30 Янв

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВПО РГСУ)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Создание и развитие целевых фондов является одним из важнейших элементов финансирования деятельности некоммерческих организаций. Первые Эндаумент фонды появились на территории  России в 2007 году после вступления в силу ФЗ-№275 от 30 декабря 2006г. «О  порядке  формирования  и  использования  целевого  капитала  некоммерческих организаций» (далее по тексту ФЗ-275). За период функционирования этого закона было основано 117 фондов целевого капитала (далее ФЦК), большая часть фондов (62%) были созданы в сфере образования и науки [8]. Данный факт можно объяснить тем, что формирование целевого капитала, возможно только за счёт внесения денежных средств (статья 4 пункт 1 ФЗ-275), в виде добровольных пожертвований, причём сумма этих пожертвований в течение года с момента поступления первого пожертвования должна превысить 3млн. руб., в противном случае ФЦК считается не сформированным и подлежит ликвидации [1]. Таким образом, для того чтобы сформировать ФЦК, НКО должно обладать рядом признаков, в случае с ВУЗом к таким признакам можно отнести: хорошую репутацию, наличие большого количества «преданных» выпускников, привлекательность для работодателей, инновационный потенциал. В условиях сложившейся экономической конъюнктуры наибольшую ценность представляет инновационный потенциал ВУЗа, который можно выразить в форме создания и развития нематериальных активов (НА). Инновационный потенциал ВУЗа оказывает воздействие, не только на величину привлекаемых инвестиций, но и выступает своеобразной «страховкой» в долгосрочном периоде развития ВУЗа, ведь интеллектуальная собственность всегда остается в цене; в большинстве случаев можно проследить тенденцию роста стоимости данного вида активов. На сегодняшний день развитие НА послужит хорошим плацдармом для развития инновационного потенциала любого ВУЗа, одновременно выступив весомым источником финансирования деятельности, что является актуальной проблемой в связи с планами правительства РФ по переводу ВУЗов на самофинансирование [5]. Данное заявление основано на  проекте постановления Правительства России «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки» от 17 апреля 2013 года [4]. В рамках данного проекта предусматривается снижение государственных расходов по направлениям подготовки специалистов в системе высшего образования.

РГСУ является бюджетным учреждением, следовательно, также находится в зоне риска, в связи с заявленным правительством курсом. Стоит отметить, что в структуре университета с 2011 года существует и активно наращивает объём ФЦК, созданный с целью финансового обеспечения основных видов деятельности заявленных в уставе университета.

Эндаумент фонд не может выступать лишь как способ финансирования основной деятельности ВУЗа, подобные фонды в первую очередь ориентированы на финансирование создания и развития приоритетных направлений научно-исследовательских работ, не имеющих или имеющих ограниченное финансирование извне.

Особенностями применения целевого капитала, как инструмента финансирования ВУЗа, является: адресный характер выделяемых средств, возможность осуществления всестороннего контроля путём создания совета по использованию целевого капитала (ст. 6 п. 1 ФЗ-275), обязательная передача средств фонда в доверительное управление управляющей компании. Эти ограничения нацелены в первую очередь на обеспечение сохранности основной величины ФЦК, от действий  оппортунистически настроенных субъектов.

Доходы, полученные от использования ФЦК, могут быть направлены в различные сферы деятельности ВУЗа:

  1. На развитие рекреационной сферы.
  2. На пополнение основных фондов ВУЗа.
  3. На формирование и развитие нематериальных активов.
  4. На проведение культурно-массовых мероприятий.
  5. На создание новых и развитие имеющихся малых предприятий в структуре ВУЗа.

Следует подробнее остановиться на создании новых и развитие имеющихся малых предприятий. В настоящее время РГСУ сформировал кластер научно-производственной и инновационной деятельности состоящий из отдела защиты и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, управление инновационной деятельности, управление научно-исследовательских работ (УНИР), научно-исследовательские и производственные институты, в том числе, и малые инновационные предприятия.

В рамках повышения доходности ВУЗа, возможно создание бизнес-инкубатора, как одного из элементов системы уже существующих инновационных предприятий РГСУ. В круг задач данного предприятия будет входить:

  1. вывод на рынок уже имеющихся разработок принадлежащих РГСУ (поиск контрагентов и т.д.);
  2. составление экономической тактики и стратегии развития уже существующих малых предприятий;
  3. управление ценными бумагами, в том числе, с применением финансовых деривативов;
  4. развитие инвестиционной деятельности ВУЗа за счёт участия в деятельности различных хозяйствующих субъектов;
  5. мониторинг и анализ конъюнктуры экономики Ростовской области, поиск и переговоры с потенциальными инвесторами.

РГСУ имеет развитую структуру инновационных предприятий, весомый список интеллектуальной собственности (далее ИС), состоящий из 82 объектов. Наличие диверсифицированной структуры инновационных предприятий и значительного количества объектов ИС, создаёт предпосылки для создания фондов самострахования. Фонд самострахования может быть создан в форме НКО входящей в состав учреждения (ст. 968 п. 1 Ч. II ГК РФ). Как и любой другой вид имущества ИС подвержена ряду имущественных рисков, примерный перечень рисков [1].

Фонд взаимного самострахования способствует снижению последствий наступления имущественных рисков, в том числе и рисков связанных с предпринимательской деятельностью и реализацией ИС. Для формирования фонда самострахования достаточно инициативы пяти физических лиц, либо трёх юридических лиц.

Объектами взаимного страхования являются объекты имущественного страхования, то есть имущественные интересы членов общества, связанные с (ст. 4 ФЗ – 286 от 29.11.2007):

1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

2) риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, риском ответственности за нарушение договора (страхование гражданской ответственности);

3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

Фонд формируется за счёт различных источников, в основном за счёт денежных средств либо имущества участников фонда. Немаловажным источником пополнения фонда являются доходы, получаемые от инвестирования и размещения временно свободных средств страховых резервов (ст. 17 ФЗ-286 от 29.11.2007).

Создание фонда взаимного страхования повысит рейтинг учреждения, способствует росту гудвилла, уверенности сотрудников и студентов в стабильном развитии учреждения.

Таким образом, исследовав правовые и организационные возможности РГСУ, выдвинуты следующие предложения. Во-первых, создание новых организаций в структуре университета, а конкретно бизнес-инкубатора и фонда самострахования. Во-вторых, увеличение доли самострахования в структуре финансирования деятельности учреждения, за счёт различных источников, в том числе: за счёт развития ФЦК, ИС учреждения, продукции университета, повышения инновационного потенциала вуза.

В данной части работы будет проведён анализ годовой отчётности РГСУ за период с 2012 по 2013 год включительно, рассчитан ряд экономических показателей.

Из-за особенностей связанных с правовым положением высших учебных заведений, являющихся бюджетными учреждениями, применение классических методик анализа финансово-хозяйственной деятельности будет некорректно. Поэтому в рамках данной работы будет произведён анализ общих показателей деятельности учреждения, структуры его нематериальных активов [9].

Таблица 1

Основные показатели деятельности университета (в руб.)

Показатели 2013г. 2012г. Темп прироста
Сумма активов 123963977,3 108174508,4 14,60
Сумма обязательств 12943185,4 3069545,28 321,66
Нематериальные активы 87840 145945 -39,81
Чистые активы (1-ый вариант расчёта) 109259883,7 104959018,1 4,10
Чистые активы (2-ой вариант расчёта) 111020791,9 105104963,1 5,63
Внебалансовые  отягощения (дебиторская задолженность) 1673068,24
Нематериальные активы (без учёта амортизации) 380540 145945 260,74
Прочие кредиты 852152,9 980275,16 -13,07
Внеоборотные активы 1002662804 965306404,7 3,87

В первом варианте расчёта величины чистых активов не учитывался показатель величины нематериальных активов, согласно классическим концепциям расчёта данного показателя. Во втором случае величину чистых активов рассчитывали с учётом показателя нематериальных активов, так как для учреждения развитие данного вида активов способно стать приоритетным направлением, отражённым в стратегии развития.

В первом случае темп прироста чистых активов составил 4,1 %, во втором 5,63%.

Прирост величины валовых активов составил 14,6%, что на фоне роста показателя внеоборотных активов (3,87 за год) позволяет сделать вывод о положительной динамики развития учреждения, за счёт качественного улучшения структуры активов.

Таким образом, на основании данных представленных в таблице можно  сделать вывод о том, что наблюдается значительный рост суммы обязательств, что не в последнюю очередь связано с ростом кредиторской задолженности за период с 2012 по 2013 г. на 91,5%. Стоит отметить, что реальная структура обязательств учреждения состоит из трёх пунктов:

  1. Расчёт по принятым обязательствам;
  2. Расчеты по платежам в бюджеты;
  3. Прочие кредиты.

Все эти обязательства имеют краткосрочный характер и погашаются к концу года, что позволяет отнести их краткосрочной задолженности. Данный вид долгов учреждения не оказывает существенного влияния на его функционирование. Как видно из данных приведённых в таблице, нематериальные активы на сегодняшний день не могут являться надёжной опорой для финансирования деятельности учреждения (коэффициент реальной стоимости нематериальных активов составляет всего 0,05%), однако они демонстрируют стабильную динамику развития (отношение абсолютного прироста нематериальных активов к абсолютному приросту валюты баланса составляет 0,69%). Это позволяет сделать прогноз, что в среднесрочной перспективе развитие данного вида активов сможет превратить их в устойчивый источник финансирования деятельности учреждения.

Таблица 2

Анализ нематериальных активов университета

Абсолютный прирост среднегодовой остаточной стоимости нематериальных активов, руб. 190270
Темп роста среднегодовой остаточной стоимости нематериальных активов, в % 360,74
Индекс роста нематериальных активов 2,61
Темп прироста нематериальных активов, % 160,74
Отношение абсолютного прироста нематериальных активов к абсолютному приросту валюты баланса, % 0,69
Средний абсолютный прирост среднегодовой остаточной стоимости нематериальных активов, руб. 95134
Средний темп роста среднегодовой остаточной стоимости нематериальных активов, % 1,90
Удельный вес нематериальных активов в валюте баланса  или коэффициент реальной стоимости нематериальных активов, % 0,05

 Как видно из данных приведённых в таблице, нематериальные активы на сегодняшний день не могут являться надёжной опорой для финансирования деятельности учреждения (коэффициент реальной стоимости нематериальных активов составляет всего 0,05%), однако они демонстрируют стабильную динамику развития (отношение абсолютного прироста нематериальных активов к абсолютному приросту валюты баланса составляет 0,69%). Это позволяет сделать прогноз, что в среднесрочной перспективе развитие данного вида активов сможет превратить их в устойчивый источник финансирования деятельности учреждения.

Одним из способов реализации инноваций в университете является создание бизнес-инкубатора. Бизнес-инкубатор можно создать в организационно-правовой форме ООО, как отдельного предприятия не входящего в структуру учреждения, так и в структуре уже имеющихся малых предприятий. Фонд взаимного страхования создаётся в форме некоммерческой организации, входящей в структуру учреждения. Чтобы наглядно продемонстрировать пользу создания бизнес-инкубатора, был составлен SWOT-анализ размещённый в виде таблицы ниже.

Таблица 3

SWOT анализ проекта бизнес-инкубатора

Сильные стороны проекта Возможности проекта
Небольшие первоначальные вложения Полный цикл создания инновационного проекта (от реализации идеи до её продвижения на рынке)
Автономность от деятельности учреждения (учредитель несёт ответственность только в рамках средств инвестированных в проект) Вывод на рынок уже имеющихся разработок принадлежащих РГСУ (поиск контрагентов и т.д.)
Выступает в качестве дополнительного источника финансирования деятельности учреждения Составление экономической тактики и стратегии развития уже существующих малых предприятий
Слабые стороны проекта Угрозы внешней среды для проекта
Прямая зависимость от деятельности учредителя. Изменение налоговыхотягощении
Реализация проекта может быть затруднена в связи с длительностью процесса утверждения проекта. Конкуренция со стороны других участников рынка.
 В среднесрочной перспективе прибыль от реализации проекта будет минимальной Снижение макроэкономических показателей развития национальной экономики

В рамках развития тактики самофинансирования деятельности университета был выдвинут ряд предложений, таких как: развитие нематериальных активов, ФЦК и повышение инновационного потенциала учреждения. На основе проведённого анализа были сформулированы следующие предложения:

  1. Создание бизнес-инкубатора, как инструмента коммерциализации и вывода на рынок ИС и других видов продукции ВУЗа.
  2. Создание фонда самострахования (взаимострахования), в качестве инструмента защиты от возможных имущественных рисков, возникающих при любой деятельности учреждения отличной от той, которая выполняется в рамках государственных заданий. Имущественные риски возникают, в том числе при предпринимательской и инновационной деятельности учреждения.
  3. Развитие нематериальных активов, как источника финансирования деятельности учреждения.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ — Часть 2
  2. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке формирования и использования целевого капитала».
  3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
  4. Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О взаимном страховании».
  5. Проект постановления Правительства России от 17.04.2013 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки».
  6. Степнов П. А. Фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) в сфере образования в РФ// Наука о человеке: гуманитарные исследования, Омская гуманитарная академия (Омск), 2012. — № 2. – С. 107-111.
  7. Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях. – URL: http://bus.gov.ru/public/home.html.
  8. Официальный сайт Ростовского Государственного Университета. – URL: http://www.rgsu.ru/.
  9. Официальный сайт некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум Доноров». – URL: http://endowment.donorsforum.ru.
  10. Сайт финансового анализа предприятия. – URL: http://www.1-fin.ru.
    ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВПО РГСУ)
    Written by: Скородинский Георгий Павлович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/30/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook