30 Дек

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Современная экономика характеризуется динамизмом развития сферы услуг, ведущей ролью в хозяйственном организме, социальной жизни общества и особым местом в структуре общественного производства. Очевидно, возникает необходимость в выявлении и обосновании предпосылок развития сферы услуг, поскольку их знание является фундаментом для формирования концептуальных подходов к ее исследованию и развитию.

Исследование сферы услуг нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых: Ж. Фурастье, В. Апопий, Т. Бурменко, О. Моргулец, Е. Азарян, Т. Софина, Л. Соловьева. В тоже время наблюдается нехватка политэкономических исследований в данной сфере, поскольку теория экономики услуг находится на стадии становления, а предпосылки развития сферы услуг как ведущего сектора экономики остаются дискуссионными и недостаточно исследованными.

Цель статьиопределить предпосылки развития сферы услуг в условиях перехода к постиндустриальному обществу.

Влияние человеческого общества на развитие экономики (рис.1), смена волн общественных трансформаций, каждая из которых влекла за собой радикальную смену образа жизни и переход к постиндустриальной эпохе  развития общества обусловливает становление сферы услуг как ведущего сектора современной экономики.

Ряд трудов и теорий, отражающих взгляды ученых объясняют современные тенденции развития экономики и подтверждают структурные изменения в общественном производстве в пользу развития сферы услуг (табл.1).

Рис. 1 Влияние человеческого общества на развитие экономики

Таблица 1

Теоретический аспект взглядов, обуславливающих структурные изменения в общественном производстве в пользу развития сферы услуг

 

Труд

Предмет исследования

Методология

Ж. Фурастье  «Великая надежда ХХ века» Секториальная модель общественного производства на основе уровня достижения технического прогресса, этапы развития общества Прогресс в росте производительности труда в третичном секторе экономики связан с человеческими возможностями, знаниями. Преимущества третичного сектора имеют социальный характер: всеобщая занятость, свободный труд, творческий характер профессии, возможности общения. Безграничность возможностей роста сферы услуг  связывает с законом роста потребностей. Выдвигает социологический закон о нарастании индивидуализации потребления, а также всемирно известный тезис — услуги — великая надежда 20 века, основанный на безграничности роста услуг и решении проблемы занятости, вытекающей из их высокой трудоемкости
У. Ростоу

«Стадии экономического роста»

Социальный прогресс,

постиндустриальное общество

Согласно концепции новой, шестой стадии роста, на смену обществу массового потребления приходит– стадия поиска качества жизни, в которой ведущим сектором экономики становится сфера услуг
Ф. Лист «Национальная система политической экономии» Производительные силы общества Благополучие нации  определяется не количеством созданного материального продукта, а умением нации создавать это богатство. В отличие от классической школы, считавшей производительным трудом лишь труд, занятый в сфере материального производства, Ф. Лист считает производительным трудом всякий труд, способствующий росту национального богатства. Поэтому в состав производительных сил он включает систему образования, науки, государственные и общественные институты. Он объявляет их главными составляющими производительных сил общества и называет «умственным капиталом».
Э. Энгель

«Книжка счетов домохозяйки и её значение в экономической жизни нации»

Структура бюджетов рабочих семей С ростом дохода семьи структура расходов меняется. При этом удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остаётся на прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается. Эти выводы и получили название «закона Энгеля».
Р. Инглхарт

«Модернизация, культурные изменения и демократия»

Ценности и их изменения от поколения к поколению. Новая система ценностей зависит от смены поколений людей. Каждое поколение обладает опеределенным стереотипом поведения. С переходом к постиндустриальному этапу развития общества ценностные приоритеты людей меняются: вместо «материалистических» задач, связанных с экономической и физической защищенностью, их начинают все больше волновать «постматериалистические» цели, касающиеся самовыражения и качества жизни.
Э. Тоффлер «Столкновение с будущим», «Доклад об экоспазме», «Третья волна» Процесс одновременного развития человека как производителя и как потребителя в условиях интеллектуальных технологий, возможностей территориальной деконцентрации массового интеллектуального труда, объединенного в коллективы системами электронной связи. В обществе третьей «волны» возникают новые процессы. Это индивидуализация и дестандартизация производства, свобода творчества работника и потребителя, территориальная рассредоточенность, возрождение у людей чувства прекрасного и достойного. происходит переход от экономической детерминации людей к детерминации социальной, то есть происходит ориентация на новый уровень потребностей – обеспечение физического и духовного комфорта.
Д. Белл

«Грядущее постиндустриальное общество»

Процессы, происходящие в экономике и общественной жизни, сопровождающие становление нового общества Постиндустриальное общество основано на услугах, поэтому оно есть игра между людьми. Главное значение имеет уже не мускульная сила и энергия, а информация. Если индустриальное общество определяется количеством товаров, обозначающее уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами – здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой,  — которые становятся желанными и доступными для каждого. На смену стандартному производству приходит специализированное производство, носящее индивидуальный характер. Создаются условия для иного понимания феномена редкости. Неоклассики определяли ценность блага  его полезностью и редкостью.  Поскольку производство и потребление услуг происходит одновременно во времени, то самым редкостным ресурсом становится время. Оно обладает наивысшей ценностью.

 Источник: [1,2,3,4,6,7]

Следовательно к предпосылкам развития сферы услуг относятся: уровень урбанизации, время как феномен редкости, дестандартизация и индивидуализация производства, уровень дохода, уровень производительности труда.

Демографические изменения и уровень урбанизации. Численность населения Земли растет быстрее, чем когда-либо ранее. Потребовалось 250 тыс. лет, прежде чем она достигла 1 млрд, более 100 лет, чтобы увеличилась до 2 млрд в 1927 г.,  прошло еще 33 года, и  на планете стало 3 млрд. К 2050 г. численность населения составит предположительно более 9 млрд жителей и продолжит свой рост далее. В 2010 г. половина людей на Земле проживала в городах. К 2050 г. доля городского населения приблизится к 70 % – это около 6,5 млрд человек, то есть столько, сколько составляло население всего земного шара в 2005 г. Уже к 2025 г., вероятно, появится 30 мегаполисов с численностью населения в 10 и более млн человек в каждом. В 1950 г. таких было всего два – мегаполис Нью-Йорк – Ньюарк и Токио. При этом самый быстрый прирост возможен в городах с населением в 10 млн человек и менее. Консалтинговое агентство McKinsey называет в своих отчетах более 400 активно растущих городов в развивающихся странах [5, с. 17-19]. Рост городского населения оказывает влияние на развитие сферы услуг, поскольку в городе происходит пространственная концентрация населения и трудовых ресурсов, город характеризуется большей развитостью систем транспорта, связи и коммуникаций, здравоохранения и образования, культуры и индустрии досуга. Снижение стоимости услуг инфраструктурных отраслей благодаря высокой плотности населения делает их доступными, формируя дополнительные возможности для развития бизнеса и человеческого капитала.

Время как феномен редкости. Наивысшей ценностью постиндустриального общества является время. А его экономия – актуальной задачей. Услуга по своей природе обеспечивает экономию времени, его высвобождение и рациональное использование, а производство и потребление услуг происходит одновременно во времени.

Дестандартизация и индивидуализация производства. Связана со сменой общественных потребностей, которые в условиях постиндустриализации выходят за пределы, которые удовлетворяются производством вещей.

Уровень дохода. С ростом дохода домохозяйств изменяется структура расходов.Доля расходов на продукты питания и вещи снижается, на услуги повышается.

Уровень производительности труда. Автоматизация производственных циклов в промышленном секторе оказала влияние на повышение производительности труда, высвобождение и перемещение доли занятых в сферу услуг, которая в свою очередь характеризуется высокой трудоемкостью.

Таким образом, наличие выявленных предпосылок развития сферы услуг в условиях постиндустриализации отражает перспективность сферы услуг и ее становление как ведущего сектора экономики. Полученные выводы являются основой для последующего исследования, а именно — определение тенденций развития сферы услуг.

Список литературы

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. — М.: Academia, 1999. – 956 с.
  2. Горожанкина М. Е., Крыхтин Е. И. Экономические теории и школы. События. Имена. Идеи / М. Е. Горожанкина, Е. И. Крыхтин. – Донецк: ДонГУЭТ, 2001.- 198 с.
  3. Горожанкина М. Е. Социальный капитал: политэкономический аспект: моногр. – Донецк: ДонГУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2006. – 289 с.
  4. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия / Р. Инглхарт, К. Вельцель. — М.: Новое издательство, 2011. -464 с.
  5. Мир в 2050 году / под ред. Дэниела Франклина и Джона Эндрюса. — М. : Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2013. — 368 с.
  6. Engel, E. Das Rechnungsbuch der Hausfrau und seine Bedeutung im Wirtschaftleben der Nation. — Berlin, 1881
  7. Fourastié J. Le Grand Espoir du XXe siècle. Progrès technique, progrès économique, progrès social. — Paris, Presses Universitaires de France, 1949, 224 p.
    ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
    Written by: Плакида Светлана Ивановна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook