30 Дек

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В макроэкономическом понимании социально-экономическая политика государства направлена на развитие человеческого капитала. Следовательно, все виды целесообразных затрат, способствующие развитию человека, как со стороны государства, так и непосредственно индивида расцениваются как инвестиции в долговременный экономический ресурс. К данной группе расходов относятся издержки на получение образования, поддержание здоровья, профессиональную подготовку, повышение квалификации и прочее.

Здоровье человека — это интегральный показатель, определяющий эффективность всей системы производственных и общественных  отношений. В  настоящее время здоровье включено в число приоритетных глобальных проблем и является детерминантой национальной безопасности и качества трудовых ресурсов государства. В соответствии с  формулировкой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, наряду с отсутствием болезней и физических недостатков».  «Цитата» [1].

Здравоохранение – сложная, многоуровневая система, ключевая отрасль социальной сферы, требующая оперативного вмешательства и системного подхода к повышению уровня ее результативности, поскольку от нее зависит здоровье нации и качество жизни населения. Система здравоохранения обладает весьма специфическими особенностями,  которые необходимо принимать во внимание в процессе управления. «Цитата» [2, с.33].

 В настоящее время, применяемые на региональном уровне организационно-экономические механизмы управления сферой медицинских услуг стали не эффективны. Дабы  поддержать здоровье населения наряду с оптимизацией внутренней организационно-экономической структуры системы здравоохранения требуется модернизация всей отрасли, которая гарантировала бы доступность медицинской помощи, качество оказываемых медицинских услуг, включая оснащение самыми передовыми технологиями и оборудованием.

Реформирование российско­го здравоохранения характеризуется интенсивным внедрением в практическое здравоохранение новейших научно-технических разработок. Создание и использование инноваций в системе здравоохранения особенно актуально, поскольку государственная политика в этой сфере ориентирована на комплексный подход к охране здоровья населения. Достижение поставленных задач зависит от доступности медицинской помощи нуждающимся в ней, которая определяется обеспеченностью кадровыми ресурсами, коечным фондом, современным оборудованием, техническими и технологическими возможностями оказания высокотехнологических (дорогостоящих) видов медицинской помощи.

Под инновациями в здравоохранении  понимаются изменения в здравоохранении, основанные на практических, фундаментальных научных знаниях, направленные на повышения эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений и получения социально-экономического, медицинского и организационно-управленческого эффекта от повышения качества жизни населения страны. Характерными формами осуществления инноваций в отрасли здравоохранения являются создание новых методов оказания медицинской помощи, внедрение более совершенных медицинских приборов и разработка новых лекарственных препаратов.

Достижение поставленных задач потребует, с одной стороны, концентрацию финансовых и кадровых ресурсов в сфере медицинских услуг, а с другой – модернизацию, переоснащение медицинских учреждений и подготовку высококвалифицированных специалистов. Следовательно,  потребуется создание соответствующей инфраструктуры, способствующей внедрению в практику здравоохранения новых форм и стандартов оказания медицинской помощи населению, а также развитию  конкурентного рынка медицинских услуг на базе внедрения результатов научных исследований.

Именно поэтому для улучшения здоровья населения и стабилизации демографических показателей страны правительство уделяет пристальное  внимание развитие медицинской науки. Остановимся теперь на задачах государственной политики инновационного развития здравоохранения:

— порядок генерирования медицинской наукой «прорывных» медицинских технологий и стандартов оказания медицинской помощи населению;

— выпуск усовершенствованных лекарственных препаратов и медицинских изделий;

— освоение новейший достижений медицинской науки  и внедрение передовых методов диагностики и лечения заболеваний;

— организация профилактики социально-обусловленных заболеваний (ВИЧ, туберкулез, ИППП);

— мотивация здорового образа жизни среди населения;

— разработка целевых межведомственных научно-исследовательских программ.

Результаты исследований отечественных ученых в области медицины и биотехнологий традиционно сохраняют высокий статус  и научный уровень, при этом общепризнанным остается и достаточно высокий коммерческий потенциал разработок отечественных ученых. Характеризуя инвестиционную активность различных секторов экономики, отметим, что удельный вес инвестиционных ресурсов, за счет которых финансируются результаты НИР и ОКР в секторе фармакологии и медицины в мире, составляет порядка 12-18% от совокупной величины инвестиций в различные сектора экономики. Деловая активность фармацевтического, медицинского и биотехнологического рынков уступает только темпам продвижения новых продуктов сферы телекоммуникаций, которая в свою очередь является главной «точкой роста» большинства развитых стран мира и лежит в основе научно-технического прогресса и современной системы разделения труда. Крупные промышленные корпорации, являющиеся главными акторами современной системы инновационного менеджмента, инвестируют свои средства не только в результаты прикладных исследований, ориентированных на рынок медицинских товаров и услуг, но и на фундаментальные исследования в области геномики, протеомики, биоинформатики и др.

При этом, даже в условиях наблюдающегося улучшения инвестиционного климата, доля отечественных НИОКР доведенных до промышленной технологии или рыночного продукта все еще остается недостаточной.

Как показывает мировой опыт, инновационные процессы можно запустить только при условии активного участия в них частных компаний, для которых инновационные процессы являются средством повышения конкурентоспособности создаваемой продукции. В этих условиях инновационно-ориентированный бизнес становится действенным проводником между научными учреждениями и интересами частного капитала ввиду его высокой доходности. Государственная же политика в этих условиях должна быть ориентирована на создание благоприятного инвестиционного климата и создавать экономические, финансовые, налоговые, социальные, нормативно-правовые и организационные предпосылки для стимулирования инновационной активности компаний. В современных условиях, когда отечественная экономика  не может возложить на себя бремя перехода на инновационные рельсы в абсолютном большинстве секторов, государство должно реализовывать меры косвенной государственной поддержки инноваций. При этом государство должно выступать гарантом нивелирования политических, макроэкономических и экологических рисков и стимулировать процессы государственно-частного партнерства в сфере инноваций, которая в условиях своей явственной поливариативности и гибкости способствует возникновению многочисленных форм сотрудничества и взаимодействия.

В экономически развитых странах оборот наукоемкой  продукции сферы высоких технологий, как и в целом на мировом рынке, в значительной степени превышает оборот сырьевых товаров, и составляет триллионы долларов. При этом большая часть этого оборота, а именно порядка 39% приходится на наукоемкую продукции США, 30% — Японии, 16% — Германии. Доля Российской Федерации на этом рынке составляет лишь 0,3%, что противоречит имеющемуся научному потенциалу, поскольку доля России в фундаментальных науках оценивается в 6%.

Несмотря на то, что отрасль здравоохранения имеет существенные специфические особенности, к ней должны применять традиционные подходы и инструментарий аналитической деятельности, направленной на выработку релевантной информации для принятия тех или иных управленческих решений в сфере лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий.

Проблема повышения качества медицинского обслуживания актуализируется в условиях, когда все еще сохраняются, а в некоторых регионах усугубляются негативные процессы в сфере здравоохранения, вызванные недофинансированием и сказывающиеся на состоянии здоровья населения, особенно трудоспособного возраста, и приводящие к росту заболеваемости, инвалидизации населения, снижению продолжительности жизни.

В сфере здравоохранения одной из ключевых проблем является обеспечение эффективного  контроля качества оказываемой населению медицинской помощи. Сущность данного аспекта практической деятельности во многом лежит в сфере концептуальных «пробелов» научного обеспечения экономики здравоохранения. Так, среди большинства исследователей и практиков все еще дискуссионным, фрагментарно-изученным и теоретически не обоснованным остается вопрос трактовки дефиниции «качество», а также вытекающая из этого проблема обеспечения соответствующего кон­троля качества медицинской помощи на государственном уровне. Еще одной важно проблемой является отсутствие единого подхода к обеспечению каче­ства медицинской помощи (КМП) в различных регионах, используемым методам контроля, а также способам учета и оценки результатов экспертных проверок.

Среди исследователей встречается разнообразие мнений относительно понятия «каче­ство медицинской помощи», которые зачастую являются противоречивыми, что подчеркивает отсут­ствие единых концептуальных подходов к разработке концепции инновационного развития здравоохранения. Дифференциация направлений трактовки категории «качество медицинской помощи» ярко свидетельствует о различиях в понима­нии отдельными учеными сущности и порядка ее  применения.

Данное обстоятельство в первую очередь вызвано тем, что понятия «медицинская по­мощь» и «качество медицинской помощи» являются полиаспектными и многоплановыми. Так, каче­ство медицинской помощи, которое оказывается отдельному больному, имеет одно значение, в то время как, качество медицинской помощи, оказываемой в ЛПУ или в государстве в целом – подразумевает совершенно иные мероприятия, не сопоставимые с первой трактовкой. Данное противоречие свидетельствует о необходимости разграничения целей и методов измерения качества медицинской помощи для конкретных случаев. Со стороны субъектов оказывающих услуги по медицинскому страхованию подходы к оценке качества также неоднозначны. Таким образом, такое, казалось бы, базовое понятие как качество медицинских услуг со стороны представителей сферы здравоохранения трактуется одним образом, со стороны больных другим, а со стороны страховщиков – третьим.

Кроме того, в современной системе здравоохранения неоднозначными остаются и требования к уровню ме­дицинской помощи, что обусловлено появлением новых возможностей и новых областей применения показателей качества по мере научно-технического прогресса и развития общества.

Качество медицинской помощи с одной стороны характеризуется обеспечением населения доступной, бесплатной, квалифицированной помощью, с другой – отражает реальные возможности сферы медицинских услуг, которые обусловлены имеющимся состоянием матepиально-технической базы, уровнем применяемых технологий при оказании помощи, имеющимся кадровым потенциалом и степе­нью его квалификации.

На наш  взгляд всю совокупность факторов, влияющих на  качество медицинских услуг целесообразно дифференцировать на внутренние, внешние и косвенные (рисунок 1).

Рисунок 1. Факторы, влияющие на качество медицинских услуг

При этом в группу эндогенных (внутренних) факторов включаются те параметры оказываемых медицинских услуг, которые определяют их качество, то есть: санитарное состояние медицинских учреждений, состояние основных средств и уровень материально-технической оснащенности медицинского учреждения, уровень квалификации работников, набор предоставляемых услуг. Кроме того сюда могут быть отнесены сопутствующие параметры, такие как ремонт, пространственное расположение медицинского учреждения и другие аспекты, которые напрямую не связаны с основной деятельностью учреждения, но которые способны влиять на мнение потребителя. Вышеописанные факторы напрямую связаны с медицинской услугой, которая является конечным продуктом, качество которого определяет выбор того или иного медицинского учреждения.

К внешним факторам относятся демографические игеографические особенности, такие как состояние здоровья населения, его половозрастная структура, наличие региональных особенностей.

В группу косвенных факторов нами включены те аспекты функционирования сферы здравоохранения, которые определяют ее инноватизацию, в частности это: внедрение результатов научно-исследовательских работ в практическую деятельность, наличие инструментов организационно-экономического механизма внедрения медицинских инноваций.

За последние пятнадцать лет в сфере медицины произошли большие изменения, которые существенно изменили организационно-экономический механизм развития системы здравоохранения и ориентируют его на повышение информатизации и внедрение инноваций:

  1. Произошло существенное увеличение количества научных исследований, используемых лекарственных препаратов и методик диагностики, что в конечном итоге привело к серьезному увеличению объема необходимой информации для врача.
  2. Сегодня врач должен обладать совершенно новыми компетенциями, которые не были свойственны работникам данной сферы ранее, при этом врач должен не только обладать профессиональными навыками, но и постоянно повышать свою квалификацию, обладать навыками самостоятельно анализа и отбора качественных сведений из огромного массива разнообразной информации.
  3. Величина жизненного цикла инновационного продукта (от научной идеи до готового рыночного продукта) проходит все еще много времени, так от первого упоминания результатов клинических испытаний до их внедрения в практику проходит около 17 лет, в свою очередь практикующие врачи могут использовать данный опыт через еще больший срок. Таким образом, возникает естественный временной лаг между наукой, системой образования и практической деятельность, что также ограничивает инновационное развитие системы здравоохранения.
  4. Информационные потоки между странами возрастают с каждым годом, то есть процессы глобализации информации постоянно усиливаются.
  5. Работники медицинских учреждений испытывают воздействие со стороны крупных корпораций фармацевтического рынка и производителей медицинского оборудования и средств диагностики, при этом наблюдается постоянное увеличение стоимости медицинских услуг в результате создания новых лекарственных препаратов и методик диагностики.
  6. Наряду с тенденцией увеличения хронических заболеваний наблюдается повышение требовательности пациентов к качеству медицинских услуг.
  7. Ввиду большого разнообразия лекарственных препаратов и диагностических методик, растет риск возникновения побочных эффектов от взаимодействия различных лекарств между собой.

Вышеописанные обстоятельства приводят к ухудшению качества и безопасности оказываемой медицинской помощи, увеличению количества врачебных ошибок.

 С целью повышения качества предоставляемых населению медицинских услуг, на наш взгляд, целесообразно разработать систему единых медицинских стандартов качества по результатам научно-обоснованных сведений, содержащих тактические и стратегические количественно измеряемые цели внедрения, сущностные характеристики самих стандартов и методов их внедрения в практическую деятельность. «Цитата» [3].

  1. Разработать единую информационную систему клинических рекомендаций, основанных на доказательствах (КРОД), как составной части процесса стандартизации, с описанием наиболее эффективных медицинских практик вмешательства, с целью последующей разработки региональными органами здравоохранения стандартов, учитывающих экономическую эффективность и оснащенность.
  2. Создать государственную систему «клинического надзора», с целью осуществления контроля за соблюдением разработанных стандартов качества оказания медицинских услуг. Выработать четкие параметры и количественные критерии такого контроля, порядок лицензирования учреждений привести к соблюдению оптимальных стандартов качества.
  3. Разработать систему мотивации труда врачей.
  4. Реформировать систему управления сферой здравоохранения, в том числе за счет повышения конкуренции по соблюдению качества, четкого разделения гарантированных бесплатных услуг и дополнительных платных.
  5. Создать систему просвещения пациента на основе КРОД, в том числе с использованием средств массовой информации.
  6. Оптимизировать систему оплаты медицинских услуг таким образом, чтобы она формировалась на конкурентной основе и обеспечивала высокое качество оказываемых услуг.
  7. Создать новые программы вузовского обучения и новую систему последипломного образования, на основании КРОД.
  8. Внедрить информационные технологии: автоматизация и интеграция всех информационных процессов при оказании медицинской помощи, создание и последующая интеграция в единую информационную систему баз данных электронной истории болезни КРОД.

Таким образом, на сегодняшний день перед здравоохранением, в условиях ограниченности ресурсов, стоит задача обеспечения высокой  эффективности и справедливости при оказании медицинских услуг, а также полномасштабное внедрение инновационных технологий.

Список литературы:

  1. Устав Всемирной организации здравоохранения. Правила процедуры. — М.: Главполитграфпром, 1968. — 84 с.
  2. Искандарян Г.О. Основные направления развития системы здравоохранения Краснодарского края / Г.О. Искандарян // Научный журнал Труды Кубанского аграрного университета. 2013.- №4 (43).
  3. Голышев А.Я. Концепция создания системы управления качеством в лечебно-профилактических учреждениях [Электронный ресурс] / А.Я. Голышев, О.М. Носырева // Интернет-журнал «Медицинские конференции». URL: http://www.medico.ru/articles/management/article_001.htm.
    ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
    Written by: Искандарян Гоар Овсеповна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook