылка открытости экономики, может быть оценена с помощью разнообразных критериев. Но важнейшим среди них должен быть факт усиления или ослабления экономической безопасности страны.

Механизм регулирования международных экономических отношений обязательно состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. В настоящее время сложилась такая ситуация, что международные правила оказываются весьма либеральными по причинам глобализации  экономического развития. Поэтому, если национальный режим оказывается не более жестким, чем международный – то это достаточно весомый аргумент либеральной экономической системы открытого характера. Обратная ситуация говорит о закрытости экономики.

В целом, в Узбекистане активно происходят процессы либерализации внешнеэкономической деятельности. Важнейшей функцией государственного регулирования, прежде всего,  была разработка концепции внешнеэкономической деятельности при учете требований экономической безопасности.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам дальнейшего развития экспортоориентированной структуры экономики. Прежде всего потому, что глобализация мировой экономической системы является движущей силой современного мирового процесса, к которому Узбекистан, как другие развитые страны азиатского региона, адаптируется. При проведении коренных структурных преобразований в национальной экономике учитывалось влияние и потенциальные риски, порождаемые процессом глобализации:

На «вызовы» глобализации руководство Узбекистан в качестве «заслона» поставило глубоко продуманные коренные реформы, направленные на  обеспечение  национальной и экономической безопасности (меры по адаптации к международным правилам и нормам,  повышение конкурентоспособности в международной торговле, создание благоприятных условий для иностранного капитала и инвестиций, обеспечение конвертируемости валют и т.д.). Активно развивается экспортоориентированная сфера экономики.

Кроме того, в Узбекистане для создания широких возможностей и благоприятных условий, для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса ставится заслон лжепредпринимательству, которое осуществляется, по сути дела, с целью незаконного присвоения государственных средств и других ресурсов, выделяемых на поддержку того же малого и среднего бизнеса (их доля в ВВП достигла 56,5 процентов, в этой сфере трудятся 78 процентов занятого населения)  как главного фактора формирования среднего класса собственников, так как лжепредпринимательство отвлекает финансовые и материальные ресурсы и создает криминальную обстановку, приводит к взяточничеству, искажает статистику, затрудняет анализ экономической ситуации.

Таким образом, дальнейшая либерализация внешнеэкономических отношений на современном этапе рыночных реформ, проводимых в Узбекистане,  самым тщательным образом учитывает отмеченные содержательные моменты развития открытости национальной экономики.

Очевидно, что экономическая безопасность государства представляет собой сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз (опасностей) экономики страны. При этом состояние экономической безопасности государства тесно связано с понятиями «развитие» и «устойчивость» экономики.

Развитие национальной экономики, таким образом, представляется одним из компонентов   экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям. Устойчивость национальной экономики страны как единой системы означает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей между ними, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. К основным факторам экономической безопасности страны относятся: ее географическое положение; запасы природных ресурсов; промышленный и сельскохозяйственный потенциал; степень социально-демографического развития.  К факторам экономической и национальной безопасности страны необходимо также отнести качество и эффективность государственного управления. В этом отношении краеугольным камнем политического курса Первого Президентом Республики Узбекистан Ислама Каримова являлась идея о том, что политическая независимость не может быть обеспечена без достижения экономической независимости [3, с. 119, 178]. «Реализацию этого важнейшего принципа и приоритета Ислам Абдуганиевич считал стратегической задачей. Реализация разработанных главой государства экономических программ обеспечила динамичное и стабильное развитие нашей страны.

За годы независимости экономика Узбекистана выросла почти в 6 раз. Доля промышленности в ней увеличилась в 14 до 34 процентов. За последние 11 лет   темпы роста валового внутреннего продукта сохраняются на уровне в среднем не ниже 8 процентов. Проводится активная инвестиционная политика. Развиваются абсолютно новые высокотехнологичные отрасли промышленности, такие, как нефтехимическая, химическая, автомобильная промышленность, сельскохозяйственное и железнодорожное машиностроение, фармацевтическая, электротехническая, текстильная промышленность, производство современных строительных материалов. Сегодня Узбекистан входит в пятерку стран с самой  быстро развивающейся экономикой в мире» [1].

Необходимо отметить, что современному Узбекистану за годы независимости удалось преодолеть изначально спад производства, добиться стабильности экономики и ее дальнейшего качественного роста, укрепить экономический потенциал и экономическое сотрудничество с зарубежными странами, что явилось непременными условиями обеспечения экономической безопасности нашего государства.

Список литературы:

  1. Выступление Премьер-министра Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса // Народное слово. – 2016. – 8 сент.
  2. Каримов И. А. По пути безопасности и стабильного развития. Т. 6. – Т., 1998. – С.224; 224; 226.
  3. Каримов И. А. Узбекистан на пороге достижения независимости. – Т., 2011. – С. 119, 178.
  4. Оболенский В. Открытость экономики и экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. – 1995. – № 5. – С. 61.
  5. Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность; дипломатия; помощь / Под ред. В. Д. Щетиника. – М., 1994. – С. 9–10.
  6. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. – М., 1994. – С. 19-20.
  7. Эбзеев Б. С., Айбазов Р. У., Краснорядцев С. Л. Глобализация и государственное единство России. – М., 2006. – С. 6.
  8. Globalization with a Human Face // Human Devolepment Report. – UNO., 1999.
  9. Les evolution de la souverainete. – P., 2006. – P. 127, 137.
    ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    В статье излагаются теоретические основы экономической безопасности, рассматриваются вопросы открытой экономики, влияние глобализации на национальные экономики. Делается вывод о том, что преодоление спада производства, экономическая стабилизация, развитие частной собственности, укрепление и защита деятельности малого и среднего бизнеса, создание благоприятной деловой среды, укрепление экономического потенциала, экономический рост и экономическое сотрудничество с зарубежными странами являются непременными условиями обеспечения безопасности государства.
    Written by: Шариф Кабилов
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/08/2016
    Edition: euroasia-science_30_22.09.2016
    Available in: Ebook