28 Июл

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ ГОСУДАРСТВОМ И БИЗНЕСОМ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современном мире ничто не стоит на месте. Все меняется, совершенствуется, развивается. Другими словами —  идет постоянное движение. Это относится и к экономике, как к мировой, так и отечественной. В последнее время в экономике нашей страны, прочем, как и в мировой экономике идет активное развитие кластеров. Это понятно, логично и закономерно, поскольку кластерная экономика является следующим шагом, который идет после секторной экономики, последняя в свою очередь предшествовала кластерной. В наши дни именно кластерные объединения являются наиболее действенными формами слияния как финансового, так и интеллектуального капитала, гарантирующие необходимое конкурентное превосходство. За последние несколько десятилетий правительства разных государств создают различные «кластерные программы», которые реализовывают собственные преимущества национальной экономики. Создание инновационных кластеров помогает продуктивному объединению высокоинтеллектуальных и материальных ресурсов как внутри, так и за пределами кластера. Проблема заключается в том, что в каждой стране есть свои нюансы в создании и развитии кластерных объединений, то есть в каждом государстве свой климат, своя среда.

Первые кластерные объединения появились в США, почти век назад. Отличительная особенность данных кластеров в том, что практически все они появились стихийно. Сами по себе стихийно созданные кластеры стали развиваться, конкурировать сначала с местными компаниями, а потом дошли и до мирового уровня. Становясь лидерами во многих компонентах: технологии, качество навыков работников предприятий, интеллектуальная собственность, и т.д. Но особенность сущности американских кластеров в том, что государству и не нужно было придумывать какие-то программы взаимодействия с ними, правительству достаточно было просто не вмешиваться в кластерные объединения. А сегодня американское правительство активно сотрудничает со своими национальными кластерами, оставляя заявки на госзаказы, что кластеры успешно и выполняют. Ярким примером госзаказа является обувные фирмы «LaCrosse», «Danner», «New Balance» и «American Apparel» производящая обувь как для обычных людей, так и военную обувь по заказу правительства США [4, с. 28].

Что касается отношений кластерных объединений с другими странами, то они гораздо сложнее и деликатнее. В других странах, например, в Германии, Франции, России кластеры преимущественно создавались не стихийно, а искусственно, что значительно усложнило связь кластера с государством и бизнесом.

С одной стороны, перед государством стоит цель создание высокотехнологичных, инновационных предприятий, желательно как можно в максимально короткие сроки, и максимальной отдачей. Но с другой стороны, государство не желает ошибиться и потерять вложенные средства в данные «кластерные программы». Соответственно возникает проблема взаимодействия между кластерами, государством и бизнесом. Необходимо искать пути решения, где все стороны останутся в выигрыше, как кластеры, так и государство, и бизнес.

Хотелось бы отметить президента ЮАР Джейкоба Зуму, который делился своими планами по созданию кластеров на брифинге в 2011 году. Он говорил о своих идеях о создании кластеров таким образом, чтобы вместе с их созданием также появлялись новые рабочие места для местного населения. А именно за 10 лет ожидалось создать до пяти миллионов новых рабочих мест. Также он хотел разделить всю страну на географические зоны, где будут создаваться кластерные объединения. Более того, чтобы данные кластеры были единым механизмом для функционирования и взаимодействия как можно большего числа людей и данные объединения принесли максимальную пользу для общества. Также Джейкоб Зума выделил следующие проблемы:

— обеспечение равного доступа к образованию и повышению квалификации;

— ускорение развития сельских районов;

— поддержки земельной реформы, разработанной для поддержки более эффективной экономики;

— оптимизация на потенциал создания рабочих мест в экономике;

— модернизация финансовых услуг для предприятий малого бизнеса и социальной экономики;

— также была отмечена важность местных закупок для кластера, поскольку их производство – это новые рабочие места [3].

Схожие мероприятия были проведены при создании национальных кластеров во многих европейских странах: Германии, Франции, Голландии, России. Однако бывают такие решения правительства, которые не всегда благоприятны для создания необходимой среды кластера. Например, если брать во внимание французскую программу «Les pôles de compétitivité», то   из серьезных недочетов данной программы является чрезмерно огромное количество поддерживаемых кластеров правительством.

Планировалось отобрать 15 кластеров, а в действительности отобрали 71, где большая часть заявок не была отклонена правительством. В результате часть отклоненных заявок составила 32% (против 80–90% в Германии) [1, с.12].

Что касается нашей страны, то в 2012 году правительством было отобрано 25 кластеров в различных областях деятельности, где в первую очередь — 14 кластеров, которые поддерживаются за счет субсидий из федеральной казны Российской Федерации. Во вторую группу вошли 11 кластеров, программы развития которых нуждаются в последующей корректировке, и в этой связи не предусмотрена поддержка за счет предоставления межбюджетных субсидий [2].

Кластер зачастую заинтересован объединять в себе как можно больше организаций, так как среди них больше обмен информацией и квалифицированными рабочими, сырьем, и тем самым больше синергетический эффект. Другими словами, сам кластер от этого только выигрывает. Чем больше кластер, тем больше людей необходимо чтобы он функционировал. Соответственно, появление новых рабочих мест, и это влечет за собой большую занятость населения, что в свою очередь выгодно государству. Когда кластер предоставляет новые рабочие места и может предоставить их еще больше, то правительство заинтересованно в поддержке для развития кластера в виде субсидий разного рода. Что очень полезно как правительству, так и самому кластеру. В свою очередь если кластер успешный или перспективный, то инвесторам привлекательно вложить деньги в кластерное объединение, а кластерам, в свою очередь, будет полезно принять финансирование со стороны инвесторов.

Интересы каждого из участников взаимодействия понятны, но не менее важно создать механизм управления кластерными формами и их отношения с государством и бизнесом. Американская модель отношений между кластером, бизнесом и государством нам мало подходит, поскольку в США большинство кластеров создавалось стихийно, кластеры сами подстраивались под среду. В отличии от тех стран, которые сами создавали свои национальные кластеры. И которым необходимо выстроить свою модель, регулирующую отношения между кластером, бизнесом и правительством.

В любом случае, начало создания кластеров положено, а со временем будет налажен механизм в «деловом треугольнике сотрудничества», а именно бизнес-государство-кластер.

Список литературы:

  1. В.Л. Абашкин, М.Ю. Голанд, Л.М. Гохберг, Е.С. Куценко, П.Б. Рудник, А.Е. Шадрин. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. – Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. – 108 с.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Стратегия-2020» // URL: http://www.minregion.ru/press_office/terms/955.html.
  3. International relations and cooperation republic of south Africa // URL: http://www.dfa.gov.za/docs/speeches/2011/icts0222.html
  4. Joseph Cortright. The Athletic and Outdoor Industry Cluster. Impresa 2010. – 50p.
    ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ ГОСУДАРСТВОМ И БИЗНЕСОМ
    Кластеры – это будущее российской экономики, но для того чтобы они развивались, необходимо делать все, чтобы кластеры не были изолированы от государства и бизнеса. Ведь успешный кластер – это тот, который является единым как с государством, так и бизнесом.
    Written by: Кулешко Ярослав Ярославович
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/13/2016
    Edition: euroasia-science_28_28.07.2016
    Available in: Ebook