30 Дек

ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современных условиях проблема устойчивости приобретает особую актуальность для предприятий малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия при наличии широкого доступа ко внешним ресурсам, а также ресурсам внутренней адаптации к кризисным тенденциям, таким как: расширение рыночных связей, диверсификация работ, услуг, привлечение высококвалифицированных кадров, оптимизация структуры основных производственных фондов и др. могут позволить себе более широкий спектр инструментов по поддержанию устойчивости предприятия.

В процессе своего развития предприятие, как система взаимосвязанных элементов, проходит ряд циклов, сменяющих друг друга стадий устойчивости и турбулентности.

Устойчивость характеризует статическое состояние хозяйственной системы. Ей присуща сравнительная пропорциональность изменения конкретных процессов, при этом относительная скорость отдельных элементов системы не выявляется.

В экономике турбулентность может быть представлена как неупорядоченное движение элементов экономической системы и, как следствие, сильные колебания экономических показателей.

Многие экономисты рассматривали понятие турбулентности, так как это явление затрагивает все сферы экономики и касается как крупных предприятий, так и организаций малого и среднего бизнеса. Также в настоящее время существует большое количество различных концепций и определений основополагающих факторов турбулентности. Например, И. Ансофф создал модель внешней среды, имеющей пять уровней турбулентности — от самого слабого и легко прогнозируемого до наиболее изменчивого и непредсказуемого. По мнению ученого, для того чтобы фирма смогла сбалансировать свои операционные и стратегические возможности, она должна принимать во внимание внешнюю и внутреннюю обстановку и корректировать свою позицию с целью достижения желаемых результатов. Таким образом, можно сказать, что анализ и интерпретация внешней среды предприятия являются ключевым условием ее стратегического успеха.

Уровень турбулентности определяется комбинацией факторов, которые представлены на рисунке 1.

Рис.1. Факторы, определяющие уровень турбулентности.

Все существующее множество комбинаций вышеуказанных факторов всегда по-разному влияет на деятельность предприятия. Чем выше турбулентность среды, тем агрессивнее должно быть поведение фирмы. Но, как показывает опыт, некоторые компании полностью используют предоставляемые им возможности, а другие отзываются на внешнее воздействие с опозданием.

В связи с последними событиями в стране, можно сделать вывод, что экономическая ситуация в России накаляется в геометрической прогрессии, что обуславливается такими факторами, как: падение курса рубля, увеличение цен на нефть внутри страны и ее же снижение для экспорта, введение антироссийских санкций. Это пока не глобально, но уже ощутимо сказывается на деятельности многих предприятий.

Из-за снижения покупательской способности населения, предприятия, которые в своем портфеле имеют продукт с высокой себестоимостью, вынуждены снижать цены на товар, сокращать объемы производства, что в свою очередь разрушает действие эффекта масштаба и приводит к снижению прибыли организации. Чтобы остаться «на плаву» предприятия вынуждены переходить на производство более дешевых продуктов, с низкими издержками и как следствие низким качеством. Так или иначе, организации вынуждены использовать различные инструменты и инновации для предвидения и профилактики кризисных ситуаций.

Хотя предприятия, которые уже продолжительное время находятся на рынке и рассчитаны на различные угрозы и «воздушные ямы», их руководителям все же приходится изрядно нервничать и искать новые способы для преодоления зон турбулентности. Тем временем с неподготовленными, не имеющими в запасе «аварийных» моделей (например, диверсификация) ведения бизнеса компаниями происходит серьезная паника.

Чтобы так называемая «новая реальность» не застигла руководителей компаний врасплох, им следует принять на вооружение наиболее эффективные методы обнаружения турбулентности, а также выработать внутри организаций модели поведения на случай ее неожиданного вторжения. Все мероприятия по обнаружению турбулентности в большей степени сводятся к анализу внешней среды предприятия, к ним относятся такие инструменты, как SWOT-анализ, STEP-анализ, матрица BKG, матрица Ансоффа и другие.

Итак, для предложения путей реагирования предприятий на возникшую турбулентность мы для начала проанализируем хлебопекарную отрасль в целом, а в дальнейшем разработаем пути реагирования предприятий малого, среднего и крупного бизнеса.

В настоящее время многие эксперты считают, что рынок хлеба и хлебобулочных изделий  стремится к стагнации, и процесс этот является неизбежным, так как инновации в данном производстве уже практически невозможны (за исключением нового способа упаковки и некоторых способов продления срока хранения хлеба).  Также данный продукт входит в потребительскую корзину, что обуславливает низкую рентабельность предприятий данного вида деятельности.

В качестве практической части для изучения хлебопекарной отрасли мы используем гарвардскую модель анализа и на ее примере предложим различные пути поведения фирм, которые могут способствовать повышению эффективности функционирования.

Гарвардская модель (рис. 2) показывает, что эффективность или результативность функционирования в отрасли определяется поведением продавцов и покупателей, которая в свою очередь определяется структурой рынка. На структуру рынка действуют базовые факторы или условия со стороны предложения и со стороны спроса. В то же время поведение фирм влияет на структуру отрасли и на формирование спроса.

Рис. 2. Гарвардская модель анализа отрасли

Для начала рассмотрим влияние на структуру отрасли факторов предложения, спроса и государственного регулирования.

Влияние со стороны предложения:

  1. В настоящее время на большинстве предприятий данного производства существует проблема устаревания основных фондов. Деятельность предприятия, в свою очередь является низкорентабельной, что обуславливает или полное отсутствие резервного фонда или его истощение. Как следствие для замены основных фондов требуется поиск финансовых средств со стороны, а это является очень рискованным и практически невозможным для данной отрасли. Таким образом, предприятие не может обеспечить увеличение объема производства и повышение качества из-за низкой загрузки производственных мощностей и сильного износа оборудования для производства.
  2. Также значительное влияние на существующие предприятия хлебопекарной отрасли оказывают высокие барьеры входа на данный рынок. Производственные мощности сконцентрированы на крупных предприятиях. За последние несколько лет, на рынке хлеба и хлебобулочных изделий заметно уменьшение количества предприятий данного производства. Это объясняется их укрупнением и уходом с рынка мелких предприятий из-за низкой рентабельности. Новым хлебозаводам и пекарням сложно пробиться на данный рынок, потому что рынок хлеба является четко структурированным уже несколько лет, он не может расширяться, так как существующие производители полностью обеспечивают спрос населения на хлеб.

Кроме того, чтобы новое предприятие имело спрос на производимый товар (которому не откуда появиться) в начале своего становления, требуются большие финансовые затраты на рекламу и достижение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, где уже «хозяйничают» крупные производители, которые имеют низкие издержки за счет эффекта масштаба.

  1. Устойчивые позиции крупных конкурентов так же влияют на поведение мини-пекарен. Это проявляется в том, что малым предприятиям требуется поиск новых способов продвижения товаров на региональном рынке, где спрос также удовлетворяется крупными компаниями, которые выигрывают за счет эффекта масштаба производства.
  2. Приверженность потребителя к местным производителям хлеба. Данный фактор мешает проникновению на местные рынки крупных компаний, которые пытаются расширить свои каналы сбыта. Многие люди часто не проявляют интерес к продукции крупных предприятий области, так как привыкли покупать хлеб у местных мини-пекарен.

Далее мы рассмотрим влияние факторов спроса на структуру отрасли и на поведение фирм:

  1. Изменение культуры потребления хлеба у населения. Многие люди в настоящее время стремятся потреблять меньше хлеба и искать ему замену (хлебцы) в связи с тенденцией распространения понятия здорового образа жизни. Это отягощает позицию всех хлебопекарных предприятий в плане реализации объема производства и удовлетворения спроса.
  2. Увеличение спроса на новые нетрадиционные виды продукции. В этом случае пекарни, основанные на классическом производстве хлеба, страдают из-за снижения спроса на их продукцию. У предприятий-конкурентов также появляются больше преимуществ, если их ассортиментная линейка немного шире, чем у других предприятий.
  3. Низкая ценовая эластичность спроса. Выражается в том, что, как бы ни изменилась цена на хлеб, в основном спрос не будет изменяться – те, кто употреблял хлеб, продолжат покупать его, а те, для кого этот продукт является не столь важным в рационе, будут искать на замену более дешевые продукты-заменители.

Влияние государственного регулирования на структуру и поведение фирм проявляется в следующих факторах:

  1. Неэффективное налогообложение, которое не стимулирует предприятия производить боле качественную продукцию, пытаться находить новые конкурентные преимущества. Таким образом, предприятия просто систематически производят продукцию, не обращая внимания на изменения во внешней среде.
  2. Слабая доступность кредитных ресурсов. Многие предприятия для обновления основных фондов вынуждены искать внешние источники финансирования, но при всем при этом у многих предприятий нет возможности получения кредита по множеству причин, а поиск альтернативных источников – инвесторов весьма затруднителен для данной отрасли.

Таким образом, изучив все факторы, которые влияют на структуру отрасли и поведение предприятий, можно сделать следующие выводы.

Исходя из вышеуказанных факторов, структура отрасли имеет следующие особенности:

  1. Существуют острые противоречия между крупными производителями и местными мини-пекарнями. Мелкие предприятия страдают из-за проникновения на их локальные рынки продукции с более низкой себестоимостью и терпят серьезные убытки из-за невозможности удержания своих позиций. Но иногда ситуация складывается обратная – крупные предприятия в поиске новых каналов сбыта не могут завоевать доверие из-за привязанности потребителя к продукции местного производства.
  2. Наблюдается снижение рентабельности бизнеса. Объясняется это спадом спроса на классические виды хлеба и повышением издержек, в том числе и на ремонт устаревшего оборудования.
  3. Низкая инновационная активность. В производстве хлеба в настоящее время невозможно придумать новую технологическую линию (ее можно только улучшить), новое оборудование также невозможно изобрести, так как способ приготовления хлеба является традиционным уже десятки лет.
  4. Уход с рынка неконкурентоспособных предприятий (или использование мелкими пекарнями стратегии «поиска захватчика»). Предприятия, которые не смогли вовремя среагировать на изменения внешней среды, терпят серьезные убытки и не имеют возможности дальше оставаться на рынке. Чаще всего к ним относятся мелкие производители хлеба по причине высокой себестоимости продукции и вытекающих из этого проблем. Они пытаются или свернуть бизнес полностью или присоединяются (если это возможно) к более крупным игрокам на рынке.
  5. Структура отрасли кардинально не изменяется. Емкость рынка на протяжении нескольких лет остается примерно одинаковой и может изменяться только сдвигом спроса либо в сторону новых хлебобулочных изделий, либо в сторону традиционного более качественного хлеба.

Поведение для фирм разных масштабов будет также отличаться, как и степень влияния на них всех перечисленных факторов. Поэтому для каждого предприятия нами были предложены следующие варианты поведения, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Варианты реагирования предприятий на внешние факторы

Факторы влияния

Степень влияния фактора и варианты поведения
Малые и средние предприятия

Крупные предприятия

Предложение

1.              Устаревание основных фондов Влияние: сильное

Поведение: поиск источников финансирования на переоснащение предприятия

Влияние: сильное

Поведение: сокращение издержек и использование резервного фонда на обновление основных фондов

2.              Высокие барьеры входа на данный рынок Влияние: сильное

Поведение: снижение издержек и усиление маркетинговой политики на местном рынке

Влияние: слабое

Поведение: поиск новых каналов сбыта

3.              Устойчивые позиции крупных конкурентов Влияние: сильное

Поведение: использование неценовых методов конкуренции (упаковка, срок хранения, репутация изготовителя)

Влияние: слабое

Поведение: возможно отсутствие реагирования

4.              Приверженность потребителя к местным производителям хлеба Влияние: слабое

Поведение: повышение качества продукции

Влияние: сильное

Поведение: агрессивная маркетинговая политика на новых рынках

Спрос

1.       Изменение культуры потребления хлеба у населения Влияние: сильное

Поведение: снижение издержек, попытка расширения ассортимента

Влияние: допустимое

Поведение: увеличение объемов производства нетрадиционных видов продукции

2.       Увеличение спроса на новые нетрадиционные виды продукции Влияние: сильное

Поведение: использование стратегии «поиска захватчика»

Влияние: допустимое

Поведение: диверсификация производства

3.       Низкая ценовая эластичность спроса Влияние: сильное

Поведение: повышение качества продукции

Влияние: сильное

Поведение: снижение себестоимости продукции за счет эффекта масштаба, повышение качества продукции

Государственное регулирование
1.       Налогообложение Влияние: слабое

Поведение: отсутствие реагирования

Влияние: слабое

Поведение: отсутствие реагирования

2.       Слабая доступность кредитных ресурсов Влияние: сильное

Поведение: увеличение/создание резервного фонда

Влияние: сильное

Поведение: увеличение/создание резервного фонда

 

Таким образом, учитывая все особенности хлебопекарной отрасли и различия в масштабах деятельности предприятий, следует сказать, что каждое из них должно использовать индивидуальные инструменты профилактики и реагирования на факторы турбулентности.

Причем подбор этих инструментов следует вести систематически – регулярно изучать и анализировать изменения во внешней среде, чтобы успеть своевременно и рационально использовать свои ресурсы для упреждения неблагоприятных ситуаций в деятельности предприятия.

Если же предприятие не может повлиять на изменения во внешней среде, то следует найти оптимальный вариант адаптации, которые позволит фирме остаться на рынке с наименьшими убытками и продолжить эффективно функционировать на длительное время.

Список используемой литературы:

  1. Касьянов В.С., Попов В.Н., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2012. — 304 с.
  2. Бурлачков В., Турбулентность экономических процессов: теоретические аспекты. Вопросы экономики, № 10, 2014. с. 90
  3. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. — СПб.: Питер, 2011. 344 с.
    ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
    Written by: Пукач Галина Викторовна, Лапина Олеся Вадимовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook