26 Мар

Потенциалы инновационного развития маркетинга территорий.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Приступая к раскрытию потенциалов инновационного развития маркетинга территорий необходимо сделать общую вводную по экономическому потенциалу России и регионов.

Под экономическим потенциалом регионов понимается совокупность ресурсов, способных принимать участие в производстве материальных благ и оказании услуг при определенном уровне развития производительных сил. На период до 2020 года поставлена задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Тем не менее, значительная часть отечественных исследователей и практиков продолжает связывать развитие региональной экономики с концентрацией усилий по использованию местных природных ресурсов, развитием естественных монополий, решением проблем на базе административных ресурсов и т.д.

Инновационная деятельность, как эффективный инструмент коммерциализации достижений научно-технического прогресса национальными экономиками, становится доминирующим компонентом индекса глобальной конкурентоспособности, рассчитываемого по методике Всемирного экономического форума (ВЭФ) по которому Россия занимает 45 место, индекс 4.44 [6] В настоящее время складываются 4 главных центра мирового научно-технического прогресса – США, Европейский Союз, Япония и Китай (табл. 1).

Таблица 1.

Показатели научно-технического развития некоторых стран [6]

Страны Индекс экономики знаний Индекс инноваций Количество патентов

Уровень расходов на НИОКР

оценка

рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг оценка

рейтинг

С Ш А 8.77 12 60,3 5 503 582 2 2,9 8
Германия 8.90 8 55,8 15 59 444 5 2,82 9
Япония 8.28 22 52,2 22 342 610 3 3.36 5
Китай 4.37 84 44,7 35 526 412 1 1,7 21
Российская Федерация 5.78 55 37,2 62 41 414 7 1,16 32

Российская Федерация в группу лидеров в данном рейтинге не входит – на ее долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР (по паритету покупательной способности) и 1% – по обменному курсу.

Подушевые расходы на НИОКР в России не превышают 140 долл., в то время как в странах ОЭСР порядка 700 долл., а в Японии, Израиле и других странах – 1,1 тыс. долл. И это тревожные позиции.

Раскроем некоторые тенденции развития системы организаций научно-технической сферы в РФ. За период с 2000 г. по 2014 г. существенно изменилась структура организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Так, доля научно-исследовательских организаций в общей структуре организаций, выполняющих научные исследования и разработки в России, сократилась с 65,5% в 2000 г. до 46,9% в 2014 г, доля проектных и проектно-конструкторских организаций – снизилась с 2,1% (2000 г.) до 0,9% (2014 г.). [8] При этом, за период с 2000 г. по 2014 г. увеличилась доля организаций сектора высшего профессионального образования в общей структуре организаций, выполняющих исследования и разработки, с 12,8% до 21,5%. Согласно методике экспертов Всемирного экономического форума, возможность достижения устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от трех категорий переменных: макроэкономической среды, государственных институтов и технологий.

Тенденция характерная на протяжении последних 15 лет ранжирования федеральных округов по количеству расположенных на их территории организаций, выполняющих исследования и разработки, дает представление о структуре территориального распределения объектов научно-технической сферы. Так, по данным   за 2014 г. за Центральным округом приходилось 36,4% от общего количества организаций, выполняющих исследования и разработки, Приволжский федеральный округ –17,2%, Северо-Западный – 12,9%, Сибирский – 11,8%, Уральский– 6,6%, Южный – 6,5%, Дальневосточный – 4,7%, Северокавказский – 3,2% и Крымский −0,6% от общего количества организаций, выполняющих исследования и разработки.

Если мы обратимся к системе показателей оценки инновационной деятельности Комиссии европейских сообществ, используемую для сравнительного анализа оценки развития инновационной деятельности в странах ЕС, а также сопоставления их с показателями США и Японии, то убедимся, что данная система включает в себя 16 индикаторов, разделенных на четыре группы: человеческие ресурсы; генерация новых знаний; трансфер и использование знаний; финансирование инноваций, результаты инновационной деятельности.

За последние годы в России появился целый ряд различных методов оценки инвестиционной привлекательности регионов России, применяемых как перечисленными известными международными консалтинговыми агентствами, так и некоторыми организациями России. Среди них можно назвать: рейтинговое агентство «Эксперт»; российский Институт экономики города; инвестиционную компанию «Альфа-Капитал; экспертный институт Российского союза промышленников и предпринимателей; лабораторию регионального анализа и политической географии МГУ и т.д.

Из отечественных организаций на постоянной основе присвоением рейтингов регионам России (в том числе по уровню инновационного потенциала) занимается агентство «Эксперт». По инновационной активности населения в России первые места занимают Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская и Новосибирская области. [2]

 В последние годы многие территории стали конкурировать между собой, составляя основу территориального маркетинга, за привлечение различного вида ресурсов, в том числе инвестиций, что привело к осознанию необходимости использования маркетинга для формирования рыночной привлекательности территории, ее конкурентоспособности.  В связи с этим любое территориальное образование нуждается в разработке и уточнении индикаторов оценки конкурентоспособности регионов, продвижения их на глобальный рынок территорий. [4]

Тем не менее, Россия входит в 12 самых высокотехнологичных экономик, в первую десятку по количеству инновационных компаний, занимаем пятую строчку в рейтинге Bloomberg стран по числу высококвалифицированных специалистов. Актуальность проблемы разработки интегрированных индикаторов оценки маркетингового позиционирования регионов на основе действующей статистической отчетности связана, прежде всего, с активизацией процессов глобализации, которые выражаются в свободном перемещении материальных и нематериальных ресурсов (финансовых, человеческих, интеллектуальных и т.п.) с целью поиска наиболее выгодных сфер их применения. В связи с этим многие регионы стали конкурировать между собой за привлечение ресурсов, в том числе инвестиций, что привело к осознанию необходимости использования философии и технологий маркетинга для формирования рыночной привлекательности территории.

К базовым факторам конкурентного индикатирования регионов классически относят: сырьевые и трудовые ресурсы и их квалификацию, научный, управленческий потенциал, производственную базу; к обеспечивающим —  предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктуру и др. [3]

Для реализации своей целевой ориентации маркетинг конкретных регионов вырабатывает комплексы мер, обеспечивающих: формирование и улучшение имиджа региона, его престижа, деловой и социальной конкурентоспособности через интегрированную систему показателей; расширение участия региона в реализации международных, федеральных, региональных программ. Здесь на первое место предпочтительности выходят объемы и доля участия привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к территории заказов. Индексы инвестиционной привлекательности, стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов региона за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах и др. Глобализация фактически сформировала рынок регионов, на котором каждая территориальная единица старается предложить наиболее привлекательные  виды продуктов, условий для проживания, отдыха или ведения бизнеса и инвестиций, кооперации усилий компаний в инновационном секторе развития, а потребители (население, инвесторы, туристы) выбирают ту территорию, которая соответствует их потребностям. Здесь уместно выделить индекса развития человеческого капитала, индикаторы комфортности проживания, индекса социальной обеспеченности, и др. В связи с этим любое территориальное образование (регион) нуждается в конкурентной оценке и позиционировании продуктов, услуг, направлений развития инфраструктуры, разработке маркетинговой концепции развития и продвижения, используя интегрированные индикаторы оценки маркетингового позиционирования регионов России. [1]

Введем понятийное доуточнение конкурентного позиционирования территории (регион, город). — это выбор позиции на национальном и международном рынке, исходя из оценки конкурентной среды, собственных и чужих преимуществ и недостатков, и ее корректирование в зависимости от влияния факторов окружающей среды.

Первая группа факторов относится к мировой практике, которая показывает, что прикладной аспект исследования конкурентоспособности экономических субъектов лежит в плоскости реализации бенчмаркинга.[1] Другая группа факторов методологии оценки и индикатирования регионов, связана непосредственно с неоклассическим позиционированием региона, направленная на реализацию конкурентного потенциала региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях, как между странами мира. По Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 году Россия заняла 50 место среди 188 стран и территорий оставшись в группе стран с высоким уровнем ИРЧП.

Тем не менее, масса вопросов в исследуемой области не решена. Архитектурой нерешенного в вопросах маркетинга территорий является определение и отбор статистических методов оценки рыночной привлекательности маркетинга территорий. Сущность и значение маркетинга территорий в экономическом развитии страны раскрывается через рассмотрение структуры 4Р как активного структурного субъекта рыночных отношений, деятельность которых является одним из факторов формирования экономической ситуации региона. Как правило, изучение вопросов, связанных с развитием экономики территории предполагает рассмотрение комплексных макроэкономических явлений, уточнения базовых понятий данного направления маркетинга с позиции значимости развития процессов на уровне региона. Данное положение отражает сущность маркетингового подхода к формированию направления маркетинга территории, организации, развитию и управлению их деятельностью, как источника предпринимательской, преобразующей активности, направленной на решение задач удовлетворения человеческих потребностей, как бы они не обозначались: нужды потребителей, предпочтения клиентов, потребности сегментов, желания граждан, требования населения и пр.

Таким образом, потенциал развития маркетинга территории в экономическом развитии страны многоаспектен, его полифония мало еще исследована и определяется разработкой инструментов его оценки и использования в практике результативности поведения и управления регионами.

Использованная литература

  1. Данько Т.П. Интегрированные индикаторы оценки маркетингового позиционирования регионов России в оперативном мониторинге развития субъектов РФ в книге Оперативный мониторинг в структуре региональных центров социально-экономического развития/отв.ред Зарова Е.В..-Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2013.-152с ISBN 978-5-7307-0904-1 с18-27
  2. Данько Т.П. Оценка потенциалов развития регионов и архитектура их конкурентоспособности. (На примере республики Саха, Приморского края и Хабаровского края) журнал Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права № 2(54) 2015
  3. Данько Т.П., Архитектура оценок конкурентного позиционирования регионов РФ. Вестник Уфимский государственный университет экономики и сервиса УГУЭС 2(8)/ 2014
  4. Данько Т.П., Зарова Е.В. Методика оценки конкурентности региона на основе коэффициента делового позиционирования бизнеса ж Экономические науки №5 2015
  5. Монография Маркетинг территорий (регионы Российской Федерации) Под ред. В.И Гришина, Е.В. Заровой, Т.П. Данько. -Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. – 280с. ISBN 978-5-7307-0998-0
  6. Источник: URL: http://gtmarket.ru/news/2016/09/05/6219
  7. Источник: URL: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-patents/info
  8. Информационно-статистический материал «Статистика науки и образования» Выпуск 5 «Организации и персонал, выполняющие научные исследования и разработки» Москва – 2015
  9. Исследования: Департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ М. 2015

[1] Бенчмаркинг может рассматриваться как процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию стратегии предпринимательства, основывающиеся на лучшем опыте партнеров и конкурентов на отраслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровнях.

Потенциалы инновационного развития маркетинга территорий.
Раскрытие потенциалов инновационного развития маркетинга территорий требует отработки инструментариев оценки. Территории стали конкурировать между собой, составляя основу территориального маркетинга, за привлечение различного вида ресурсов, в том числе инвестиций, что привело к осознанию необходимости использования маркетинга для формирования рыночной привлекательности территории, ее конкурентоспособности.
Written by: Данько Тамара Петровна, Салимов Агакерим Агасалим оглы
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 12/23/2016
Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
Available in: Ebook