28 Апр

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Отсутствие национальной идеи приводит к разобщенности целевых установок различных социальных групп общества, к сегментации мировоззренческих позиций по различным ценностным критерия. В российском обществе наметились две основные мировоззренческие позиции: по критериям «социалистической памяти» (населения бывшего СССР) и «потребительского накопления» (в основном, молодежной группы населения России). Ориентация российского образования на «тестовые знания», нивелирование значимости знаний национальной истории, русской литературы; внедрение в российское общество принципов «общества всеобщего потребления», приводят к развитию процессов деградации молодежной группы населения России, подмене принципов национальной самостоятельности, национального достоинства и самосознания на принципы потребления, активно внедряемые в мировоззренческие установки российского молодого населения зарубежными политтехнологами.

Данные социологических опросов, использованные для разработки стратегии развития молодежи до 2025 года, свидетельствуют о том, что по результатам опроса только 7% молодых граждан России были готовы пожертвовать личными интересами для блага страны, 55% из них считали возможным нарушение моральных норм для того, чтобы добиться успеха. 75% российской молодежи не имели идеалов в жизни. 5% молодежи имели идеалы ранее, но разочаровались. 49% представителей молодежи считали, что «законы необходимо соблюдать, но только при условии, если их соблюдают представители органов власти». У 38% молодежной группы населения России «богатство» являлось основной жизненной ценностью. В качестве основного требования, чтобы получить хорошую работу, молодое население рассматривало наличие связей и знакомств — 40%. Готовность трудиться с полной отдачей сил выражало 28% молодого населения, проявлять инициативность — 23%, ответственность — 20% [3].

Одним из факторов низкого уровня самосознания является политика поддержки правительственными структурами правил ведения общественного хозяйства, приводящих к существенному расслоению общества, что формирует у молодого поколения России сознание несправедливости, отсутствие веры в национальные ценности, препятствует включению молодого представителя нации в систему политических и социально-экономических связей в России, приводит к принятию ценностей другой национальной культуры. Социологические исследования политической активности студентов вузов, проведенные в 2015 году, показали, что порядка 75% российской молодежи не считают себя полноценными участниками политических отношений, предпочитают занимать пассивную позицию в общественно-политических процессах [1]. При этом порядка 57% выпускников вузов не отрицают использования служебного положения для трудоустройства на высокооплачиваемые должности своих родственников, если бы сами занимали высокие должности в управленческой иерархии. В молодежной группе студенческого населения прослеживается иждивенческая позиция – порядка 70% респондентов ждут от государства получения различных благ, не высказывают стремления к усилению личной предпринимательской активности.

Формирование активной гражданской и предпринимательской позиции молодого населения России должно рассматриваться в качестве стратегической задачи российского общества. Перед российским обществом должны быть поставлены задачи воспитания национального самосознания молодого населения России, развитие индивидуальных позитивных характеристик каждого участника социально-экономических отношений, создания условий для развития личности. Решение таких задач должно быть обеспечено через использование ресурсов системы образования как инструментов воздействия на мировоззрение и профессиональные позиции молодежной группы населения России.

Однако, следует отметить, что наметившаяся тенденция ориентации системы образования на тестовые знания нивелирует ценности личностного развития человека. Отсутствие у обучающихся стремления к получению знаний начинает формироваться в организациях среднего образования (школьники не овладевают знаниями, а нарабатывают навыки ответов на тесты для сдачи ЕГЭ). Такая практика обучения активно внедряется и в высших учебных заведениях. Трансформация системы образования в программу тестирования приводит к разрушению модели формирования личности вследствие потери у молодого населения России стремления к формированию совокупной структуры ресурсов: образовательных, гражданских, духовно-нравственных, что приводит в конечном итоге к потере ценностных ориентиров. Эти процессы в свою очередь связаны с деформацией человеческого потенциала, потерей способности личности к адаптации в социуме, снижению мотивации к развитию личностного потенциала, предпринимательской и гражданской позиции. Тестовая унификацию образовательных знаний в конечном итоге приводит к потере трудового потенциала национального сообщества.

Ориентация обучающихся и преподавательского состава образовательных учреждений на унификацию знаний на практике приводит к конфликту экономических интересов участников образовательного процесса: студентов, преподавателей, представителей бизнес-сообществ, государства. Экономические интересы могут быть реализованы только в том случае, если ресурсы образовательного учреждения будут направлены на формирование образовательной услуги, обладающей экономической и социальной ценностью для потребителя этой услуги. Потенциал образовательных учреждений целесообразно рассматривать как совокупность ресурсов для выполнения социальных, культурно-воспитательных, профессионально-трудовых и научно-инновационных функций, необходимых для развития национальной экономики и социальной сферы [2, с. 6].

Эффективное использование ресурсного потенциала системы образования обеспечит формирование национального самосознания, инновационной и предпринимательской активности молодого поколения России; позволит реализовать способность национального сообщества к саморазвитию и конкуренции с другими сообществами.

Список литературы:

  1. Балынин И.В. Оценка политической культуры российской молодежи (по итогам опросов в феврале-марте 2015 года) // Социодинамика. — 2015. — № 6. — С.1-19.
  2. Молчанов И.Н. Социально-экономические основы формирования потенциала сферы высшего профессионального образования: автореф. дис….докт. эконом. наук. – М., 2008. – 46с.
  3. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents (дата обращения 25. 03.2016).
    ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ
    В статье рассматриваются проблемы системы образования. Ставятся вопросы необходимости перехода от тестовой унификации знаний к эффективному использованию ресурсов образования, формированию профессиональных и социально-психологических компетенций молодого населения России.
    Written by: Евдокимова Людмила Олеговна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/20/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook