30 Дек

ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В АПК РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Агропромышленный комплекс России – особая отрасль экономики и государственного регулирования. Если проанализировать реформы проводимые в сельском хозяйстве до сегодняшнего дня не носили решения глобальных вопросов, касающихся рабочей силы. В связи с этим, сложившаяся система воспроизводства кадров за последние 20 лет претерпела значительной трансформации и переместилась на отдельные предприятия.  В современных условиях институциональных изменений и перехода на инновационный путь развития в агроэкономической науке изменился подход к миграции рабочей силы.

Сельские территории России обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом и выполняют не только функцию снабжения продовольствием, но продуцируют важнейшие общественные блага, связанные с пополнением демографического, трудоресурсного и культурного потенциала страны, обеспечением занятости городского населения в сферах материально-технического снабжения сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, загородным отдыхом горожан, поддержанием общего экологического равновесия, сохранением и улучшением потенциала живой природы, социальным контролем за обширными малозаселенными территориями нашей страны.

Все вышеизложенное обуславливает необходимость дальнейшего и глубокого изучения процессов миграции в сельском хозяйстве и предложение перспектив решения этой проблемы.

На сегодняшний день во многих отраслях народного хозяйства широко применяется труд иностранных работников, в том числе и в сельском хозяйстве.  С целью определения количества иностранных граждан, занятых в сельскохозяйственном производстве, Минсельхозом России осуществлен мониторинг ситуации на рынке труда за 2008-2013 годы. По данным органов управления АПК 80 субъектов Российской Федерации наблюдается уменьшение среднесписочной численности работников организаций агропромышленного комплекса на 14,6%[5].

Это связано с ужесточением миграционного законодательства, поскольку  еще летом этого года была утверждена государственная программа по привлечению бывших граждан СССР на территорию России, а осенью прошлого года была объявлена иммиграционная амнистия для нелегалов. Такая политика объединяла задачи увеличения экономического роста, решение демографической проблемы, национальные проекты, что требовало рабочей силы и государству пришлось пойти на послабления в гражданском, миграционном и трудовом законодательстве [1, С. 5].

Необходимо отметить, что по-прежнему, работа в сельском хозяйстве остается низкооплачиваемой. Так в январе-сентябре 2013 года среднемесячная заработная плата работников была равна 15182 рубля, что практически в 2 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации (29044 рубля). Именно это является основной причиной оттока специалистов из сельского хозяйства и замещения их вакансий работниками из-за рубежа [5].

По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации в целом численность иностранных граждан увеличилась на 7%. Наибольшее количество иностранных работников в ушедшем году зафиксировано в Волгоградской области – 24590 человек (12% от общего числа работающих), в сравнении с 2008 годом их число выросло практически в 3 раза. В Ленинградской области количество иностранных работников, привлеченных в сельскохозяйственных организациях в 2013 году составило 6217 человек (16% от числа занятых в сельскохозяйственных организациях), в Московской области – 5931 человек (21%), в Астраханской области – 4894 человека (45%), в Приморском крае – 4325 человек (39%), в Воронежской области – 3081 человек (2%), в Челябинской области – 2787 человек, в Краснодарском крае – 2285 человек (1%), в Саратовской области – 1833 человека (8%). В 4 субъектах Центрального федерального округа привлечено для работы немногим более 1000 иностранных граждан (Калужская, Липецкая, Рязанская и Тульская области) [5].

Правительство РФ постановило привлечь больше 1,6 миллиона иностранных работников в Россию в 2014 году и утвердило соответствующие квоты. Рассмотрим общие итоги миграции сельского населения по годам  в таблица 1.

Таблица 1.

Общие итоги миграции сельского населения России 2011-2013 гг. (чел.)

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение 2013 г. от 2011 г., чел % 2013 г. к

2011 г.

Прибывшие всего: 1024493 1226588 1282676 258183 128,3
из них:
в пределах России 936788 1133849 1181653 244865 126,1
в т.ч.  внутри регионов

из других регионов

633376

303412

749444

384405

770958

410695

137582

107283

121,7

135,3

из зарубежных стран 87705 92739 101023 13318 115,2
Выбывшие всего: 1175011 1393219 1459827 284816 124,2
из них:
в пределах России 1167786 1369091 1426685 258899 122,2
в т.ч.  внутри регионов

в другие регионы

789211

378575

908600

460491

944861

481824

155650

103249

119,7

127,3

в зарубежные страны 7225 24128 33142 25917 458,7
Миграционный прирост всего: -150518 -166631 -177151 26633 117,7
Из  него в результате:
передвижений в пределах России -230998 -235242 -245232 14234 106,2
в т.ч. внутри регионов

между регионами

-155835

-75163

-159156

-76086

-173903

-71129

18068

-4034

111,5

94,6

миграционного обмена населением с зарубежными странами 80480 68611 67881 -12599 84,3

Источник: [5]

Анализ миграции сельского населения показывает тенденцию к увеличению всех показателей. Прибытие рабочей силы в Россию всего с каждым годом увеличение на 28,3 %, выбытие практически также увеличилось на 24,2 %, что касается в целом миграционного прироста, имеющий отрицательное значение и увеличилось на 17,7 %.  Только такие показатели как миграция между регионами и зарубежными странами уменьшились за исследуемый период.

На работающих в сельское хозяйство приходится около 1/3 занятого сельского населения, что сдерживает внедрение в аграрном секторе инновационных технологий, ведущее к высвобождению работников и усилению напряженности на сельском рынке труда [4].

Большинство иностранных граждан — это неквалифицированные специалисты рабочих профессий (овощеводы, подсобные рабочие, скотники-пастухи, приемщики скота, операторы машинного доения, трактористы и т.д.). Потребность сельского хозяйства в таких работниках имеет ярко выраженный сезонный характер. Но такое привлечение не всегда устраивает работодателей, поскольку большинство предприятий прошли техническое переоснащение и сокращение ручного труда. Кроме того, были отмечены случаи: перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, захламление земель сельскохозяйственного назначения отходами производства.

Необходимо воссоздание духовно-нравственной основы жизнедеятельности сельского населения и соответствующие усилия государства, направленные на устойчивое развитие сельских территорий и решение проблем сельского хозяйства, только так можно решить проблемы сельского хозяйства.

Реализация концепции устойчивого развития сельских территорий предполагает учет этнических особенностей российского сельского образа жизни, его пространственной специфики, роли сельской местности в реализации российских геополитических интересов, природно-климатических и социально-экономических особенностей регионов. Это означает необходимость переориентации агропромышленной политики государства в направлении сочетания региональных программ поддержки сельского хозяйства с федеральной, реализация которых является условием модернизации аграрной отрасли, роста уровня жизни на селе. Устойчивое развитие сельских территорий требует совершенствования системы расселения сельских жителей, включающей предварительную санацию сельских населенных пунктов с последующим комплексным развитием всех типов сельских поселений, выделение базовых поселений как центров обслуживания группы сельских населенных пунктов и создание на их основе аграрных комплексов (на базе районных центров), развитие взаимосвязи сельских поселений между собой и с районными центрами для преодоления их изолированности, а так же решение экологических проблем сельского хозяйства [3].

Более половины средств, направляемых из государства на развитие сельского хозяйства за счет всех источников финансирования составили расходы на улучшение жилищных условий сельского населения (направление «Прочие нужды»). Одним из наиболее важных мероприятий в области социального развития села остается улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе. В этой связи считаем необходимым рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации увеличить за счет средств их консолидированных бюджетов нормы строительства (приобретения) жилых помещений, осуществляемого в рамках Госпрограммы: для одиноко проживающих граждан – до 46 м2, на семью из двух человек – до 58 м2, на семью из трех и более человек – по 25 м2 на каждого.

Опираясь на подготовленный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прогноз баланса трудовых ресурсов, можно сделать вывод, что в период с 2013 по 2016 годы прогнозируется снижение численности трудовых ресурсов, в том числе в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве. Причины в старении населения, а также в перераспределении работающих между отраслями народного хозяйства. Ожидается отток трудовых ресурсов из сельского хозяйства в такие сферы деятельности как строительство, торговля, оказание услуг и другие [2].

Учитывая изложенное и опираясь на принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, Минсельхоз России направил в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральную миграционную службу ряд предложений, направленных на ужесточение требований к принимаемым на работу иностранным гражданам, повышение ответственности работодателей за использование труда иностранных граждан и поддержание внутренней трудовой миграции.

Список литературы:

  1. Иванова Т.В. Дифференцированный подход к воспроизводству кадрового потенциала в сельском хозяйстве // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – № 100(06). – С. 3-14.
  2. 2. Программа по спасению сельского хозяйства России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru/ideas/programma-po-spaseniju-selskogo-hozjajstva-rossii
  3. 3. Рабочая сила: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/show/19301.355.htm
  4. Ресурсное обеспечение развития сельских территорий: ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательских институт экономики сельского хозяйства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vniiesh.ru/publications/Stat/9616.html
  5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
    ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В АПК РОССИИ
    Written by: Криворотько Инна Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook